Бухучет при транспортировке нефти нефтепроводами

Алексеева Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Алексеева Т.А. Бухучет при транспортировке нефти нефтепроводами // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 102-106.

Аннотация:
Бухгалтерский учет расходов на транспортировку нефти по трубопроводам имеет свои особенности, затрагивающие буквально все аспекты учета – начиная от состава первичных документов, заканчивая порядком отражения соответствующих операций на счетах бухгалтерского учета. Об этом рассказывается в статье.

Ключевые слова: планирование, бухгалтерский учет, транспортировка нефти, аналитический учет, трубопроводный транспорт, грузоотправитель, маршрутное поручение, перекачка

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Трубопроводная транспортировка жидкостей и газов давно уже стала мощной и самостоятельной отраслью промышленного производства.

Магистральные трубопроводы, по которым перекачиваются миллионы тонн нефти, нефтепродуктов, газа, а также других видов углеводородного сырья, протянулись на тысячи километров от мест добычи нефти и газа к потребителям внутри страны и за рубежами.

Трубопроводная транспортировка нефти имеет ряд преимуществ, по сравнению с использованием водного и железнодорожного транспорта:

– максимальная дальность транспортировки;

– ритмичность работ поставщиков и потребителей;

– наименьшие потери;

– наибольшая автоматизация технологических процессов.

Документальное оформление транспортировки нефти

Транспортировка нефти по трубопроводам транспортом является сложным процессом, включающим в себя несколько видов операций:

– перекачку нефти по магистральному трубопроводу;

– выполнение заказа и диспетчеризацию поставок нефти;

– перевалку, слив/налив, прием/сдачу нефти [2].

На сегодняшний день в России единственной фирмой, осуществляющей транспортировку нефти трубопроводами, является государственная компания ОАО «АК «Транснефть».

Транспортировка нефти по системе магистральных нефтепроводов (далее – СМНП) осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми с данной корпорацией, либо ее дочерними предприятиями.

Процессу транспортировки нефти предшествует определенная работа по оформлению всех необходимых документов, указанных в договоре.

Перечень данных документов, а также последовательность их оформления представлены на рис. (см. ниже).

Рис. Документы, оформляемые в целях транспортировки нефтитрубопроводным транспортом

После оформления всех необходимых документов продавец (грузоотправитель) осуществляет сдачу нефти на приемо-сдаточном пункте для транспортировки. Прием нефти грузоотправителя осуществляется «Транснефтью» по акту приемо-сдачи и паспорту качества ежесуточно равными частями от количества нефти, указанной в месячной заявке.

Показатели качества нефти при приеме и сдаче должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» – при транспортировке нефти на НПЗ России и ближнего зарубежья и ТУ 39-1623-93 «Нефть российская, поставляемая для экспорта» – при транспортировке в дальнее зарубежье [1].

Система магистральных нефтепроводов

Следует отметить одну особенность транспортировки нефти. Попадая в систему нефтепроводов, нефть грузоотправителя смешивается с нефтью других грузоотправителей и, таким образом, теряет свою индивидуализацию (обезличивается). В силу этого в пункте назначения грузополучателю в действительности выдается не сданная грузоотправителем нефть, а нефть, схожая с нефтью грузоотправителя лишь по количеству и качеству.

Кроме того, нефть в СМНП перемещается в общем потоке, и выделить нефть конкретного грузоотправителя невозможно. Фактически это означает, что «Транснефть» не может точно проследить и определить, достигла ли нефть грузоотправителя пункта назначения или нет. Таким образом, перемещение нефти конкретного грузоотправителя является лишь предположением, фикцией.

Теоретически «Транснефть» может выполнить свои обязательства по сдаче нефти в пункте назначения, вообще не осуществляя какого-либо перемещения нефти грузоотправителя. Обязанность же «Транснефти» обеспечить перемещение и сдачу конкретной партии нефти в большинстве случаев является технически невыполнимой.

В соответствии с положением о приеме и движении нефти в СМНП, «предприятия нефтепроводного транспорта производят взаимопередачу соответствующих количеств нефти, указанных в маршрутных телеграммах, начиная с производственного объединения магистральных нефтепроводов, принимающего нефть от производителя (грузоотправителя), в порядке очередности их поступления».

Следовательно, действия «Транснефти» заключаются не в перемещении конкретного груза, а в обеспечении функционирования всей СМНП или определенных ее частей с тем, чтобы к определенному сроку обеспечить наличие заданного количества нефти в пункте назначения.

