Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности региональной экономики в условиях глобализации: проблемный аспект

Денисова И.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (147), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Денисова И.Н. Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности региональной экономики в условиях глобализации: проблемный аспект // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 148-152.

Аннотация:
В условиях глобализации и ужесточающейся международной конкуренции между отдельными видами продуктов (услуг), предприятиями, транснациональными корпорациями, регионами и целыми странами, широкое распространение в организации территориальных хозяйственных комплексов получает кластерный подход. Статья посвящена вопросам кластеризации, направленной на повышение конкурентоспособности региональной экономики в условиях глобализации.

Ключевые слова: глобализация, региональная экономика, кластеризация, эффект синергии, отраслевой кластер, территориальная организация производства



Глобализация экономики и усиление международной конкуренции потребовали масштабного развертывания исследований основных факторов и механизмов конкурентоспособного развития (стабильного роста экономики) и благосостояния населения стран (регионов) в международном разделении труда. Согласно И.В. Пилипенко [2], все основные теории конкурентоспособности стран и регионов как новых форм территориальной организации производства, включая и теории кластеризации, по географическому признаку можно приписать трем научным школам (группам) – американской, британской и скандинавской.

Американская научная школа представлена теоретическими и прикладными исследованиями М. Портера, М. Энрайта, М. Сторпера, С. Розенфельда, П. Маскелла и М. Лоренцена и др.

Британская научная школа известна трудами таких ученых, как Дж. Даннинг, Р. Каплински, К. Фримен, Дж. Хамфри и Х. Шмитц.

Скандинавская научная школа представлена теорией экономики обучения и национальной системы инноваций датских ученых Б.-О. Лундвалля и Б. Йонсона и теорией региональной системы инноваций норвежских исследователей Б. Асхайма и А. Изаксена.

На основе проведенного анализа фундаментальных подходов американской, британской и скандинавской научных школ к новым формам организации производства мы делаем вывод о том, что основные конкурентные преимущества создаются на региональном уровне в кластерных структурах.

Три вида кластеров

Несмотря на все более широкое использование термина «кластер» в экономической литературе, его однозначная и строгая дефиниция до сих пор не выработана. Так, отечественные исследователи, как правило, различают три основных вида кластеров [4]:

– кластеры с регионально ограниченной формой экономической деятельности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.). Региональный кластер – это экономическая агломерация в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства фирм, взаимодействующих между собой посредством установления кооперационных связей и конкурентных отношений. Извлечение эффекта синергии от взаимодействия организаций, входящих в такой кластер, достигается за счет региональных факторов: все предприятия региона взаимодействуют на основе конкурентно-партнерских отношений ради достижения общей цели – развития региона в целом;

– кластеры с вертикальными производственными связями в узких сферах деятельности, образованные вокруг головных фирм или сети основных предприятий, охватывающих процессы производства, поставки и сбыта;

– отраслевые кластеры в различных видах производства с высоким уровнем агрегации (например, «химический кластер») или на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»). Отраслевой кластер представляет неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний на основе кооперационных и конкурентных связей, отличающихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ за счет эффекта синергии. В данном случае эффект от взаимодействия организаций достигается только за счет отрасли, так как именно она в этом случае выступает в качестве объединяющего фактора.

Трехуровневая структура кластера

Кластер – устойчивый саморазвивающийся территориально-отраслевой комплекс взаимодействующих на основе кооперации и конкуренции предприятий с целью повышения конкурентоспособности кластера и его участников, стимулирования развития региона в целом.

Внутренний состав регионального (межрегионального) отраслевого (многоотраслевого) промышленного кластера представляется нам в виде следующей совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов в виде трехуровневой структуры [1]:

1) ядро кластера (крупные независимые компании, создающие основные конкурентные преимущества кластерной модели): несколько (одно) ключевых предприятий, производящих профилирующую для региона (межрегионального объединения) продукцию;

2) периферия кластера (совокупность самостоятельных малых и средних предприятий, реализующих конкурентные преимущества кластерной модели): предприятия-поставщики комплектующих (запчастей, оборудования, технологий, рабочей силы, специализированных услуг и т.п.); дилеры и продавцы, экспортирующие продукцию (услуги) ключевых предприятий на внутрирегиональный (межрегиональный), национальный и мировые рынки;

3) социально-экономическая институциональная среда кластера (сопутствующая инфраструктура, способствующая созданию и реализации конкурентных преимуществ кластерной модели):

– инфраструктура интеллектуального капитала (предприятия, формирующие инновационный потенциал и поддерживающие конкурентные преимущества кластера): инжиниринговые фирмы, консалтинговые компании, образовательные учреждения, научно-исследовательские институты (лаборатории, центры), профессиональные объединения и ассоциации (торгово-промышленные палаты), технопарки и бизнес-инкубаторы и др.;

– инфраструктура финансового капитала: банки и финансово-кредитные учреждения, лизинговые и факторинговые фирмы, страховые компании, инвестиционно-инновационные центры, венчурные фонды, бизнес-ангелы;

– связующие рыночные структуры: брокеры, консультанты, властные структуры (администрация регионов), общественные организации и т.п.;

– обеспечивающие рыночные структуры: логистические организации, транспортные компании, поставщики энергии (топлива, связи и т.п.).

Кластер в отечественной науке

Анализ отечественной литературы по исследуемой проблематике показал, что термин «кластер» нередко используется как синоним понятия «территориально-производственный комплекс», который условно можно назвать кластером периода советской плановой экономики. Это, однако, противоречит общепринятому в зарубежной литературе современному пониманию кластера как механизма укрепления конкурентоспособности на основе кооперации и конкуренции в условиях рынка.

Более того, в последнее время термин «кластер» все чаще стал употребляться в синонимичном сопоставлении с отдельной отраслью («под Минпромэнерго ушли такие хайтечные кластеры, как космос, ядерная энергетика, отдельные подотрасли ВПК» [3]; «реализация стратегии лидерства даже несколькими компаниями позитивно отразится на всем российском стальном кластере» [1]). Подобная подмена понятий, по нашему мнению, опасна, поскольку некорректное отождествление отрасли и кластера приводит к искажению понимания сути дела и возможных перспектив развития.

Среди наименее изученных проблем в кластерных моделях развития отечественной экономики мы выделяем вопросы, связанные с участием в кластерах малых и средних предприятий. Несмотря на фактическое признание многими исследователями обязательного присутствия и систематизирующей роли малых и средних предприятий, отсутствуют серьезные теоретические исследования в сфере выбора систем планирования, координации и контроля малыми предприятиями – участниками кластеров. Не охваченными остаются также вопросы детализации кластерных механизмов кооперационного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий.

Недостаточно проработанными остаются также вопросы определения форм и моделей кластерных образований, определяемых как территориальной принадлежностью и соответствующими производственными потребностями региона, так и спецификой конкретной сферы деятельности входящих в них предприятий.

Таким образом, в отечественной науке проблематика кластера как сложнейшего социально-экономического феномена, как важнейшего фактора развития хозяйственной агломерации взаимосвязанных предприятий в рамках региона, как объекта управления конкурентоспособностью с точки зрения использования рыночных инструментов в теоретическом и практическом аспектах исследована явно недостаточно. Это сказывается на отсутствии целостной методологии формирования государственной промышленной политики и стратегии кластеризации, направленных на интенсификацию экономического роста и модернизацию экономической системы России.

[1]Структура кластера может быть представлена в виде трехуровневой пирамиды, впервые предложенной Стэнфордским исследовательским институтом.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:20:33