Преимущества и недостатки автомобилизации населения и способы ее осуществления

Орлов А.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлена классификация позитивных и негативных свойств автомобилизации населения страны за счет собственного производства и импорта легковых машин. Сформулированы способы удовлетворения потребностей населения в легковых автомобилях и выявлена необходимость оценки целесообразности увеличения числа легковых автомобилей с эколого-социально-экономической точки зрения.

Ключевые слова: загрязнение окружающей среды, транспортная подвижность, деавтомобилизация, легковые автомобили, импорт легковых машин, мультипликативный эффект



Реализация преимуществ повышения транспортной подвижности российского населения путем его автомобилизации возможна только при условиях оценки всей совокупности позитивных и негативных факторов роста парка легковых автомобилей за счет собственного производства или импорта. Для такой оценки, прежде всего, следует сформулировать определение часто используемого (без приведения какого-либо определения) в литературе специалистами транспорта понятия «автомобилизации населения».

Итак, автомобилизация населения – это процесс перехода от достигнутого уровня к другому, более высокому уровню насыщения населения легковыми автомобилями. Деавтомобилизация населения – это процесс перехода от достигнутого уровня к другому, более низкому уровню насыщения населения легковыми автомобилями.

Используя весьма дискуссионные рассуждения авторов работы [1] и ориентируясь на другие труды [2–4], можно разработать более строгую и объективную классификацию позитивных свойств автомобилизации населения той или иной страны.

1. Социально-экономические свойства, формируемые ростом транспортной подвижности населения

Удовлетворение потребностей в деловых поездках:

– оптимизация занятости населения;

– улучшение условий восстановления трудоспособности персонала в домашних условиях;

– повышение конкурентоспособности работников по найму;

– формирование организациями более квалифицированного персонала.

Удовлетворение потребностей в поездках социально-культурного характера:

– повышение трудоспособности и творческой активности персонала;

– развитие сервисных отраслей социально-культурной сферы;

– увеличение рабочих мест, вызванное ростом сервисных отраслей в экономике и социальной сфере;

– свойства, связанные с мультипликативным эффектом от роста производства услуг.

2. Свойства, проявляющиеся в сфере транспорта

Свойства, проявляющиеся в сравнении с другими видами транспорта:

– увеличение скорости доставки;

– уникальная маневренность и подвижность, позволяющие сосредотачивать автомобили в необходимом количестве и в нужное время;

– способность прямой доставки «от двери до двери»;

– широкая сфера применения;

– меньшие капиталовложения по сравнению с железнодорожным транспортом при освоении малых пассажиропотоков на небольших расстояниях.

Свойства, характерные для автотранспорта общего пользования:

– увеличение налоговых поступлений от владельцев транспортных средств;

– увеличение налоговых поступлений от компаний, осуществляющих страхование транспортных средств;

– увеличение поступлений в бюджет таможенных пошлин от импорта новых и подержанных автомобилей иностранных марок, комплектующих изделий для сборки в стране иностранных моделей;

– развитие дорожной сети;

– повышение спроса на услуги дорожного сервиса;

– свойства, связанные с мультипликативным эффектом от развития дорожной сети и увеличения числа предприятий дорожного сервиса.

Свойства, проявляющиеся в сравнении автотранспортом общего пользования:

– независимость совершающих поездки лиц от расписания движения транспорта общего пользования, качества обслуживания в кассах, на вокзалах и во время поездки;

– независимость совершающих поездки лиц от потребностей других пассажиров во времени и месте поездки;

– повышенная комфортабель­ность поездки пассажиров в легковых автомобилях; значительный вклад в финансирование содержания и развития дорожной сети;

– демонополизация транспорта общего пользования.

3. Свойства, проявляющиеся в сфере промышленности

Насыщение населения страны легковыми автомобилями может осуществляться четырьмя основными способами:

а) производство и сбыт в данной стране отечественных автомобилей;

б) производство в данной стране автомобилей иностранных марок и их сбыт в этой же стране;

в) сбыт автомобилей в данной стране новых, произведенных за рубежом автомобилей иностранных марок;

г) сбыт в данной стране поддержанных иностранных автомобилей.

Соответственно выделяются следующие подгруппы свойств:

а) свойства развития отечественного автомобилестроения:

– рост объемов производства и продаж автомобилей отечественных марок;

– мультипликативный эффект, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;

– рост производства различных материалов и изделий, увеличение производства горюче-смазочных материалов, создание рабочих мест в других отраслях, прирост внутренних инвестиций в автомобилестроение и смежные отрасли;

б) свойства производства в стране иностранных автомобилей и их сбыта:

– рост объемов производства и объема продаж автомобилей иностранных марок;

– мультипликативный эффект, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих (сервисных) отраслей;

– возможность приобретения российскими потребителями автомобиля более высокого качества;

в) свойства поставок в страну готовых зарубежных автомобилей:

– рост продаж иностранных автомобилей;

– мультипликативный эффект, возникающий при функционировании в стране сбытовой сети и сети послепродажного обслуживания иностранных моделей, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;

– возможность приобретения российскими потребителями всей гаммы новейших моделей мирового автомобилестроения;

г) свойства ввоза в страну подержанных иномарок:

– рост продаж подержанных иномарок;

– мультипликативный эффект, возникающий при функционировании официальной дилерской сети и сети ремонта подержанных иномарок, организованных в РФ российскими предпринимателями, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;

– доступность легковых автомобилей высокого качества для основной массы населения.

4. Специфические свойства, связанные с улучшением экономической ситуации:

– экономия общественного времени;

– ликвидность личных сбережений, обеспечиваемая вложением населением в покупку собственного транспорта;

– применение легковых автомобилей в малом бизнесе;

– повышение геополитического статуса государства.

Негативные свойства автомобилизации

В классификацию негативных свойств автомобилизации населения следует включить ее следующие отрицательные последствия.

1. Отрицательные воздействия транспорта на окружающую среду:

– загрязнение земли (нарушение гидросистемы почвы; уничтожение плодородного слоя почвы; загрязнение почвы вредными веществами; загрязнение мусором);

– загрязнение воды;

– загрязнение атмосферы;

– шумовое загрязнение;

– вибрация и электромагнитные и радиоактивные излучения;

– занятость территории;

– расходование невозобновляемых природных ресурсов (возрастающее потреб­ление невозобновляемых топ­ливно-энергетических ресурсов; увеличение расходования материалов природного происхождения).

2. Свойства социально-экономического характера:

– рост дорожно-транспортных происшествий;

– усложнение решения архитектурно-строительных проблем городов и агломераций;

– необходимость утилизации вышедших из строя автомобилей и их частей.

3. Свойства, проявляющиеся в сравнении с другими видами транспорта:

– необходимость содержания и развития дорогостоящей дорожной сети;

– высокая себестоимость перевозок;

– большая трудоемкость и низкая производительность труда;

– высокий уровень загрязнения окружающей среды;

– большая энергоемкость и металлоемкость;

– низкая безопасность движения и высокий уровень аварийности.

Таким образом, существование и проявление позитивных и негативных свойств автомобилизации населения Российской Федерации как одного из социально-экономических процессов требует оценки рациональности для российского общества указанных выше способов такой автомобилизации.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:24:52