Non-Profit Housing Organization – the Source of Social Innovations
Download PDF | Downloads: 16
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-1 / November, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The Republic of Tatarstan, one of the first has started using the public sector in the implementation of social policies. The most tangible results were achieved by non-profit organizations in solving the housing problem. To date, the republic has accumulated a rich experience of non-profit suppliers of housing, providing its
mass offer.
Keywords: investment projects, housing construction, public services, affordable housing, non-profit organizations, non-profit suppliers of housing, social innovations, housing cooperative
Динамичное развитие некоммерческих организаций основано на высоком экономическом потенциале позиции, выработанной руководством данных структур, и подкреплено удачным выбором организационно-правовой формы.
Вместе с тем в целом по стране потенциал российского некоммерческого сектора остается нераскрытым преимущественно в силу недостаточной компетентности самих представителей некоммерческих организаций. Данные структуры не разрабатывают инновационные социальные проекты, направленные на повышение благосостояния населения. В силу этого они практически не вовлечены в систему реализации социально значимых услуг, финансируемых государством.
Это существенно ограничивает возможности участия сектора в решении общенациональных задач, в том числе в области повышения уровня жизни граждан. Одним из сдерживающих факторов является действующее законодательство в отношении некоммерческих организаций, которое жестко ограничивает перспективную деятельность и создает препятствия для развития инициатив организаций.
Некоммерческие организации и национальные проекты
Некоммерческие организации представляют собой неиссякаемый источник социальных инноваций.
Многие управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены именно некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики [2].
Республика Татарстан одной из первых в Российской Федерации начала активно использовать возможности общественного сектора при реализации социальной политики. Наиболее ощутимых результатов некоммерческие организации достигли в области решения жилищной проблемы.
В первой половине 1990-х годов произошло разрушение прежней системы обеспечения населения бесплатным жильем. При этом неоправданно затянулись разработка и реализация перспективных форм строительства жилых помещений.
Для обеспечения населения доступным жильем в Республике Татарстан успешно функционируют две некоммерческие организации:
– некоммерческое партнерство «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан»;
– общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан».
Программа ликвидации ветхого жилья, принятая в октябре 1995 года Указом Президента Татарстана «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья», стала первой жилищной программой, выполнение которой было возложено на некоммерческую организацию.
Впервые в качестве основного источника финансирования государственной программы были привлечены внебюджетные средства.
Опыт работы позволил фонду плавно интегрироваться в реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В рамках федеральной целевой программы «Жилище» фонд реализует подпрограммы:
– «Обеспечение жильем молодых семей»;
– «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой»;
– «Обеспечение жильем семей молодых специалистов на селе» в рамках программы «Развитие агропромышленного комплекса»;
– «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» [3].
Объединение молодежного строительства Республики Татарстан
Общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» (далее – Объединение) была создана 7 июля 1995 года и совместно с Государственным комитетом по делам детей и молодежи Республики Татарстан разработала Программу государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья. Для законодательного закрепления права молодых семей на жилье 21 октября 1999 года был принят Закон Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» (далее – Закон).
Организация является активным членом общероссийской общественной организации «Союз МЖК России», деятельность которой направлена на содействие решению жилищных проблем молодежи.
В 2002 году сотрудники Объединения совместно с общероссийской общественной организацией «Союз МЖК России» приняли участие в разработ ке подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы.
В 2004 году, в период разработки пакета из 27 федеральных законопроектов, направленных на формирование рынка доступного жилья, Объединение принимало активное участие в разработке некоторых документов. Среди последних – Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» [1, 4].
Организацией активно и непрерывно ведется поиск путей обеспечения жильем молодых семей в изменяющихся экономических условиях.
Согласно условиям Закона, денежные средства молодым семьям не выдаются, а инвестируются на строительство или приобретение жилья, завершение строительства или реконструкцию помещений.
В зависимости от объема финансирования, условий строительного рынка муниципального образования или его типичной застройки, запросов молодых семей, принимается решение о варианте улучшения их жилищных условий. Традиционно в городах это инвестирование в строительство жилых домов или приобретение квартир на вторичном рынке, а в сельских районах – индивидуальное жилищное строительство или приобретение строительных материалов для завершения строительства (реконструкции) жилого дома.
Снижение стоимости жилья и… количества разводов
Инвестирование в строительство жилья обладает существенным преимуществом перед приобретением жилья на вторичном рынке, когда удается снизить стоимость жилья до 25%. К примеру, в Набережных Челнах и Нижнекамске – это 25,5 тыс. руб. за 1 кв. м общей площади (рыночная стоимость 33 и 27 тыс. руб. соответственно).
Вместе с тем повышение доступности жилья для молодых семей осуществляется не только через предоставление государственной поддержки и относительно низкой стоимости возводимого жилья, но и путем строительства квартир с небольшими площадями. В итоге стоимость квартир оказывается в два раза ниже, чем при приобретении на рынке.
Уполномоченной организации какие-либо субсидии для строительства социального жилья не предоставляются. Для строительства жилья организация приобретает земельные участки на общих основаниях с коммерческими застройщиками.
Для снижения бремени по обслуживанию государственной поддержки семьи могут воспользоваться материнским капиталом.
В районах, где местная администрация осуществляет софинансирование на основании Закона, наблюдается высокий уровень рождаемости, который в среднем в 1,5 раза превышает среднестатистический показатель.
Благодаря улучшению жилищных условий у молодых семей снижается показатель разводов. Так, по официальной статистике, средний уровень разводов в год достигает 4 на 1000 человек населения, тогда как у молодых семей – участников строительства жилья его значение существенно ниже – 1,1.
Подобная эффективность Закона обеспечивается активной деятельностью всех участников:
– руководства муниципального образования;
– Объединения молодежного строительства Республики Татарстан;
– молодых семей;
– застройщиков.
Сельское жилье и массовое предложение социального жилья
Особо следует отметить такую форму государственной поддержки, как обеспечение завершения строительства в сельской местности. Благодаря оплате поставки строительных материалов, молодым семьям предоставляется возможность завершить строительство и реконструкцию собственных домов.
Общее количество молодых семей, улучшивших свои жилищные условия на селе, составляет 25% от общего числа молодых семей, получивших государственную поддержку по республике. Кроме того, в этом случае отсутствует первоначальный взнос и предусматриваются условия об отсрочке платежей до завершения строительства (реконструкции) на срок до 9 месяцев.
Таким образом, в Республике Татарстан созданы все условия для массового предложения социального жилья. В частности, накоплен богатый опыт функционирования некоммерческих поставщиков жилья и, главное, есть понимание необходимости строительства недорогого жилья, без коммерческого интереса.
Для развития современной системы улучшения жилищных условий необходимы разработка и реализация механизмов по предоставлению жилья в аренду на льготных условиях найма. Это потребует увеличения объемов финансирования строительства социального жилья, в том числе с привлечением внебюджетных средств.
Страница обновлена: 27.04.2025 в 02:55:27