Small and Medium Business: Results and Prospects of Development

Marina Stanislavskaya

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 6-2 / June, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
At the time when the market relations were coming into being, there formed a clear understanding of the role of small and medium business and their positive impact on the development of the national economy and regional economies. However, in every region development of small and medium business has its own features. The article tells about the features of small and medium business in the Amur Region.

Keywords: economic crisis, small and medium business, regional economies, trade, construction, foreign investments, amur region



Мировая практика показывает, что малые и средние предприятия (МСП) играют очень важную, а иногда и решающую роль как в национальной экономике, так и в экономике регионов. В большинстве стран даже в периоды глубоких экономических кризисов именно предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивали граждан рабочими местами. Они способствовали повышению эффективности и ускорению проводимых реформ, разработке и внедрению инноваций, позволяли удовлетворять все необходимые потребности рынка.

В современных условиях в условиях экономического кризиса больше шансов к выживанию имеют именно малые и средние предприятия. Они характеризуются высокой мобильностью и умением приспосабливаться к самым незначительным изменениям внешней среды [3]. Тенденция развития МСП характерна не только для национальной экономики, но и для региональных рынков [2].

Приоритетные отрасли

В России часть регионов развивается самостоятельно и очень успешно, а часть являются дотационными. К числу дотационных регионов относится и Амурская область. Разумеется, это обстоятельство в определенной степени влияет на развитие на данной территории предприятий, в том числе и субъектов малого и среднего предпринимательства.

В результате изменения условий ведения хозяйства экономика региона оказалась в очень трудном положении. Количество крупных предприятий было незначительным, в основном предприятия были небольшими. И основная часть компаний работала на привозном сырье, причем очень часто конечная продукция поступала в отдаленные регионы России.

В период становления и развития рыночных отношений такие взаимосвязи стали нецелесообразными и экономически неэффективными, что повлекло за собой исчезновение этих организаций.

Некоторые тенденции, характерные для амурских предприятий и сложившиеся еще в советское время, проявляются и сейчас. В первую очередь это относится к развитию малых и средних предприятий в таких отраслях, как добыча природных ресурсов, сельское хозяйство.

Кроме того, в экономике Амурской области сложились следующие приоритетные направления:

– энергетика;

– транспортные системы и коммуникации;

– сфера услуг (в первую очередь торговля и общественное питание);

– строительство [1].

Обозначенные отрасли получили развитие в рамках малого и среднего предпринимательства Амурской области, потому что на результаты их деятельности есть спрос со стороны мирового и российского рынка, а также граждан, проживающих на территории региона.

Тенденции развития малых и средних предприятий

Экономика Амурской области переориентировалась на внутренние потребности. Исключением стали предприятия, добывающие сырье, которое является востребованным на мировом рынке: золото, титан, железо, соя, электроэнергия, лес и др.

В целом, характеризуя особенности отраслевого развития предприятий малого и среднего бизнеса на территории Амурской области, можно отметить, что заметны проявления общероссийских тенденций, а также специфические особенности, присущие именно данному региону. За период, в течение которого осуществлялся переход от плановой системы ведения хозяйства к рыночной экономике, в регионе наблюдалась некоторая положительная динамика развития МСП.

Так, по состоянию на 1 января 2009 г. в Амурской области в общем числе действующих хозяйствующих организаций малые предприятия составляют 42%, а средние – 1%. На сегодняшний день в сфере малого бизнеса работает каждый шестой из числа занятых в экономике области. Малыми предприятиями оказывается 18,0% объема платных услуг населению, осуществляется 24,8% оборота розничной торговли. Доля средних предприятий в общем объеме платных услуг составила 0,8%, в обороте розничной торговли – 5,5% [5].

С позиции отраслевого развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их численного увеличения, наметились положительные (правда, не революционные) тенденции. С точки зрения вклада данного сектора в экономику региона ситуация неутешительная. К сожалению, в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса не соответствует потребностям экономики области. Рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях явно не отражает их возможностей в формировании валового регионального продукта. По-прежнему низкой остается доля малых предприятий в ВРП, в 2008 г. по области он составил 8,0% [5].

Среднесписочная численность работающих на одном малом предприятии составила 8 человек, на малом предприятии (без микропредприятий) – 33 человека, на среднем – 110 человек [5].

Проблемы малого предпринимательства

Приведенные данные наглядно характеризуют экономическую ситуацию в Амурской области.

Мы видим, что в экономике региона преобладают малые предприятия, имеющие небольшое количество работников и не оказывающие большого влияния на формирование ВРП.

В этой связи следует заметить, что основной задачей регионального малого и среднего бизнеса является забота о своей собственной сохранности. Основная цель их деятельности – не стать банкротами, выжить в условиях неблагоприятного влияния различных факторов внешней среды. Вследствие этого предприятия малого бизнеса лишены возможности эволюционировать в средние, а затем и крупные бизнес-структуры и остаются в сфере своей первоначальной деятельности. Отсюда у данной группы компаний отсутствует всякое стремление к развитию. Малая численность работников этих предприятий также предполагает, что масштабы деятельности этих фирм невелики.

В этой связи у крупных компаний нет стремления развивать кооперационные связи с такими малочисленными и неэффективными предприятиями.

Соответственно, интеграционные связи между крупным, средним и малым бизнесом в регионе практически не установлены и на текущий момент мало положительных предпосылок для их формирования.

Иностранные инвестиции и региональный менеджмент

Общий объем инвестиций в основной капитал в 2008 году составил: по средним предприятиям – 391,8 млн рублей, по малым компаниям – 1074,5 млн рублей. В пересчете на одно среднее предприятие – 4,1 млн рублей, на одно малое – 0,2 млн рублей [5].

Что касается внешних инвесторов, то иностранные предприятия не очень охотно вкладывают свои средства в амурские предприятия. К числу наиболее эффективных инвестиций в МСП области следует отнести вклад английских и канадских инвесторов, вложивших финансовые и организационные ресурсы в золотодобывающие предприятия, а также китайских предпринимателей, работающих в сфере торговли и общественного питания, строительства.

Очень низким является уровень регионального менеджмента, особенно в части поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в 2008 году органами регионального управления было выделено 467 руб., а фактически получено 137 руб. в пересчете на 1 предприятие и 1 предпринимателя [5].

Что касается перспектив развития малого и среднего бизнеса, то при условии политической стабильности в стране, регионе, те положительные тенденции, которые существуют на данный момент, будут сохранены и продолжены. Но с учетом геополитического положения Амурской области, наличия огромного числа природных ресурсов хотелось бы, чтобы развитие региона было бурным и революционным. Это зависит от того, каким образом будут себя вести региональные и в первую очередь федеральные органы управления.

Следует уделять самое пристальное внимание определению областных приоритетов и очередности их внедрения с целью повышения эффективности данного сектора экономики. А наиболее важной задачей, стоящей перед федеральными и региональными органами власти, является разработка собственной модели развития предприятий малого и среднего бизнеса в регионе.

Ценным в данной ситуации является опыт ближайшего соседа – КНР, который проводит очень грамотную политику, направленную на поддержку и развитие предприятий малого и среднего бизнеса, как со стороны центра, так и местных органов власти. Только в этом случае не придется сожалеть о части российской экономики, которую мы потеряли и, которая могла привнести большой вклад в экономику страны.


Страница обновлена: 27.04.2025 в 05:24:23