Периферийная экономика и проблема конкурентоспособности
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Овакимян Б.Р. Периферийная экономика и проблема конкурентоспособности // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 4-9.
Аннотация:
Конкурентоспособность любой страны зависит от степени развития в ней наукоемких производств. Именно этот показатель определяет, относится ли то или иное государство к экономическим центрам или к экономической периферии. А что в этом плане можно сказать о России? И какие у нее перспективы? Читайте об этом в статье.
Ключевые слова: инновационное развитие, высокие технологии, конкурентоспособность экономики, наукоемкое производство, научно-технические разработки, экономическая периферия
По мере реализации программ реформирования российского общества становится все более очевидным, что будущее России, включая ее социально-экономическую жизнь, во многом зависит от состояния и уровня конкурентоспособности национальной экономики. Под конкурентоспособностью субъекта экономического процесса понимается его умение делать что-то лучше, чем другие или, по меньшей мере, не хуже.
В современных условиях приходится принимать во внимание не только отраслевую и межотраслевую конкуренцию, но и конкуренцию между отдельными предприятиями, поскольку значительно расширился ассортимент взаимозаменяемых товаров. С этой точки зрения основная проблема, с которой приходится считаться почти любому субъекту экономического процесса – это устойчивая и, по всей вероятности, долговременная тенденция к усилению наукоемкости современного производства. В нынешних условиях центр конкурентной борьбы переместился именно в эту сферу деловой активности.
Занять лидирующее положение в мире, отрасли, регионе позволяет сегодня не столько контроль над материальными или трудовыми ресурсами, сколько именно обладание научно-техническими разработками, готовыми к внедрению или уже внедряемыми в производство. Хотя отголоски старого уклада все еще продолжают играть важную роль в политике развитых стран, как это отчетливо прослеживается на примере борьбы США за контроль над энергоресурсами. Да и Россия во многом строит свою политику именно с учетом этого фактора.
Единое мировое рыночное пространство
Известно, что поиск оригинальных научно-технических идей и их имплементация [1] в систему производства требует значительных вложений производительного капитала. В связи с этим валовые издержки производства на таких предприятиях существенно возрастают. Рост затрат нацелен, в первую очередь, на завоевание хотя бы временных передовых позиций в отрасли, проявляющихся в формировании рынка новых товаров или в придании производимым продуктам новых качественных характеристик или расширительных потребительских свойств.
Но при таком развитии событий возникает серьезное противоречие, которое требует своего разрешения. Суть этого противоречия сводится к тому, что при резком возрастании валовых расходов предприятий по причине роста наукоемкости производства требуется сохранить цены на привычные товары на прежнем уровне [2].
Эту тенденцию с достаточной ясностью можно проследить на примере производства компьютеров или сотовых телефонов. А раз так, то, учитывая бюджетные ограничения потребителей, а также стремясь к сохранению прибыли хотя бы на прежнем уровне, невозможно допустить резкого увеличения себестоимости производимой продукции. Выход из такой ситуации просматривается только один – разносить возрастающие валовые затраты на как можно большее количество производимой продукции.
Но в таком случае возникает проблема сбыта производимой в больших объемах продукции. Для разрешения этой проблемы требуется трансформация совокупности национальных рынков в единое мировое рыночное пространство. Формирование такого единого рынка – процесс достаточно длительный. По своей сути он представляет экономическую составляющую процесса глобализации как высшей (на сегодняшний день) стадии интернационализации мировых хозяйственных связей.
Экономический центр
Таким образом, прослеживается следующая логика развития современной мировой экономики. Развитие экономического прогресса осуществляется на основе усиления наукоемкости производства, что ведет к росту издержек производства. А стремление к сохранению себестоимости производимой продукции оборачивается ростом объема производства, что предопределяет развитие процессов глобализации, то есть – повторимся – трансформации совокупности национальных рынков в единое рыночное пространство.