Расходы, связанные с реализацией продукции

Сдача нефти грузополучателя в пункте назначения осуществляется «Транснефтью» на основании маршрутного поручения, после подтверждения факта ее приема в пункте отправления. При этом при сдаче нефти оформляются паспорта качества и акты приемо-сдачи нефти.

Грузоотправитель нефти обязан обеспечить ее прием в пункте назначения:

– при транспортировке нефти на нефтеперерабатывающий завод (далее – НПЗ) России – путем своевременного приема партии нефти грузополучателя в течение календарного месяца, указанного в маршрутном поручении;

– при транспортировке нефти на экспорт через морские порты – путем своевременного подхода танкера в сроки, предусмотренные графиком подачи и расстановки тоннажа в порту;

– при сдаче нефти на экспорт и на НПЗ России на железнодорожных эстакадах – путем своевременной подачи железнодорожных цистерн в сроки, предусмотренные маршрутным поручением.

Для организаций, основной деятельностью которых является реализация нефти, расходы на ее транспортировку трубопроводами являются расходами, связанными с реализацией продукции, то есть признаются расходами по обычным видам деятельности.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Такими оправдательными документами при транспортировке нефти трубопроводами являются акт об оказании услуг, счет-фактура. При этом акт об оказании услуг «Транснефтью» содержит в себе следующую информацию:

– дату и номер заказа;

– дату и номер маршрутного поручения;

– наименование грузоотправителя;

– маршрут;

– объем нефти;

– стоимость услуг и др.

Отдельными строками в акте выделены стоимость услуг по перекачке нефти и стоимость услуг по ее диспетчеризации.

Стоимость услуг за транспортировку нефти трубопроводом определяется как произведение тарифа по маршруту транспортировки на количество заявленной к транспортировке партии нефти в начале маршрута по массенетто, увеличенную на сумму НДС по ставке, предусмотренной налоговым законодательством.

Произведенные расходы на транспортировку нефти трубопроводом организации отражают в бухгалтерском учете на счете 44 «Расходы на продажу» на основании полученных первичных документов.

Следует отметить, что оплата услуг «Транснефти» за транспортировку нефти производится в предварительном порядке до выпуска маршрутного поручения на основании задания на платеж. В свою очередь задание на платеж выдается грузоотправителю (продавцу) при наличии определенного пакета документов (месячной заявки на транспортировку, заказа на транспортировку партии нефти и проч.)

Синтетический и аналитический учет

Для управления и контроля расходов на транспортировку нефти внутренним пользователям требуется бухгалтерская информация различной степени обобщенности – сводная и более подробная (детализированная). В этих целях в организациях торговли нефтью наряду с синтетическим бухгалтерским учетом ведется аналитический учет.

Согласно инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов. Принимая во внимание особенности транспортировки нефти трубопроводами и требования законодательства Российской Федерации, предлагается организовать аналитический учет следующим образом:

– открыть субсчет первого порядка к счету 44 «Расходы на продажу» – «Транспортировка нефти»;

– открыть субсчета второго порядка к счету 44 «Расходы на продажу» – «Пере качка нефти», «Диспетчеризация нефти»;

– на счете 44 «Расходы на продажу» ввести аналитику «№ партии»;

– ввести на счетах учета расчетов с контрагентами аналитику «№ задания на платеж».

Исходя из вышеуказанных аналитик, счет 44 «Расходы на продажу» мог бы выглядеть следующим образом:

44 00 0 0 0,

где:

– первые два знака – номер счета синтетического учета;

– третий и четвертый знаки – вид затрат (транспортировка);

– пятый знак – детализация вида затрат (перекачка; диспетчеризация);

– шестой знак – направление реализации (Россия; экспорт);

– седьмой знак – номер партии.

Организованный таким образом аналитический учет расходов на транспортировку нефти трубопроводами позволит заинтересованным пользователям получать:

– точную информацию о сумме расходов на транспортировку конкретной партии нефти конкретным трубопроводом;

– информацию по стадиям транспортировки (перекачка, диспетчеризация) и направлениям реализации.


Источники:

1. Положение Минтопэнерго РФ от 01.09.95 № 208 «О приеме и движении нефти в системе магистральных нефтепроводов».
2. Приложение к приказу Федеральной службы по тарифам от 17.08.2005 № 380-э/2 «Положение об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам».
3. Коршак А.А., Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела: Учебник для вузов. – Уфа: Дизайнполиграфсервис, 2001. – 544 с.
4. Канделаки Т.Л., Авраменко Н.В., Мельникова С.А. Нефтяной рынок России. – М.: ИнфоТЭК-Консалт, 2000. – 231 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 03:25:07