Особенности управления строительной организацией в условиях кризиса

Лачинин А.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (146), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лачинин А.Е. Особенности управления строительной организацией в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 122-128.

Аннотация:
Статья посвящена исследованию особенностей управления предприятием в условиях финансово-экономического кризиса на примере строительной компании ООО «Уралнефтегазстрой». Рассматривается последовательность действий строительной организации в условиях кризиса в целях его преодоления.

Ключевые слова: финансовый кризис, предприятие, антикризисное управление, внутренние факторы, последовательность действий



На деятельность любого предприятия воздействуют как индивидуальные, так и общие для всех субъектов хозяйствования факторы, влияние которых необходимо учитывать в процессе управления.

Факторы, оказывающие влияние на развитие предприятия, можно разделить на внешние и внутренние. К первым факторам относятся денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика, структура доходов и расходов населения, научно-технический прогресс, конкуренция на рынках товаров и услуг и пр. Факторы внешней среды могут быть прямого и/или косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся:

1) государственное регулирование хозяйственной деятельности: законодательные акты, различные указы, постановления;

2) особенности макроэкономической ситуации: стабильность денежной единицы, состояние бюджета страны; система налогообложения; порядок и условия кредитования; уровень занятости в стране в целом; платежеспособность населения в связи с изменением его доходов;

3) рыночные взаимоотношения с потребителями: особенности спроса и предложения в данном сегменте рынка; жизненный цикл продукции на рынке; изменение географии распределения продукции на рынке;

4) наличие предприятий-конкурентов, производящих аналогичную продукцию: удовлетворение конкурентов сложившимся положением; установление уязвимых мест конкурентов; определение опасностей со стороны конкурентов.

Факторы внешнего косвенного воздействия на развитие предприятия включают:

– состояние экономики страны в целом;

– стабильность политической обстановки;

– состояние решения социальных вопросов (уровень безработицы, уровень оплаты труда, социальное поведение человека);

– особенности развития международной обстановки (состояние мира в целом, внешнее взаимодействие с другими государствами, соглашение и погашение международных кредитов);

– состояние и развитие научно-технического прогресса.

К внутренним факторам развития предприятия можно отнести:

– организацию производственной деятельности;

– финансовую политику предприятия;

– реализацию маркетинговой стратегии;

– особенности использования производственных ресурсов;

– качественный уровень персонала предприятия;

– уровень организационной культуры на предприятии и т.д.

Что влияет на ООО «Уралнефтегазстрой»?

В компании ООО «Уралнефтегазстрой» эти две группы факторов имеют свои особенности (см. рис.). ООО «Уралнефтегазстрой» осуществляет работы, связанные с повышенной опасностью промышленных производств и объектов: строительство трубопроводов различного назначения, включая газопроводы высокого и низкого давления, нефтепроводы, водоводы, продуктопроводы. Также компания осуществляет создание наземных объектов и специальных инженерных сооружений.

Рис. Основные факторы, оказывающие влияние на развитие ООО «Уралнефтегазстрой»

В процессе своей деятельности компания ООО «Уралнефтегазстрой» сталкивается с рядом ограничений внешней среды для достижения своих целей. К главным из них относятся угрозы со стороны предприятий-конкурентов, вновь пришедших на рынок строительной продукции. К основным отечественным конкурентам ООО «Уралнефтегазстрой» относятся:

– ОАО «Сварочно-монтажный трест», г. Москва;

– ООО «Стройинвест Коми», г. Ухта;

– ОАО «Центргаз», г. Тула.

О компаниях-конкурентах очень важно помнить и заранее создавать «барьеры» на пути их вхождения на рынок. Такими «барьерами» со стороны ООО «Уралнефтегазстрой» могут быть развитие специализации производства, снижение издержек за счет увеличения объемов производства, контроль над сбытом продукции, учет местных условий хозяйственной деятельности, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе, и т.п.

В табл. представлены доля на рынке ООО «Уралнефтегазстрой» и его ближайших конкурентов в 2008 г.

