Современные реалии «теневого» перемещения объектов дикой природы через границу Российской Федерации
Фазлиев И.Н.1,2, Ваулина У.Д., Олесиюк О.С.3
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
2 Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
3 ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
В статье рассматривается проблема незаконного перемещения объектов дикой фауны и флоры через таможенную границу Российской Федерации. Особое внимание уделяется анализу текущей ситуации, связанной с контрабандой редких и охраняемых видов, а также недостаткам законодательной базы и механизмов контроля. Исследование направлено на выявление причин незаконного перемещения объектов дикой природы, анализ последствий этой проблемы, а также на разработку рекомендаций по улучшению координации между Российской Федерацией и мировым сообществом в борьбе с незаконной торговлей объектами дикой фауны и флоры, подпадающими под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года, – всё это необходимо для нивелирования проявлений теневой экономики.
Ключевые слова: Конвенция СИТЕС, объекты дикой фауны и флоры, торговля, оборот, незаконный, нелегальный, теневой
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение
Статья посвящена актуальному сегодня вопросу незаконного перемещения объектов дикой фауны и флоры через таможенную границу Российской Федерации как теневому сектору российской экономики. В результате проведенного исследования данной проблемы авторами выявлены ключевые факторы ее возникновения и разработаны рекомендации для улучшения правового регулирования исследуемой сферы.
Материалами и методами исследования послужили экономический анализ основных показателей, метод сравнения, изучение академических исследований и статистических данных, анализ документов и отчетов.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время незаконное перемещение объектов дикой фауны и флоры является одной из самых актуальных проблем международной торговли современного мира. В первую очередь, незаконная торговля дикими животными и растениями представляет собой одну из наиболее значимых угроз для биоразнообразия планеты. Это явление не только подрывает природный баланс экосистемы, но и способствует исчезновению редких и исчезающих видов. Более того, незаконное перемещение дикой фауны и флоры имеет серьезные экономические и социальные последствия:
1. Ущерб экологической безопасности и биологическому разнообразию;
2. Незаконный промысел и уничтожение редких видов животных и растений;
3. Получение незаконной прибыли и стимулирование криминальной активности;
4. Уклонение от уплаты налогов, таможенных пошлин и сборов и нарушение законодательства;
5. Снижение эффективности охраны природы и контроля за использованием природных ресурсов;
6. Ухудшение международного сотрудничества в области сохранения биоразнообразия.
Кроме того, «теневая» торговля дикими животными и растениями всегда связана с организованной преступностью (контрабандой) и коррупцией, что делает борьбу с этим явлением еще более сложной. Также необходимо отметить, что незаконное перемещение дикой фауны и флоры может способствовать распространению инвазивных видов, которые могут нанести значительный ущерб местным экосистемам и сельскому хозяйству. Наконец, следует признать, что проблема носит всемирный характер и требует активного международного сотрудничества для эффективного применения мер, направленных на ее устранение.
Стоит обратить внимание на рассмотрение ключевых причин, по которым незаконный оборот объектов дикой фауны и флоры относится к проблеме глобального характера:
1. Свободная мировая торговля и рост объемов транспортировки товаров с последующим оборотом денежных средств, полученных незаконным путем, способствуют увеличению числа правонарушений на международном уровне;
2. Экологические вызовы, чаще всего, не имеют государственных границ и требуют согласованных действий по внедрению улучшающих мер международного формата;
3. Возникновение необходимости формирования единой правовой базы для комплексного подхода к решению проблемы контрабанды;
4. Появление потребности в международном сотрудничестве путем создания эффективных связей между государствами для обмена информацией, знаниями и передовыми практиками в области охраны окружающей среды и борьбы с незаконной торговлей объектами дикой фауны и флоры.
Теоретические и правовые основы проблемы незаконного перемещения объектов дикой фауны и флоры через границу Российской Федерации
Рассматривая интерпретацию основных понятий, относящихся к изучению заявленного исследования, следует отметить академическое трактование незаконного перемещения товаров через таможенную границу — это перемещение товаров вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов, с сокрытием от таможенного контроля, недостоверным декларированием или недекларированием товаров, а также с использованием документов с недостоверными сведениями или поддельных средств идентификации [18]. Незаконное перемещение объектов дикой фауны и флоры представляет собой действия, связанные с транспортировкой, продажей или обменом живых организмов и их частей с нарушением действующего законодательства и включающие в себя как внутренние, так и трансграничные операции [1].
