Снижение административных барьеров при перемещении товаров через таможенную границу

Некрасов В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные проблемы упрощения процедур перемещения товаров через государственную границу. Предлагаются механизмы снижения административных барьеров через создание эффективного обмена информацией между государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, всемирная торговая организация, интегрированный контроль, единое окно, таможенная служба, таможенная граница, пункт пропуска



Существующие сегодня процедуры прохождения таможенной границы громоздки и сложны для участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) как в финансовом, так и во временном отношении. Государственная разрешительная система многоступенчатая и дублируемая.

Все вовлеченные органы и организации ставят свои собственные процедуры делопроизводства для целей таможенного оформления. При этом пакеты документов, предоставляемых им, в целом одинаковы, а большая часть полученной информации о субъектах ВЭД в дальнейшем не обрабатывается и не используется в работе.

Процедуры

Порядок и технологии прохождения контроля в пункте пропуска через таможенную границу предусматривают следующее:

– физическое присутствие заявителя, личный контакт предпринимателя с представителями вовлеченных ведомств и организаций;

– необходимость параллельного прохождения процедур оформления и получения разрешительных документов;

– разрешительными органами не исполняется ряд контрольных функций в местах пропуска;

– система строится на системе сбора доказательств;

– система контроля выстроена на недоверии и осуществляется на принципе «презумпции виновности» предпринимателя;

– принцип асимметрии информации: предприниматели ограничены в доступе к актуальной и полной базе нормативно-правовых актов;

– ограниченное применение информационно-коммуникационных технологий.

Все это трансформируется в рост издержек в виде роста затрат по обслуживанию заемных средств, удлинения платежных циклов, роста логистических расходов (простой транспорт, затраты по хранению и т.д.). В конечном счете, дополнительные издержки включаются в стоимость товара и перекладываются на плечи конечных потребителей.

Оперативное взаимодействие

По нашему мнению, введение принципа «единого окна» в сфере внешней торговли позволит оптимизировать административные процедуры и снизить барьеры в околотаможенной сфере. Это возможно посредством создания механизма эффективного обмена информацией как между государственными органами, так и между участниками ВЭД и органами.

Участники ВЭД получают при этом необходимые разрешительные документы от вовлеченньгх органов и организаций для осуществления внешнеторговых операций. Вовлеченные органы и организации получают необходимые документы (данные) для исполнения своих функций контроля (санитарно-эпидемиологический, ветеринарный, фитосанитарный, радиационный контроль). Обеспечится «прозрачное» и оперативное взаимодействие государственного органа с субъектами ВЭД, сводится к минимуму физический контакт между субъектом ВЭД и служащим вовлеченных органов и организаций.

Соответственно, функция «единого окна» в рамках концепции сводится к функции оказания услуг. При этом «единое окно» не берет на себя выполнение функций контроля вовлеченных органов и организаций и, тем более, функции таможенного контроля. Оно является единым пропускным каналом в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта и экспорта, предоставляющим стандартизованные (приведенные в единую форму) документы.

Принцип «единого окна» позволит субъектам ВЭД и вовлеченным органам и организациям предоставлять данные, касающиеся импорта и экспорта, лишь один раз и обеспечить возможность для их представления в одну инстанцию. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз.

Таможенно-государственный контроль на границе

Внедрение принципа «единого окна» является сложным мероприятием, предполагающим вовлечение многих заинтересованных сторон и технического решения вопросов взаимодействия. Организация взаимодействия – это процесс координации, согласования интересов на основе сетевого взаимодействия, а не административного подчинения. Внедрение информационных технологий, как показывает практика, приводит к оптимизации организационных процедур, делая их более простыми и логичными.

Представляется целесообразным в целях реализации задачи по внедрению «единого окна» организовать в пунктах пропуска на границе государственный контроль по новой схеме с размещением непосредственно на линии движения пунктов пропуска только двух служб – таможенной и пограничной. То есть ввести систему интегрированного контроля на государственной границе.

В рамках этого провести мероприятия по внедрению современных технологий государственного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу, созданию единой информационной базы данных всех контролирующих органов, а также созданию необходимых условий для работы контролирующих органов вне линии движения пунктов пропуска.

Необходимо создать принципиально новую систему организации таможенного контроля и таможенного оформления, которая предполагает реализацию принципов «одного окна» (однократное представление информации) и «одной остановки» (интегрированный таможенный контроль).

Функции

По нашему мнению, реализация таких мероприятий позволяет достичь существенной экономии времени и средств, как бюджета, так и хозяйствующих субъектов. Однако эконо­мическая функция принципа «единого окна» несколько шире, поскольку позволяет оценить эффективность работы системы государственного управления, определяемой тремя составляющими:

а) эффективностью взаимодействия субъектов ВЭД с таможней;

б) эффективностью внутренней работы вовлеченного органа и учреждения в отдельности;

с) эффективностью взаимодействия вовлеченных органов и учреждений между собой. То есть бизнес-процесс сам по себе уже предполагает необходимость соотнесения результата и затрат.

Функции определяют бизнес-процессы, большая часть из которых выходит за рамки внутренней среды «единого окна». Бизнес-процессы принципа «единого окна» связаны с организационной структурой, организационно-правовой формой центра «Единое окно», а также и масштабом и уровнем внедряемых информацион­но-коммуникационных технологий.

Бизнес-процессы

Организационная структура «единое окно» должна быть построена на при­нципах выделения бизнес-процессов и является горизонтальной струк­турой. Процесс увязывания различных бизнес-процессов в единый – это процесс координации, согласования интересов, а не административного подчинения. В принципе «единого окна» нами идентифицированы следующие биз­нес-процессы:

– внутренние и внешние (путем проведения соответствующей границы);

– основные и вспомогательные (обеспечивающие, управления);

– глобальные и локальные.

Внутренние и внешние бизнес-процессы определены путем локализации и сегментации клиентов (потребители) услуг центра «Единое окно»:

– внешними клиентами являются субъекты ВЭД, таможня, правительство.

– внутренними клиентами являются АРМы вовлеченных ведомств и организаций, фасилитационные центры «Единое окно».

К вспомогательным бизнес-процессам относятся следующие: управление документооборот, делопроизводство, безопасность, поставщики услуг т.д. Они обеспечивают реализацию вне­шних и внутренних бизнес-процессов, а также основных бизнес-про­цессов, поскольку включены в технологические решения.

Как отмечалось ранее, созданная и автоматически поддерживаемая база данных создает предпосылки для реализации консультативных, аналитических и эконо­мических функций, обеспечиваемых ресурсами внутренних и вспомога­тельных бизнес-процессов.

Итак, «единое окно» – это система, позволяющая субъектам ВЭД предоставлять информацию единому органу для выполнения всех нормативных требований к импортным или экспортным операциям. В системе «единого окна», применяемой во многих странах, за все отвечает один орган, с которым субъект ВЭД имеет дело, и который уже сам информирует соответствующие учреждения и руководит комплексными механизмами контроля.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:08:05