Но характеристика процессов, свойственных современному этапу совершенствования мировой экономики, была бы неполной, если бы анализ завершился на этой ноте.
Главное следствие проистекающих процессов сводится к тому, что развитие процессов глобализации, на основе приводимых нами факторов, формирует новую структуру мировой экономики. В этой структуре очень четко выделяются экономический центр и экономическая периферия.
Экономический центр формируется группой стран не только с большими запасами капитала, но и с развитой системой прикладной науки. То есть с отлаженной многолетней практикой использования достижений академической науки в существующей системе общественного производства.
Укрепление экономического центра со временем приведет к господству во многих жизненно важных отраслях мировой экономики нескольких компаний. Последние на основе быстрого внедрения достижений науки будут удовлетворять спрос на производимую продукцию в масштабах мировых потребностей.
Однопрофильные же национальные предприятия на этом фоне исчезнут окончательно, как это видно уже сегодня на примере, скажем, мирового автомобилестроения. За национальными экономическими системами останутся функции аутсайдерского производства, обеспечивающего жизнедеятельность общества.
Экономическая периферия
Экономическая периферия формируется странами, практически (не на словах) не ставящими в качестве своей стратегической цели ускоренное развитие наукоемких производств. Эти страны останутся в качестве поставщика ресурсов в критические точки экономического центра. А раз так, то все они обречены на зависимое развитие. Следовательно, никакой экономической безопасности для себя они обеспечить не смогут.
В настоящее время, как известно, мировая экономика находится в состоянии экономического и финансового кризиса. Но как свидетельствует экономическая история последних столетий, выход из кризиса всегда сопровождался обновлением основного капитала. Навряд ли, иное произойдет и с выходом из текущего кризиса.
Надо полагать, что страны, уже сегодня входящие в структуру экономического центра, сумеют в процессе преобразований еще более увеличить наукоемкость своего производства. Под экономическим центром вообще-то следует понимать даже не страны, а группу мировых компаний, которые все более превращаются в структуры, мало зависимые от национального законодательства и национальных правительств. Так что понятие «экономического центра» тоже носит весьма условное толкование.
Надежды
Какие выводы в этой связи напрашиваются для России? Приходится констатировать, что на сегодняшний день в России нет ни одной по-настоящему конкурентоспособной отрасли или хотя бы производительной структуры, которая могла бы способствовать отнесению страны к экономическому центру.
Ссылки на якобы существующую конкурентоспособность российских сырьевых отраслей никакого отношения к реальной конкурентоспособности не имеет. Военно-промышленный комплекс? Так продукцию этого сектора производства ни одна высокоразвитая страна не закупает. Понятно, что эта сфера сильно политизирована, но утверждать хотя бы по этой причине о конкурентоспособности этой отрасли также весьма проблематично.
Исследование космоса и все, что с этим связано, – вот, пожалуй, и все, что можно характеризовать как действительно конкурентоспособную отрасль народного хозяйства. Надежда на то, что Россия в течение короткого периода времени сможет развить наукоемкое производство, никакой реальной почвы под собой не имеет.
Наукоемкое производство – это проблема не только оборудования и идей, но и культуры труда, органической заинтересованности производства в достижениях науки и, наконец, международного престижа и реноме товаров, продуктов, услуг конкретного производителя с конкретной торговой маркой. А на завоевание международного престижа приходится затрачивать весьма значительное время. Время у России еще есть, провозглашаемая российским правительством политика вселяет уверенность в достижении формулируемых целей. Но для ее реализации предстоит еще многое осмыслить и сделать.
[1] Имплементация (от англ. implement — выполнять, осуществлять) — фактическая реализация, воплощение в жизнь — прим. ред.
[2] Капитал, конечно, не отказывался – как и ранее – от использования стратегии «снятия сливок». Но установление высоких цен на наукоемкую продукцию не могло длиться долго опять же по причине усиления внутриотраслевой конкуренции.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:24:53