Таблица

Доля рынка, занимаемого ООО «Уралнефтегазстрой» и другими компаниями в 2008 г., %

Компания
Строительство объектов
Ремонт объектов
ООО «Уралнефтегазстрой»
25
28
ОАО «Сварочно-монтажный трест», г. Москва
20
18
ООО «Стройинвест Коми», г. Ухта
20
20
ОАО «Центргаз», г. Тула
10
14
Прочие компании
25
20

Таблица демонстрирует лидирующее положение ООО «Уралнефтегазстрой» как по строительству объектов нефтегазового комплекса, так и по их ремонту. По строительству объектов доля ООО «Уралнефтегазстрой» составляет 25%, а по ремонту объектов — 28% рынка. У ближайших конкурентов ОАО «Сварочно-монтажный трест» (г. Москва) доля рынка по строительству составляет 20%, а по ремонту объектов - 18%., у ООО «Стройинвест Коми» (г. Ухта) доля рынка и по строительству, и по ремонту объектов составляет 20%.

Две стороны одного кризиса

В современных условиях развернувшегося финансово-экономического кризиса в связи с необходимостью его преодоления деятельность предприятий приобретает свои особенности. Основными направлениями антикризисного управления на уровне хозяйствующего субъекта обычно считаются:

– постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия;

– разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий;

– сокращение постоянных и переменных издержек;

– повышение производительности труда, привлечение средств учредителей, усиление мотивации персонала [1].

Ввиду того, что при анализе необходимо рассматривать как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия, то в нынешней ситуации мы должны говорить о необходимости управления в условиях кризиса, а не об антикризисном управлении в целом [2].

Сегодня следует вспомнить, что кризис имеет две стороны. Одна сторона (разрушающая) – очевидна. Другая сторона (созидающая) – это определённый «момент истины», момент обновления, момент, когда оголяются допущенные промахи и становится очевидным необходимость исправить ошибки, так как в противном случае неизбежна перспектива банкротства.

Во время кризиса убийственны попытки его переждать, рассчитывая «отсидеться». Бездействие в момент кризиса – это прямой путь к банкротству предприятия, даже если кризис впрямую его и не затронул. В такие моменты необходимо максимально сконцентрироваться и «холодно» проанализировать ситуацию, принять правильное, взвешенное, стратегическое решение и далее последовательно воплощать его в жизнь [3].

Финансовый кризис только разворачивается, основные катаклизмы ещё впереди. От принимаемых в данный момент действий зависит, выживет ли бизнес, и с какими показателями он выйдет из экономического шторма. Лежащее на поверхности решение о закрытии или заморозке бизнеса в большинстве случаев приведёт к захвату доли рынка конкурентами, располагающих стратегическим видением. Финансовый кризис – это лучшее время для захвата или расширения доли рынка.

Особенностью управления в условиях кризиса является то обстоятельство, что опираться можно только на собственные ресурсы. Сегодня руководители предприятий просто обязаны осуществить реструктуризацию производства применительно к изменившимся условиям, причём это должно стать базой для воплощения стратегических целей, направленных на развитие компании [4].

Действия в условиях кризиса

Если обобщить последовательность действий строительной компании в условиях кризиса, то она может иметь следующий вид.

1. Сбор всей возможную информацию о состоянии предприятия и проведение детального анализа его деятельности. Иными словами, необходим мониторинг финансово-экономического состояния компании. Для полного представления ситуации необходимы ещё и «разрезы» анализа финансово-хозяйственной деятельности, например по отдельным видам продукции.

2. Анализ причин возникших проблем. Разработка новой стратегии развития, включая управленческую, финансовую и маркетинговую стратегии.

3. Разработка программы сокращения постоянных и переменных издержек.

4. Определение мероприятий по повышению производительности труда.

5. Разработка программы действий по усилению мотивации персонала.

6. Определение суммы привлекаемых средств учредителей, если такая возможность имеется.

Таким образом, негативное влияние мирового финансового кризиса, оказывающего воздействие на деятельность ООО «Уралнефтегазстрой», можно преодолеть и выйти на новый уровень развития.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:18:55