Tools of corporative management: corporative social responsibility and sustainable development of the company

Artur Boyarov

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 7-1 / July, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article deals with the place and role of corporate social responsibility (CSR) in corporate management, based on the sustainable development of the company. It analyses of the development of theories of CSR, finds out the place of sustainable development concept. Results of studies of financial performance of business and social responsibility are summarized. The conclusion is made about the role of social capital in forming organizational wealth in companies focused on sustainable development.

Keywords: strategic management, sustainable development, corporate governance, organizational capital, corporative social responsibility, stakeholder theory



Корпоративное управление можно определить как систему взаимоотношений, характеризуемую определенными структурами и процессами, участники которых могут иметь различные интересы. Таким образом, все заинтересованные стороны участвуют в управлении компанией и осуществлении контроля.

Существуют три основные доктрины корпоративного управления: агентская, менеджерская и теория корпоративной социальной ответственности (КСО).

Теория КСО расширяет границы понятия «акционерная компания», в которое включаются так называемые стейкхолдеры [1]. Масштаб данного понятия варьируется в зависимости от конкретной ситуации. Стейкхолдерами могут быть как работники компании, так и ее кредиторы, поставщики, местные сообщества и т.д. Расширение масштаба акционерной компании до компании стейкхолдеров меняет фокус в изучении проблем управления, в частности при создании и оптимизации механизмов корпоративного управления.

Устойчивое развитие компании

Одним из популярных современных подходов к управлению социально-экономическими системами является устойчивое развитие. Поиск баланса между экономической, социальной и экологической компонентами бизнеса вполне может укладываться в логику баланса интересов стейкхолдеров в корпоративном управлении. Но насколько просто провести параллель между концепциями корпоративного управления и устойчивым развитием?

На наш взгляд, под устойчивым развитием компании следует понимать долгосрочное развитие, осуществляемое в целях соблюдения баланса интересов всех заинтересованных сторон организации, за счет системного подхода к управлению экономической, социальной и экологической компонентами бизнеса.

Главная задача социально-экономической системы в концепции устойчивого развития – это соблюдение баланса между различными целевыми функциями и последствиями развития. Способность соблюдать баланс в нашем понимании есть способность находить и удерживать баланс с учетом внешних изменений.

Обратим внимание на то, что баланс в данном случае не является некой конечной точкой, желаемой для достижения. Точка баланса не статична, а постоянно меняется, но при этом позволяет системе, соблюдающей сбалансированную позицию, развиваться в гармонии со своими внутренними способностями и возникающими внешними факторами.

Логика поиска и оперирования балансом применительно к компании может быть выстроена согласно моделям теории заинтересованных сторон. Именно такое понимание устойчивости в развитии бизнеса позволяет говорить о КСО как инструменте устойчивого развития компании.

Мы предлагаем уйти от понятия устойчивого развития в его классическом понимании при определении устойчивости компании, и перейти к понятию компаний, ориентированных на устойчивое развитие. Последние представляют собой структуры, нацеленные на долгосрочное развитие, соблюдающие баланс интересов всех заинтересованных сторон за счет системного подхода к управлению экономической, социальной и экологической компонентами бизнеса.

Социальные и финансовые результаты — как увязать?

Коль скоро организации становятся стратегически заинтересованными в развитии социальной компоненты бизнеса путем поиска баланса интересов и его достижения через программы КСО, они сталкиваются с весьма сложным и комплексным вопросом оценки результатов и эффектов социальных программ. Но ответ на него необходим для выстраивания сбалансированной позиции компании – чтобы оценить устойчивость компании, необходимо понять экономическую, социальную и экологическую результативность бизнеса. Можно ли понимать устойчивость бизнеса через призму связей финансовых результатов и социальной активности предприятий?

Вопрос определения способа увязывания социальных и финансовых результатов связан со сложностью и отсутствием единой методологии расчетов, поскольку выбор метрик КСО сам по себе не однозначен. Соответственно остается неясным, что в точности имеют в виду авторы под каждой метрикой. В других случаях исследователи используют данные официальных отчетов компаний, например годовые отчеты перед стейкхолдерами, отчеты по КСО и т.п.

При оценке экономической результативности социальных и экологических программ компаний многие исследователи [7] используют рыночные параметры. Некоторые [9, 12] используют бухгалтерские показатели, другие адаптируют и дополняют одни показатели другими.

Бухгалтерские показатели затрагивают только исторический ракурс деятельности компании [11]. Они также могут являться объектом манипуляций менеджмента компании и изменяться в зависимости от процедур отчетности на предприятии.

Рыночные показатели деятельности компании в большей степени ориентированы на будущее и сфокусированы на рыночном успехе бизнеса. Они менее чувствительны к роли процедур отчетности внутри компаний и представляют некоторую оценку инвестором возможности компании приносить доходы в будущем. Однако и они не способны сполна демонстрировать результаты тех или иных программ в области КСО.

Организационный и социальный капитал

Если рыночными и бухгалтерскими показателями результативности бизнеса невозможно полноценно измерить организационное богатство компании, ориентирующейся на устойчивое развитие, тогда каковы возможные альтернативы? В современном менеджменте распространены подходы к пониманию природы организационного богатства, порожденного и удерживаемого путем организации специфичных для фирмы взаимодействий в системе интересов стейкхолдеров.

Если расширять круг стейкхолдеров компании за пределы ее рыночного окружения и переходить на нерыночные факторы влияния, то можно сказать, что она становится не только полноправным игроком рынка и участником отрасли, но и членом общества, гражданином. В таком случае капитал, ценный для фирмы и ее окружения, приходит из понятий финансового, человеческого, интеллектуального в понятие организационного, включающего в себя все перечисленные компоненты.

К нерыночному окружению отнесем заинтересованные стороны, которые не связаны непосредственно с основными видами деятельности компании, например местные сообщества, общественные организации и т.д. Однако, как выглядит организационный капитал с точки зрения общества?

Надо полагать, что в данном случае в организационный капитал можно включить и капитал социальный. Ф. Фукуяма определяет социальный капитал как свод неформальных правил или норм, разделяемых членами группы и позволяющих им взаимодействовать друг с другом [3]. Одной из важных мыслей, наблюдаемых у ряда авторов [4], является предположение о том, что социальный капитал выступает индикатором действительных изменений в обществе. Чем более развит социальный капитал в обществе, тем более эффективно функционирует экономика.

В качестве индикаторов доверия в обществе к компании могут выступать репутация и возможные риски негативного воздействия на бизнес со стороны указанного выше нерыночного окружения компании. Действительно, как подчеркивает Г. Даулинг, «...у организации нет единого имиджа или репутации – у нее их много» [1].

Иными словами, репутация компании может быть определена через ее соответствие ожиданиям стейкхолдеров и соответственные риски негативного воздействия с их стороны. Именно поэтому социальная инфраструктура может быть использована в качестве основы для понимания источников организационного богатства для компаний, ориентированных на устойчивое развитие.

[1] Стейкхо́лдер (от англ. stakeholder владелец доли (получатель процента)). В данном контексте слово употреблено в широком смысле — лицо, заинтересованное в финансовых или иных результатах деятельности компании — прим. ред.


Страница обновлена: 25.04.2025 в 23:32:12