Совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг в регионе
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (147), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Проводимые преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) направлены на формирование и реализацию региональной политики в сфере развития данной отрасли. Особое внимание при этом должно быть уделено системе оплаты населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение, тарифная политика, электроснабжение, система оплаты коммунальных услуг, социальная поддержка, газоснабжение, отопление
По результатам проведенного исследования выявлены возможности по снижению стоимости оплаты ЖКУ в целях совершенствования социальной защиты населения г. Казани по двум основным позициям:
– во-первых, повсеместное внедрение приборного учета энергоресурсов (в связи с большим ростом нормативов потребления услуг);
– во-вторых, снижение установленного стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи с дифференциацией его в зависимости от среднедушевого дохода семьи.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг
Из всех проблем, существующих в настоящее время в отрасли ЖКХ с точки зрения потребителей жилищно-коммунальных услуг, можно выделить две основные.
Первая связана с ростом стоимости ЖКУ для населения и других потребителей и, как следствие, с тарифной политикой, проводимой муниципальными органами власти. Проблема стоит достаточно остро, поскольку специфика жилищно-коммунальных услуг заключается в том, что население не может полностью отказаться от их потребления. Единственное, на чем могут сэкономить потребители – это на коммунальных услугах при условии наличия или установки приборов учета ресурсов. Для экономии за счет снижения платы за жилищные услуги потребителю придется сменить квартиру на меньшую по площади, но такое недопустимо.
Вторая проблема является следствием первой и заключается в обеспечении социальной поддержки населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
На потребительском рынке жилищно-коммунальные услуги занимают особое место и требуют особого учета (см. рис. 1).
Рис. 1. Стоимость жилищно-коммунальных услуг
Для анализа эффективности установки поквартирных приборов учета в домах города Казани нами было проведено разделение предоставляемых ЖКУ на 8 категорий, 5 из которых представляют собой измеряемые приборами учета коммунальные услуги, а именно:
1) электроснабжение;
2) горячее водоснабжение;
3) водоснабжение и водоотведение;
4) газоснабжение;
5) отопление.
Остальные категории услуг относятся к аналитически исчисляемым жилищным услугам, и включают в себя:
– услуги, исчисляемые в зависимости от количества проживающих в квартире человек;
– услуги, исчисляемые с кв. м общей площади квартиры;
– техническое обслуживание и ремонт.
Экономия
Как видно из рис. 1, установка приборов учета существенно снижает плату за коммунальные услуги. Так, только за счет установки счетчика электроэнергии возможно снижение общей суммы платежа на 11–12%. Установка счетчика на холодную воду дает экономию до 17%, установка прибора учета горячей воды – около 8–10%, газа – 3–5% общей суммы платежа за ЖКУ.
Совокупное влияние всех перечисленных факторов суммарно дает экономию порядка 39–40% общей суммы платежа за ЖКУ. И это с учетом того, что предоставление жилищных услуг остается неизменным. Соотношение жилищных и коммунальных услуг в структуре платежа за ЖКУ составляет 55% и 45% соответственно [1]. Корректировка суммы экономии на величину первоначальных единовременных затрат по покупке и установке приборов учета энергоносителей не оказывает существенного влияния на общую сумму экономии.
ЖКУ и социальная поддержка
В условиях реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства, учитывая ежегодный значительный рост тарифов на услуги ЖКХ, вопрос о социальной защите населения в части оплаты ЖКУ особо остро стоит как перед муниципальными органами власти, так и на федеральном уровне. Полагаем, что механизм формирования тарифов на услуги ЖКХ, а также система предоставления мер социальной поддержки населения могут быть скорректированы в лучшую сторону при выполнении следующих мероприятий.
1. Органам государственной власти необходимо доработать нормативно-законодательную базу, касающуюся механизма ценообразования на услуги ЖКХ с учетом социальной защиты населения.
2. В рамках социальной защиты населения необходимо существенное снижение стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В структуре потребительских расходов есть динамичные составляющие (например, по мере роста доходов заметно снижается доля расходов на питание и повышается доля расходов на развлечения и туризм) и устойчивые – доли расходов на ЖКУ и на транспорт. Такая устойчивость означает, что рост цен на жилье и на ЖКУ приводит к снижению их потребления, а доля в доходах остается относительно стабильной. Она зависит от типа семьи – количества ее членов, их возраста, уровня и характера занятости – но в среднем по всей доходной группе и даже по всей стране она остается стабильной.
Из этого можно сделать вывод, что доля расходов на ЖКУ стабильна как во времени, так и для отдельных доходных групп во всех странах. Ориентируясь на опыт субъектов Российской Федерации, а также опыт зарубежных стран, необходимо снижение установленного стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с дифференциацией его в зависимости от среднедушевого дохода семьи [2].
3. На потребительском рынке жилищно-коммунальные услуги занимают особое место и требуют особого учета. Проведенный анализ выявил существенные возможности для снижения стоимости ЖКУ за счет установки поквартирных приборов учета. В связи с этим необходимо продолжить работу по снабжению малообеспеченных слоев населения приборами учета за счет бюджетных средств.
В конечном счете, перечисленные мероприятия будут способствовать формированию новой сбалансированной системы оплаты ЖКУ, которая обеспечит защиту интересов как потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и производителей этих услуг.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 21:49:09