Системный подход к оценке конкурентоспособности экономической системы
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (139), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Что такое конкурентоспособность? Каковы ее основные качества, позволяющие определить конкурентное положение хозяйствующего субъекта, а затем максимально его улучшить? Как управлять конкурентоспособностью, используя обратный факторный анализ? Читайте об этом в статье.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, конкуренция, рыночный механизм, экономические системы, внешняя среда, конкурентные отношения, обратный факторный анализ
Существующие подходы к определению конкурентоспособности базируются, как правило, на оценке отдельных факторов без учета взаимодействия элементов и влияния их друг на друга. В связи с этим более обоснованным является использование системного подхода, что позволит учесть взаимосвязь и зависимость элементов системы.
Важнейшим свойством экономических систем в настоящее время является способность конкурировать в условиях нестабильной внешней среды. При этом производители вступают в конкурентные отношения с другими субъектами с целью удержания и улучшения своего положения на рынке [3].
Конкуренция является важным средством контроля в рыночной экономике. Механизм спроса и предложения позволяет учесть желания потребителей и воплотить их в продуктах предприятия.
Характеристики конкурентоспособности
Конечная цель экономической системы – достижение определенных результатов в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге ее систематических и комплексных усилий, зависящих от уровня конкурентоспособности продуктов [2].
В литературе дано немало понятий и определений конкурентоспособности. На наш взгляд, наиболее полно ее суть определена следующим образом: способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся преимуществ в неизменном виде или с положительной динамикой возрастания.
Конкурентоспособность – это характеристика, интересующая как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы получить достаточный экономический эффект от своей деятельности, а потребитель – в получении выгод от использования продуктов. Конкурентоспособность обладает следующими характеристиками:
1) отражает привлекательность экономического объекта продукции для потребителя;
2) конкурентоспособность – задаваемая величина;
3) отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукта;
4) конкурентоспособность – относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичными экономическими объектами по ряду параметров и в определенный промежуток времени;
5) конкурентоспособность – прогнозируемая, математическая величина.
Конкурентное положение
Важным фактором конкурентоспособности компании на занимаемом рынке является умение оценивать и устанавливать выгодный баланс экономических интересов всех субъектов, действующих в сфере ее интересов. Поэтому более целесообразно рассматривать конкурентоспособность экономики с позиций системного подхода [1].
При анализе экономики как системы факторы, влияющие на ее конкурентоспособность, рассматриваются не изолированно, а в их взаимной связи с элементами данной системы. Подобный подход позволяет рассматривать экономику любого уровня, с одной стороны, как самостоятельную автономную систему, состоящую из взаимодействующих подсистем, а, с другой стороны, как элемент более сложных систем.
Для удовлетворения своих потребностей одни субъекты хозяйственной деятельности (СХД) вынуждены вступать в конкурентные отношения с другими, действующими на той же территории. Неизбежность конкуренции обусловливается ограниченностью ресурсов, представляющих ценность более чем для одного из субъектов. За возможность обладания данными ресурсами и происходит само состязание. В этих условиях, чтобы обеспечить себе право на определенную долю рынка, СХД необходимо обладать определенными конкурентными преимуществами.
Конкурентное положение СХД не статично. Оно может меняться при определенных изменениях внешней среды, под которой понимается имеющиеся на данный момент условия, в которых происходит прямое или косвенное взаимодействие СХД со всеми прочими элементами экономической системы. Отдельные элементы внешней среды, влияющие на конкурентное положение субъектов хозяйственной деятельности, называемые факторами внешней среды, можно подразделить на следующие группы:
– субъектные, определяющиеся взаимным влиянием СХД (например, сговор нескольких субъектов);
– регулируемые, являющиеся результатом регулирующей деятельности государства (изменение законодательства);
– постоянные, не зависящие от воли и желания как СХД, так и государства (открытие нового месторождения полезных ископаемых).
Таким образом, изменение характера воздействия существующего или появление нового фактора внешней среды приводит к изменению конкурентного положения СХД.
Модель управления конкурентоспособностью
Конкурентное положение изменяется при переходе на рынок другого уровня. Соответственно, переход СХД на другой уровень рынка будет классифицироваться как изменение внешней среды. СХД конкурентоспособен в определенный момент времени на данном рынке, если он обладает доминантным конкурентным преимуществом, которое является необходимым условием его жизнеспособности.
Таким образом, конкурентоспособность – это определяемый показатель, характеризующий устойчивость компании к изменениям внешней среды.
Для оценки конкурентоспособности выбираются показатели, наиболее полно отражающие важные аспекты хозяйственной деятельности. Наиболее конкурентоспособными являются те экономические системы, в которых наилучшим способом организована работа всех составляющих элементов. На эффективность их деятельности влияют входящие потоки ресурсов.
Конкурентоспособность экономической системы зависит от модели управления ею и степени внутреннего взаимодействия между ее элементами. Несвоевременная реакция на изменения внешней среды несет реальный финансовый ущерб. Для того чтобы реакция была синхронной и опережающей, компания должна подстраивать свою структуру в сторону увеличения ее динамичности и управляемости. Настройке также подвергается система управления предприятием и внутренними связями, которые играют важнейшую роль в поддержании высокой конкурентоспособности компании.
Отечественная модель управления конкурентоспособностью объединяет следующие функции:
– подбор клиентов;
– определение качества и ассортимента продукции и услуг;
– определение задач предприятия и его партнеров по сети;
– распределение ресурсов;
– выход на рынок;
– создание условий для привлечения клиентов.
Модель базируется на стратегическом понимании приоритетов клиентов. Чаще всего конкурентоспособность экономических объектов определяется как сравнение будущих или имеющихся качеств и констатации его способности или неспособности конкурировать.
Метод обратного факторного анализа
Более интересен с точки зрения обоснования управленческих решений метод обратного факторного анализа [1]. С его помощью можно рассчитать необходимые изменения в деятельности предприятия или подразделения в случае задания желаемого значения индикативного показателя конкурентоспособности. Таким образом, можно моделировать и оценивать динамичные процессы для выработки показателей конкурентоспособности компании.
В соответствии с этой моделью процесс управления конкурентоспособностью в зависимости от параметров внутреннего состояния компании выстраивается по следующему алгоритму.
1. Выработка интегрального показателя (шкалы) конкурентоспособности компании.
2. Определение факторов и зависимостей влияния внутрифирменного взаимодействия на интегральный показатель конкурентоспособности компании.
3. Выбор желаемого положения компании на рынке через задание планового интегрального показателя конкурентоспособности компании.
4. Расчет и определение необходимых изменений во внутренней структуре и внутреннем взаимодействии для достижения желаемого интегрального показателя конкурентоспособности компании.
5. Оценка необходимых затрат на проведение мероприятий по изменению структуры управления и взаимодействия. В случае невозможности проведения необходимых затрат следует смена желаемого значения интегрального показателя конкурентоспособности компании и проведение новых расчетов.
Таким образом, конкурентоспособность объекта задается изначально, и для ее обеспечения выбираются те управленческие воздействия, которые в полной мере способствуют получению наивысших результатов. В данной модели не появляются упущенные возможности, которые уже нельзя использовать, что позволяет минимизировать потери и увеличить эффективность функционирования системы в целом.
[1] Факторный анализ — метод исследования, в основе которого лежит анализ воздействия разнообразных факторов на результаты экономической деятельности компании, ее эффективность — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:08:53