Развитие кластерных механизмов повышения конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса Приморского края

Марченко О.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (149), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье сформулированы основные свойства экономических кластеров, которые определяют направления работы по повышению конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса региона. Определены преимущества кластерной организации туристского комплекса.

Ключевые слова: инновации, конкурентные преимущества, туристский кластер



В последние годы внимание широкого круга экономистов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема поиска новых форм организации и управления производством конкурентоспособных товаров и услуг, наиболее приспособленных к восприятию инновационных технологий. По мнению многих ученых, решение проблемы лежит на пути формирования и реализации кластерной политики [1-3]. Однако до сих пор не существует конкретных методик по формированию кластеров.

Использование кластерного подхода для повышения эффективности туристской деятельности наиболее заманчиво, поскольку для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, технологически не связанных между собой.

В научной литературе все еще продолжаются дискуссии по поводу определения кластеров. В связи с обилием публикаций на эту тему мы не будем останавливаться на этом вопросе.

Для успешного использования кластерного подхода не менее важно определение не столько самого кластера, сколько его свойств. Сформулируем основные свойства кластеров.

Свойства кластеров

Во-первых, кластеры не возникают сами по себе. Сначала развитие надо организовать, а лишь потом капитализировать. Экономические кластеры формируются как результат кластерной политики.

Кластерная политика – это система мероприятий, проводимых муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях. Она включает в себя меры правового и институционального обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку.

Процесс формирования кластеров начинается в результате проявления кластерной инициативы.

Под кластерной инициативой понимаются скоординированные действия, направленные на повышение конкурентоспособности и роста регионального отраслевого кластера с вовлечением и непосредственным участием ключевых участников кластера: компаний, ассоциаций, образовательных учреждений и т.п.

На концептуальном уровне кластерная политика находит свое отражение в программных документах формирования стратегий социально-экономического развития регионов. В Приморском крае краевой администрацией совместно с Центром стратегических разработок «Северо-Запад» была разработана такая программа до 2025 года. Но приступить к реализации инициатив можно будет только после того, как будут разработаны механизмы развития кластеров. Такие механизмы должны быть сформированы и реализованы в конкретных решениях, в первую очередь, на уровне государственной власти.

Во-вторых, кластер привязывается к конкретному региону и опирается на его ресурсный потенциал. Образ одноименного кластера в одном регионе будет отличаться от образа кластера в другом регионе. С этих позиций кластеры являются уникальными экономическими образованиями.

В-третьих, кластер обладает свойствами проектной системы, поскольку является результатом сознательных организационных усилий лиц, рассматривающих формирование кластера как управленческий проект. Это свойство кластеров позволяет применять к ним методы управления проектами. Поэтому стержнем эффективного функционирования кластера как экономической системы является процесс стратегического планирования.

В-четвертых, для формирования ядра будущего кластера, а в дальнейшем и его развития, необходимо выстроить некоторую институциональную структуру, в рамках которой инициируются законодательные инициативы и формируются механизмы по отслеживанию исполнения принятых законодательных актов.

Новые институциональные формы должны создаваться на основе представления о том, как связывать и организовывать разноформационные знания. Они создаются в противовес ведомственно-отраслевому укладу, формирующему вполне определенное сознание, которому несвойственно инновационное развитие системы в целом. Для кластерного межотраслевого мультисферного сознания необходимо совершенно другое мышление и другой тип институционального действия.

В-пятых, основополагающим свойством кластера является его инновационная направленность [4]. Организационная структура кластера должна быть ориентирована на повышение эффективности использования знаний, уменьшение транзакционных издержек, создание новых сетей сотрудничества. Создание инновационных технологий невозможно без поддержки научных исследований и ученых, которые проводят такие исследования, прежде всего, на региональном уровне.

В-шестых, свойством кластерной среды является то, что в ней проекты реальной экономики соединяются один с другим, образуя устойчивую и расширяющуюся проектную инфраструктуру, запускающую синергетические механизмы. В кластерной среде не деньги «липнут к деньгам», а одни проекты инициируют появление других.

В-седьмых, процесс формирования кластера – это процесс становления развивающейся системы. Невозможно сразу создать и реализовать такой сложный проект как кластер. Элементы проекта постоянно уточняются по мере создания кластера. Сначала организуется ядро, затем проявляются контуры кластера и т.д.

Методика формирования кластеров «с конца»

Перечисленные свойства кластеров скорей всего и объясняют то, что до сих пор нет сколько-нибудь внятных методик формирования кластеров – каждое из свойств в настоящее время представляет собой сложную научную проблему, в полной мере не реализованную. Как же тогда быть? По мнению автора, методику формирования кластеров создавать можно и нужно, используя имеющиеся знания. И начинать нужно «с конца». Под этим мы понимаем описание ситуации, к которой следует прийти в результате реализации программы формирования кластера. Это первый этап. При описании конечного состояния объекта (кластера) необходимо придерживаться инновационного принципа. Это некоторое идеализированное состояние, которое возможно и не будет никогда достигнуто, но к нему следует стремиться. Это своего рода «Нью-Васюки», тем не менее, привязанные к конкретному региону, учитывающие его отличительные черты и особенности в ряду других регионов и сопредельных территорий. Если никаких суперзадач не ставить, то не получится никакого инновационного развития.

Затем с использованием терминологии, выработанной для описания конечного состояния, производится описание текущего состояния. Только теперь становится ясно, какую информацию нужно собирать для характеристики текущего состояния. При таком подходе мы знаем, какая информация нам понадобится в будущем, а не используем только те данные, которыми располагаем сейчас. Процесс сбора информации тоже необходимо организовывать.

Далее строятся оптимизационные модели перевода элементов системы из начального состояния в конечное, которые относятся к классу моделей выбора проектов [5, 6].

Преимущества кластерной организации туристского комплекса

Реализация кластерной политики позволит повысить конкурентоспособность туристско-рекреационного комплекса региона [7]. Преимущества кластерной организации туристского комплекса состоят в следующем.

1. С помощью кластеров органы власти могут эффективнее использовать новые рыночные тенденции для социально-экономического развития региона, сочетая оценки внутри кластера (как участник кластера) и понимание внешних макроэкономических факторов, социально-политических тенденций и реалий. То есть кластерный подход предоставляет органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом, более глубокого понимания его характерных показателей и тактических задач, дает возможность целенаправленного, реального и мотивированного стратегического планирования ресурсов региона, развития территорий.

2. Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками.

3. Для малых и средних предприятий кластер может существенно снижать барьер входа на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы. Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Имидж кластера переносится внешними по отношению к кластеру партнерами и на отдельные предприятия.

4. Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления. Используя влияние и авторитет кластера, бизнес и региональные власти совместно могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры, включая подготовку законопроектов и лоббирование на федеральном уровне прохождения региональных и отраслевых инициатив.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:17:55