При осуществлении таможенного контроля за перемещением объектов СИТЕС таможенные органы напрямую руководствуются положениями Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 года (Конвенция СИТЕС) [4]. Объекты дикой фауны и флоры согласно Конвенции СИТЕС — это виды животных и растений, находящиеся под угрозой исчезновения, а также их части и дериваты (изделия из животных и/или растений) [4]. Перечень объектов СИТЕС содержится в разделе 2.7 «Виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции СИТЕС», единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (приложение № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования») [16].
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения СИТЕС (Convention of International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora) или Вашингтонская конвенция была подписана 3 марта 1973 г. в Вашингтоне. Данная Конвенция впоследствии была утверждена Постановлением Совета Министров СССР «Об утверждении Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и о мероприятиях по выполнению этой Конвенции» от 04.08.1976 № 612 [15], а 1 января 1992 г. Российская Федерация вошла в Список договаривающихся сторон по Конвенции СИТЕС, включающий 185 стран [19]. Сейчас выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из этой Конвенции, регулируется нормами Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб» от 04.05.2008 № 337 [14].
Стоит обратить внимание, что Конвенция была учреждена с целью противодействия браконьерству и незаконной торговле редкими видами природных ресурсов, а также для создания эффективной системы контроля за экспортно-импортными операциями, включающими перемещение животных и растений, и направлена на защиту биоразнообразия и устойчивого использования природных ресурсов, что актуально в условиях существования глобальных экологических угроз исчерпания невозобновляемых ресурсов по всему миру, где объекты СИТЕС сгруппированы в особые списки – Приложения СИТЕС (I, II и III) в зависимости от степени угрозы для каждого из них международной торговли. Основное содержание данных приложений представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Приложения СИТЕС (I, II, III)
Приложение
|
Содержание
|
Условия перемещения
|
Необходимые документы
|
Приложение I СИТЕС
|
Виды
животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.
|
Перемещение
таких видов в коммерческих целях запрещено, за исключением экземпляров,
являющихся вторым поколением при размножении животных в питомниках (включая
зоопарки), зарегистрированных в установленном порядке Секретариатом СИТЕС.
|
Для
вывоза необходимо получение как экспортного, так и импортного разрешения
СИТЕС.
|
Приложение II СИТЕС
|
Виды,
которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой
исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами
таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого
использования, которое несовместимо с их выживанием
|
Перемещение
разрешено
|
Для
вывоза необходимо получение экспортного разрешения СИТЕС.
|
Приложение III СИТЕС
|
Виды,
которые по определению любого государства-участника СИТЕС подлежат
регулированию в пределах его юрисдикции в целях предотвращения или
ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество
других государств-участников Конвенции СИТЕС в контроле за торговлей.
|
Перемещение
разрешено
|
Для
вывоза необходимо получение сертификата о происхождении (Российская Федерация
выдает экспортное разрешение СИТЕС).
|
Однако особое место в защите дикой природы занимает Красная книга [5; 11], разработанная Международным союзом охраны природы (МСОП) — это официальный документ, предназначенный для учета и охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов. В ней отражены материалы о современном состоянии животных, растений и грибов, которые являются базой для разработки научных и практических рекомендаций и мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование. Красная книга МСОП устанавливает следующие охранные статусы:
1. EX (исчезнувшие): статус присваивается виду или подвиду, который не встречается в природе, начиная с момента последнего официально зарегистрированного наблюдения;
2. EW (исчезнувшие в дикой природе): статус присваивается таксонам, которые сохранились только в неволе;
3. CR (виды на грани исчезновения); наивысшая охранная категория, которую присваивают видам, имеющим чрезвычайно высокий риск исчезновения в дикой природе;
4. EN (вымирающие): охранный статус присваивают тем видам и подвидам, численность которых критически мала, а ареал сокращается;
5. VU (в уязвимом положении): категория видов, которым в ближайшем будущем может грозить исчезновение;
6. CD (виды, зависимые от усилий по сохранению): категория видов, зависимых от усилий по сохранению;
7. NT (близки к уязвимому положению): категория видов или подвидов, которые имеют данный охранный статус, не находятся на грани исчезновения, но в ближайшем будущем они могут оказаться под угрозой;
8. LC (находятся под наименьшей угрозой): на текущий момент этим таксонам почти ничего не угрожает, но численность локальных популяций или их ареал может сокращаться;
9. DD (данных недостаточно): категория видов, для оценки которой недостаточно данных;
10. NE (угроза не оценивалась): категория видов, охранный статус которых еще не оценивался [5].
Красная книга Российской Федерации (далее также – Красная книга России) [6] была впервые издана в 1978 году, она является важным государственным документом, созданным для выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, растений и грибов, а также определенных подвидов и отдельных малочисленных популяций. Отличительной особенностью Красной книги России является то, что занесение вида в её список автоматически приводит к правовой защите этих видов независимо от того, к какой категории риска относится вид. Основу правового регулирования формирования и ведения Красной книги России составляют специальные федеральные законы, в частности, «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [23] и «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ [24].
