Расчет коэффициента привлекательности маршрута как способ повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур в сфере организации городских пассажирских перевозок (на примере г.Владивостока)

Белозерцева Н.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предложены меры по повышению эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур в сфере городских пассажирских перевозок. Чтобы избежать конфликтов и противоречий при принятии решения о распределении маршрутов городского транспорта между предприятиями-перевозчиками, автором разработана методика расчета коэффициента привлекательности маршрутов городского пассажирского транспорта.

Ключевые слова: принятие решений, городские пассажирские перевозки, конкурсный отбор предприятий перевозчиков, коэффициент привлекательности маршрута, автоматизированная система диспетчерского управления, распределение маршрутов, эксплуатационные расходы, взаимодействие власти и бизнеса



На сегодняшний день одной из главных проблем, препятствующих повышению качества городских пассажирских перевозок, является размещение основных схем взаимодействия власти и бизнеса.

Также требуют внимания финансовые потоки, обеспечивающие это взаимодействие в серой зоне, то есть в зоне неформальных и нелегальных практик сотрудничества представителей администрации и предпринимательских структур.

Одним из направлений повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур является конкурсное распределение маршрутов городского пассажирского транспорта среди предприятийперевозчиков. При организации конкурсов больше всего противоречий и конфликтов вызывает распределение маршрутов пассажирских перевозок между субъектами рынка.

Слагаемые привлекательности маршрута

Для придания большей открытости и объективности процессу принятия решения о распределении маршрутов автор разработал методику экономической оценки каждого маршрута, учитывающую показатели доходности и эксплуатационные затраты. На основе анализа этих показателей можно рассчитать коэффициент привлекательности каждого маршрута.

Выставляя на конкурс открытую информацию о доходах, получаемых на маршруте, и об эксплуатационных расходах, администрация города способствует переносу процесса распределения маршрутов из серой зоны взаимодействия в белую зону. В свою очередь, это приведет к повышению качества пассажирских перевозок, поскольку именно качество предоставляемых услуг является основным параметром, по которому оценивается каждое участвующее в конкурсе предприятие-перевозчик.

На основе расчета коэффициента привлекательности на каждом маршруте необходимо сформировать на базе полученных расчетов конкурсные лоты.

Это означает совмещение маршрутов с высоким коэффициентом привлекательности и так называемые социальных маршрутов, на которых данный коэффициент приближается к нулю.

Для расчета коэффициента привлекательности маршрутов нам понадобятся следующие данные, которые могут быть получены путем комплексного обследования пассажиропотоков.

1) пассажиропоток на маршруте, позволяющий определить показатели доходности маршрута;

2) эксплуатационные показатели, позволяющие рассчитать переменные расходы, а именно:

– нормы расхода топлива для каждого маршрута в соответствии с типом вместимости автобусов, которые должны обслуживать этот маршрут (большая, средняя, малая вместимость);

– нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин (на 1000 км пробега);

– нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автобусов (на 1000 км пробега);

– заработную плату водителей;

– нормы расхода смазочных материалов (на 1000 км пробега).

Формулы расчета показателей

Коэффициент привлекательности маршрута k (i) предлагается рассчитать по формуле (1):

, (1)

где

D(i) – доход от перевозки пассажиров на i-м маршруте;

L(i) – эксплуатационные расходы на i-м маршруте;

N – минимальная норма прибыли при эксплуатации маршрута.

Доход i-го маршрута D(i) определяется по формуле (2):

D(i) = P1 × K1(i) , (2)

где

P1 – стоимость проезда одного пассажира;

K1(i) – количество перевезенных пассажиров по маршруту в течение суток.

Переменные затраты на эксплуатацию автобусов L(i) на i-м маршруте рассчитываются по формуле (3):

L(i) = F (i) + Z + R(i) +W (i) + M (i) , (3)

где

F(i) – затраты на топливо;

Z – заработная плата водителя;

R(i) – расходы на ремонт и замену запасных частей;

W(i) – расходы на замену резины;

M(i) – расходы на смазочные материалы.

Расход переменных затрат на топливо F(i) на i-м маршруте производится по формуле (4):

, (4)

гдеS2i – длина i-го маршрута (км);

K2i – количество рейсов, сделанных по i-му маршруту в течение суток;

Sо – расход топлива на 100 км пробега (л);

P2 – стоимость 1 литра бензина (руб.).

Расходы на ремонт и замену запасных частей R(i) на i-м маршруте производятся по формуле (5):

, (5)

где

Nr – норматив стоимости ремонта и техобслуживания в рублях на 1000 км пробега;

EZ – коэффициент, определяющий за траты на ремонтные материалы в % от суммы затрат Nr.

Расходы на замену резины W(i) на i-м маршруте рассчитываются по формуле (6):

, (6)

где

SW – стоимость резины на одно колесо;

KW – количество колес у автобуса;

T(i) – количество автобусов на i-м маршруте;

KT – коэффициент выхода ТС на маршрут.

В табл. 1 (см. на с. 166) приведены нормативы и способы расчета необходимых показателей для определения коэффициента привлекательности маршрута. Данные для расчетов получены в ходе комплексного обследования пассажиропотоков на всех маршрутах городского пассажирского транспорта в границах Владивостокского городского округа в апреле 2009 года.

Таблица 1

Примерный расчет показателей для определениякоэффициента привлекательности маршрута № 23 в г. Владивостоке

Распределение маршрутов

На примере маршрута № 23 в табл. 1 мы получили коэффициент привлекательности данного маршрута – 0,53.

Это означает, что эксплуатационные расходы на данном маршруте (плюс норма прибыли 10%) составляют меньше половины от общих получаемых доходов. Этот маршрут является достаточно выгодным.

По вышеописанной методике была проведена оценка каждого маршрута в г.Владивостоке. В результате все маршруты были распределены по трем группам (см. табл. 2 на с. 167).

Таблица 2

Распределение маршрутовв маршрутной сети г. Владивостока по коэффициентам привлекательности

Наименование группы Диапазонзначений
Количествомаршрутов
Маршруты с низкимкоэффициентом при-влекательности
менее0,10
21 маршрут
Маршруты со среднимкоэффициентом при-влекательности
от 0,11до 0,50
31 маршрут
Маршруты с высокимкоэффициентом при-влекательности
более 0,5123 маршрута

Разбив маршруты на группы, соответствующие низким, средним или высоким коэффициентам привлекательности, далее необходимо объединять маршруты с высоким и низким коэффициентом привлекательности в один лот при конкурсном распределении.

В этом случае компании, получившие в эксплуатацию высокодоходные маршруты, должны будут обслуживать и объединенные с ними в один лот низкодоходные маршруты.

Возможна разработка информационного и программного обеспечения расчетов помаршрутных эксплуатационных затрат и коэффициента привлекательности маршрутов в рамках использования автоматизированной системы диспетчерского управления. Это позволит автоматически корректировать расчетные показатели в случае изменений в маршрутной сети города.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:39:26