Расчет коэффициента привлекательности маршрута как способ повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур в сфере организации городских пассажирских перевозок (на примере г.Владивостока)
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье предложены меры по повышению эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур в сфере городских пассажирских перевозок. Чтобы избежать конфликтов и противоречий при принятии решения
о распределении маршрутов городского транспорта между предприятиями-перевозчиками, автором разработана методика расчета коэффициента привлекательности маршрутов городского пассажирского транспорта.
Ключевые слова: принятие решений, городские пассажирские перевозки, конкурсный отбор предприятий перевозчиков, коэффициент привлекательности маршрута, автоматизированная система диспетчерского управления, распределение маршрутов, эксплуатационные расходы, взаимодействие власти и бизнеса
На сегодняшний день одной из главных проблем, препятствующих повышению качества городских пассажирских перевозок, является размещение основных схем взаимодействия власти и бизнеса.
Также требуют внимания финансовые потоки, обеспечивающие это взаимодействие в серой зоне, то есть в зоне неформальных и нелегальных практик сотрудничества представителей администрации и предпринимательских структур.
Одним из направлений повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур является конкурсное распределение маршрутов городского пассажирского транспорта среди предприятийперевозчиков. При организации конкурсов больше всего противоречий и конфликтов вызывает распределение маршрутов пассажирских перевозок между субъектами рынка.
Слагаемые привлекательности маршрута
Для придания большей открытости и объективности процессу принятия решения о распределении маршрутов автор разработал методику экономической оценки каждого маршрута, учитывающую показатели доходности и эксплуатационные затраты. На основе анализа этих показателей можно рассчитать коэффициент привлекательности каждого маршрута.
Выставляя на конкурс открытую информацию о доходах, получаемых на маршруте, и об эксплуатационных расходах, администрация города способствует переносу процесса распределения маршрутов из серой зоны взаимодействия в белую зону. В свою очередь, это приведет к повышению качества пассажирских перевозок, поскольку именно качество предоставляемых услуг является основным параметром, по которому оценивается каждое участвующее в конкурсе предприятие-перевозчик.
На основе расчета коэффициента привлекательности на каждом маршруте необходимо сформировать на базе полученных расчетов конкурсные лоты.
Это означает совмещение маршрутов с высоким коэффициентом привлекательности и так называемые социальных маршрутов, на которых данный коэффициент приближается к нулю.
Для расчета коэффициента привлекательности маршрутов нам понадобятся следующие данные, которые могут быть получены путем комплексного обследования пассажиропотоков.
1) пассажиропоток на маршруте, позволяющий определить показатели доходности маршрута;
2) эксплуатационные показатели, позволяющие рассчитать переменные расходы, а именно:
– нормы расхода топлива для каждого маршрута в соответствии с типом вместимости автобусов, которые должны обслуживать этот маршрут (большая, средняя, малая вместимость);
– нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин (на 1000 км пробега);
– нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автобусов (на 1000 км пробега);
– заработную плату водителей;
– нормы расхода смазочных материалов (на 1000 км пробега).
Формулы расчета показателей
Коэффициент привлекательности маршрута k (i) предлагается рассчитать по формуле (1):
, (1)
где
D(i) – доход от перевозки пассажиров на i-м маршруте;
L(i) – эксплуатационные расходы на i-м маршруте;
N – минимальная норма прибыли при эксплуатации маршрута.
Доход i-го маршрута D(i) определяется по формуле (2):
D(i) = P1 × K1(i) , (2)
где
P1 – стоимость проезда одного пассажира;
K1(i) – количество перевезенных пассажиров по маршруту в течение суток.
Переменные затраты на эксплуатацию автобусов L(i) на i-м маршруте рассчитываются по формуле (3):
L(i) = F (i) + Z + R(i) +W (i) + M (i) , (3)
где
F(i) – затраты на топливо;
Z – заработная плата водителя;
R(i) – расходы на ремонт и замену запасных частей;
W(i) – расходы на замену резины;
M(i) – расходы на смазочные материалы.
Расход переменных затрат на топливо F(i) на i-м маршруте производится по формуле (4):
, (4)
гдеS2i – длина i-го маршрута (км);
K2i – количество рейсов, сделанных по i-му маршруту в течение суток;
Sо – расход топлива на 100 км пробега (л);
P2 – стоимость 1 литра бензина (руб.).
Расходы на ремонт и замену запасных частей R(i) на i-м маршруте производятся по формуле (5):
, (5)
где
Nr – норматив стоимости ремонта и техобслуживания в рублях на 1000 км пробега;
EZ – коэффициент, определяющий за траты на ремонтные материалы в % от суммы затрат Nr.
Расходы на замену резины W(i) на i-м маршруте рассчитываются по формуле (6):
, (6)
где
SW – стоимость резины на одно колесо;
KW – количество колес у автобуса;
T(i) – количество автобусов на i-м маршруте;
KT – коэффициент выхода ТС на маршрут.
В табл. 1 (см. на с. 166) приведены нормативы и способы расчета необходимых показателей для определения коэффициента привлекательности маршрута. Данные для расчетов получены в ходе комплексного обследования пассажиропотоков на всех маршрутах городского пассажирского транспорта в границах Владивостокского городского округа в апреле 2009 года.
Таблица 1
Примерный расчет показателей для определениякоэффициента привлекательности маршрута № 23 в г. Владивостоке
Распределение маршрутов
На примере маршрута № 23 в табл. 1 мы получили коэффициент привлекательности данного маршрута – 0,53.
Это означает, что эксплуатационные расходы на данном маршруте (плюс норма прибыли 10%) составляют меньше половины от общих получаемых доходов. Этот маршрут является достаточно выгодным.
По вышеописанной методике была проведена оценка каждого маршрута в г.Владивостоке. В результате все маршруты были распределены по трем группам (см. табл. 2 на с. 167).
Таблица 2
Распределение маршрутовв маршрутной сети г. Владивостока по коэффициентам привлекательности
Наименование группы |
Диапазонзначений
|
Количествомаршрутов
|
Маршруты с низкимкоэффициентом при-влекательности
|
менее0,10
| 21 маршрут |
Маршруты со среднимкоэффициентом при-влекательности
|
от 0,11до 0,50
| 31 маршрут |
Маршруты с высокимкоэффициентом при-влекательности
| более 0,51 | 23 маршрута |
Разбив маршруты на группы, соответствующие низким, средним или высоким коэффициентам привлекательности, далее необходимо объединять маршруты с высоким и низким коэффициентом привлекательности в один лот при конкурсном распределении.
В этом случае компании, получившие в эксплуатацию высокодоходные маршруты, должны будут обслуживать и объединенные с ними в один лот низкодоходные маршруты.
Возможна разработка информационного и программного обеспечения расчетов помаршрутных эксплуатационных затрат и коэффициента привлекательности маршрутов в рамках использования автоматизированной системы диспетчерского управления. Это позволит автоматически корректировать расчетные показатели в случае изменений в маршрутной сети города.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:39:26