Перемещение объектов дикой флоры и фауны в России регулируется рядом правовых актов, направленных на охрану природы, биоразнообразия и предотвращение незаконной торговли дикими видами, основной перечень которых представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Система правовых актов, регламентирующий порядок ввоза и вывоза объектов СИТЕС
Основные акты
|
Содержание
|
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и
флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)
[4] |
Призвана обеспечить выживание видов, находящихся под
угрозой исчезновения, посредством выдачи разрешений и сертификатов,
подтверждающих законность и состоятельность торговых сделок, и контроля за
ними; в приложениях Конвенции содержатся списки 5 тысяч видов животных и
около 28 тысяч видов растений, которые находятся или могут оказаться под
угрозой исчезновения.
|
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического
союза) [20]
|
Устанавливает правила и процедуры для ввоза и вывоза
товаров, включая объекты дикой фауны и флоры, которые находятся под
международной и национальной защитой.
|
Законодательство об охране окружающей среды:
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [23] |
Устанавливает основы правового регулирования охраны окружающей среды в России, включая защиту, рациональное использование природных ресурсов, их сохранение и восстановление, а также предотвращение экологических правонарушений. |
Законодательство о животном и растительном мире:
- Федеральный закон «О животном мире» [24] |
Регулирует защиту и использование диких животных, их
среду обитания и обеспечивает меры по охране редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов.
|
- Лесной кодекс РФ [10]
|
Определяет правила использования, охраны,
защиты, воспроизводства лесов как экологической системе.
|
- Федеральный закон
«Об особо охраняемых природных территориях» [22]
|
Устанавливает особый правовой режим
охраны и использования территорий, имеющих особое природоохранное, научное,
культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
|
Красная книга Российской Федерации и Красные книги
субъектов Российской Федерации [6]
|
Содержат списки редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов фауны и флоры, охраняемых на законодательном уровне.
Занесение вида в Красную книгу автоматически предполагает запрет его вывоза
или уничтожения.
|
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях [3]
|
Глава 8. Административные правонарушения в области охраны
окружающей среды, природопользования и обращения с животными.
|
Уголовный кодекс Российской Федерации [21]
|
Глава 26. Экологические преступления
|
Таким образом, в таблице 2 отражены правовые механизмы, обеспечивающие защиту объектов дикой фауны и флоры в России и регулирование их перемещения в соответствии с международными стандартами. Эти положения направлены на соблюдение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, отвечающим общепринятым глобальным принципам, а также на предупреждение и наказание за правонарушения, связанные с охраной окружающей среды, и пресечение теневой экономической деятельности.
В первую очередь, регулирующий вектор направлен на защиту высокоценных видов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация высокоценных видов в Российской Федерации
Источник: Составлен авторами по [6; 12]
На рисунке 1 отображена классификация высокоценных видов, обитающих на территории Российской Федерации, включающая 7 видов млекопитающих и 4 вида птиц. Все эти виды занесены в Красную книгу Российской Федерации [6], а многие из них – в МСОП и международную Красную книгу [11].
Экономические аспекты незаконного перемещения объектов дикой фауны и флоры
Стоит сказать, что изучение экономических аспектов незаконного перемещения объектов дикой фауны и флоры является важной областью исследования ввиду того, что данная проблема наносит значительный экономический ущерб как отдельным государствам, так и мировой экономике в целом [2; 27]. Поэтому изучение экономических механизмов, стимулирующих незаконную торговлю дикими видами растений и животных, дает возможность выявить факторы, позволяющие вести данную деятельность вопреки законам государства.
Экономика нелегальной торговли, в том числе и дикими видами, по большей части, связана с коррупционными схемами и криминальными структурами, поэтому полученная в результате исследования проблемы информация в данном ключе может служить инструментом для понимания и корректировки влияния незаконных операций на социальную стабильность и развитие отдельных регионов и государств [18].
Рассмотрим международные транзакции, связанные с объектами СИТЕС, количественный и качественный состав которых отображен на рисунке 2.
Рисунок 2. Количество международных операций, связанных с объектами СИТЕС, 2017-2021 гг.
Источник: Составлен авторами по [25]
8 из 10 представленных на рисунке 2 видов флоры и фауны входят в Красную книгу:
1. Нильский крокодил – статус «пониженная уязвимость»;
2. Жираф, лев, обыкновенный бегемот – статус «уязвимые»;
3. Саванный слон – статус «исчезающий»;
4. Сибирский осётр, русский осётр, агаровое дерево – статус «находящиеся на грани исчезновения».
По количеству международных операций, связанных с объектами СИТЕС, лидируют сибирский остер – 460, находящийся на грани исчезновения, нильский крокодил – 349 и саванный слон – 323, со статусом «исчезающий». Такие показатели международных транзакций объясняются экономической ценностью и высоким спросом среди мировых сообществ данных видов животных, несмотря на их охранные статусы.
Анализируя участие в рассматриваемых операциях за указанный период Российской Федерации, обратимся к рисунку 3.
Рисунок 3. Количество международных операций, связанных с объектами СИТЕС, с участием РФ, 2017-2021 гг.
Источник: Составлен авторами по [25]
Как следует из представленных на рисунке 3 данных, 9 из 10 видов флоры и фауны входят в Красную книгу:
1. Бурый медведь, волк, ясень маньчжурский – статус «пониженная уязвимость»;
2. Балобан, кабарга, морж, гималайский медведь – статус «уязвимые»;
3. Кубанский тур – статус «исчезающий»;
4. Медицинская пиявка – статус «состояние, близкое к угрожаемому».
Большой спрос на представителей данных видов становится главной причиной снижения численности их популяций, в частности, медицинская пиявка, находящаяся в статусе «близкий к угрожаемому», занимающая второе место по количеству транзакций, и кубанский тур, находящийся на третьем месте по числу международных операций, имеющий статус «исчезающий» [7].
Российская Федерация активно вовлечена в международную торговлю дикими животными – эту тенденцию подкрепляет увеличивающийся глобальный спрос на природные ресурсы, используемые в качестве предметов роскоши, компонентов традиционной медицины или экзотических домашних питомцев [9]. Однако это способствует как легальному, так и нелегальному, «теневому» обороту диких животных, создавая значительные вызовы для охраны биологических ресурсов: растущий интерес к различным видам диких животных и растений порождает возможности не только для законного бизнеса, но и для преступной деятельности, связанной с контрабандой и доходами, полученными незаконным путем. Подтверждением сказанному служат данные, отображенные на рисунке 4.
Рисунок 4. Количество возбужденных уголовных и административных дел
в России за 2019-2021 гг., связанных с незаконным перемещением объектов СИТЕС через таможенную границу ЕАЭС
Источник: Составлен авторами по [26; 29-30]
Таким образом, за исследуемый период 2019-2021 гг. в первую его половину наблюдается значительный рост административных дел (33,85%), а во вторую – резкое сокращение показателя до значения, ниже начального года (-34,48%), что связано с наращиванием усилий правоохранительных органов в борьбе с незаконным перемещением. Количество возбужденных уголовных дел резко возрастает с 2020 года (110%), что в сравнении с динамикой административных правонарушений может говорить об изменении подхода к преследованию правонарушителей.
Согласно информации, предоставленной Главным управлением по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы России, незаконная торговля дикими животными в нашей стране имеет масштабы, сопоставимые с такими глобальными преступными деяниями, как контрабанда культурных ценностей, драгоценных камней и металлов и т.д., уступая лишь незаконному обороту огнестрельного оружия по уровню общественной опасности [17].
Таким образом, сложившаяся ситуация предполагает принятие радикальных мер для борьбы с данной формой преступности и требует комплексного подхода, включающего в себя усиление контроля на таможенных границах, международное сотрудничество между государствами и привлечение внимания общества к важности сохранения биоразнообразия и защиты уязвимых видов.
Актуальность проблемы доказывают участившиеся попытки физических лиц незаконно пересечь таможенную границу с объектами, подпадающими под действие Конвенции СИТЕС [17]. В качестве примеров рассмотрим некоторые из таких случаев, представленные Федеральной таможенной службой:
1. В 2021 году в одном из почтовых отделений Санкт-Петербурга была пресечена попытка отправки за границу более 200 экземпляров редких орхидей, относящихся к видам, защищаемым Конвенцией СИТЕС.
2. В 2022 году в аэропорту Москвы был задержан гражданин, пытавшийся вывезти за границу редкие виды рептилий, которые относятся к объектам СИТЕС, без необходимых документов, подтверждающих законное происхождение животных
3. В 2022 году в Бурятии была раскрыта сеть, занимающаяся незаконной продажей экзотических птиц, при проверке было обнаружено множество животных, которых организованная группа готова была вывезти за границу без разрешительных документов.
4. В 2023 году стало известно о задержании группы людей, которые пытались перевозить через границу незаконно добытые тигровые кости и другие дериваты, принадлежащие виду Panthera tigris, который находится под защитой СИТЕС.
5. В 2024 году только в течение второго полугодия была пресечена попытка незаконного вывоза из России нелегально добытых 3 тонн приморского гребешка, больше 8 кг (259 единиц дериватов) желез кабарги на сумму 25 млн рублей, мускуса (струи) кабарги на 50 млн рублей, дериватов краснокнижных кашалота (71 предмет) и моржа (11 бивней), партии женьшеня на сумму почти 4 млн рублей, а также нелегального экспорта кошачьего лемура (катта), и скульптуры медведя-воина из фрагментов дериватов бурого медведя и т.д. [13].
Приведенные выше примеры подтверждают тот факт, что, несмотря на огромную законодательную базу Российской Федерации и международные обязательства, незаконный оборот видов дикой фауны и флоры, относящихся к объектам СИТЕС, продолжается, и из года в год только растет.
Выявленные проблемы и рекомендации по улучшению ситуации
Несмотря на наличие обширной законодательной базы и международные обязательства, связанных с охраной природы и борьбой с незаконной торговлей дикой флорой и фауной, ситуация с перемещением объектов, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС, остается сложной.
Большой спрос на представителей определенных видов животных и растений, несмотря на охранные статусы, становится главной причиной снижения их численности. Например, медицинская пиявка, находящаяся в статусе, близком к угрожаемому, занимает второе место по количеству международных транзакций.
Участившиеся попытки физических лиц незаконно пересекать таможенную границу с объектами, подпадающими под действие Конвенции СИТЕС, подтверждают настоятельную необходимость в принятии эффективных мер для борьбы с подобными правонарушениями. К настоящему моменту значительно увеличивается количество возбужденных уголовных дел по данному вопросу.
В этой связи авторами предлагаются для рассмотрения некоторые рекомендации для стабилизации анализируемой ситуации в России:
1. Усиление контроля за перемещением объектов дикой флоры и фауны на таможенных границах, особенно в условиях активного международного обмена, путем развития международного сотрудничества и обмена информацией между странами для оперативного реагирования на возможные нарушения, установления более жестких штрафов и мер пресечения за нарушения законодательства о перемещении объектов дикой фауны и флоры, а также посредством повышения квалификации сотрудников таможенных органов;
2. Разработка правового механизма для привлечения к ответственности лиц, которые пытаются незаконно вывезти из Российской Федерации экземпляры дикой флоры и фауны, изъятые из природы и занесенные в региональные Красные книги Российской Федерации, а также их части и дериваты;
3. Разработка и внедрение в сотрудничестве с отдельными государствами или целыми экономическими союзами единых методических рекомендаций для правоохранительных органов по работе с делами, связанными с перемещением объектов СИТЕС;
4. Обеспечение регулярного уведомления руководства СИТЕС о выявленных случаях незаконной торговли образцами СИТЕС;
5. Реализация информационных кампаний о значимости охраны дикой фауны и флоры, а также об юридических последствиях незаконного перемещения объектов СИТЕС и теневой торговли ими;
6. Налаживание связей и сотрудничества с международными организациями по охране природы, защите экологии и т.д. для улучшения практических навыков отслеживания и контроля перемещения объектов СИТЕС не только за пределами страны, но и внутри нее.
Заключение
В заключение можно отметить, что в ходе исследования были выявлены серьезные проблемы, связанные с незаконным перемещением объектов дикой фауны и флоры через границу Российской Федерации.
Основными аспектами проблемы являются высокий спрос на представителей определенных охраняемых видов, рост административных и уголовных дел в части попыток физических лиц незаконно провезти объекты Конвенции СИТЕС, несмотря на предусмотренные действующим законодательством меры пресечения и пр.
Незаконное перемещение объектов дикой фауны и флоры приводит не только к исчезновению ценных видов животных и растений, в частности, и к истощению биоразнообразия, но и к серьезным проблемам мировой экономики и общественной безопасности.
Важно усилить меры контроля за ситуацией на основе изучения опыта зарубежных стран, ужесточить меры пресечения, сокращая административные составы правонарушений и делая акцент на уголовной ответственности, отдельное внимание уделить просвещению общественности для повышения осведомленности населения по данному вопросу и улучшить систему защиты и охраны видов, подверженных высокому уровню опасности.
Источники:
2. Елышев О.Р. Незаконное перемещение объектов флоры и фауны через таможенную границу ЕАЭС // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Том Часть 2. Тюмень, 2021. – c. 4-6.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 03.12.2024).
4. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (СИТЕС), от 3 марта 1973 года (г. Вашингтон). Un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cites.shtml (дата обращения: 10.11.2024).
5. Красная книга (Красный список МСОП). Wikipedia.org. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/IUCN_Red_List (дата обращения: 11.11.2024).
6. Красная книга Российской Федерации. Mnr.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/red_book/krasnaya-kniga-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 13.11.2024).
7. Кревер В.Г., Иванникова Т.О., Арамилев С.В., Вайсман А.Л., Ермолин И.В., Ильяшенко В.Ю., Карякин И.В. и др. Коммерческий оборот диких животных в Российской Федерации. / Монография. - М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2020. – 328 c.
8. Кузнецов В.В. Проблемы и перспективы борьбы с контрабандой диких животных и растений в России // Охрана окружающей среды. – 2020. – № 3. – c. 45-50.
9. Кузменко В.К. Ретроспективный анализ правового регулирования контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов // Вестник Российской таможенной академии. – 2015. – № 1. – p. 170-177. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-pravovogo-regulirovaniya-kontrabandy-strategicheski-vazhnyh-tovarov-i-resursov.
10. Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/ (дата обращения: 18.12.2024).
11. Красный список угрожаемых видов. Международная организация по охране животных (IUCN). [Электронный ресурс]. URL: http://www.iucnredlist.org (дата обращения: 16.12.2024).
12. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). [Электронный ресурс]. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 15.12.2024).
13. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 26.12.2024).
14. Постановление Правительства РФ от 04.05.2008 № 337 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=aOiKUw&base=LAW&n=125654&dst=100012&field=134#TuSqaZU00XCttgRe2 (дата обращения: 17.12.2024).
15. Постановление Совмина СССР от 04.08.1976 № 612 «Об утверждении Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и о мероприятиях по выполнению этой Конвенции». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=20634-0&req=doc&rnd=aOiKUw&base=ESU&n=875#TsipaZU0q7f8mvXQ1 (дата обращения: 17.12.2024).
16. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178556/ (дата обращения: 19.12.2024).
17. Ронжина Н.А., Багян М.А. Деятельность таможенных органов в области борьбы с контрабандой экологически чувствительных товаров // Актуальные проблемы науки и техники: Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. – c. 182-187.
18. Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Никитин К.С. Международная торговля объектами СИТЕС // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 7. – c. 61-64.
19. Список договаривающихся сторон по Конвенции СИТЕС. Cites.org. [Электронный ресурс]. URL: https://cites.org/eng/disc/parties/chronolo.php (дата обращения: 17.12.2024).
20. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 22.12.2024).
21. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 24.12.2024).
22. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/ (дата обращения: 25.12.2024).
23. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 26.12.2024).
24. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6542/ (дата обращения: 25.12.2024).
25. CITES Trade Database. Trade.cites.org. [Электронный ресурс]. URL: https://trade.cites.org/ (дата обращения: 12.11.2024).
26. Shellabarger C., Sanchez S. World Wildlife Crime Report. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/361800964_World_Wildlife_Crime_Report (дата обращения: 19.11.2024).
27. United Nations. Unodc.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/ (дата обращения: 23.11.2024).
28. World Wise. [Электронный ресурс]. URL: http://worldwise.org/ (дата обращения: 24.11.2024).
29. World Wildlife Crime Report 2020. Unodc.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/wildlife/2020/World_Wildlife_Report_2020_9July.pdf (дата обращения: 25.11.2024).
30. World Wildlife Crime Report 2021. Wcl.org.uk. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcl.org.uk/docs/assets/uploads/WCL_Wildlife_Crime_Report_2021_29.11.22.pdf (дата обращения: 27.11.2024).
Страница обновлена: 23.03.2025 в 13:48:29