Formation of competitive conditions on fiscal services market

Elena Zyryanova

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 4-1 / April, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
In the traditional sense budget sector management mechanism based on the estimated funding of budgetary institutions, guaranteeing state order in the provision of public services. It’s needed to optimize the cost of services provided by the budget sector. And for that it is useful when they are providing on behalf of the State and by the budget, to split the customers and contractors functions between the executive authorities of government.



В условиях рынка хозяйствующие субъекты соревнуются между собой за то, чтобы предоставить лучшую услугу потребителю за меньшую цену [1]. В российской экономике сохраняется значительный кластер организаций, изолированных от воздействия конкуренции, хотя конкуренция всё больше проникает в бюджетный сектор. Степень развитости государства и уровень благосостояния его граждан зависят от объема и качества государственных полномочий и бюджетных услуг, оказываемых населению в соответствии с государственным законом за счет средств бюджета.

Организациям, получающим финансирование из бюджета, всё чаще приходится решать вопросы эффективности своей деятельности и косвенным образом сталкиваться с вопросами конкуренции среди бюджетных учреждений в борьбе за бюджетное финансирование [2, 3]. Под эффективностью в бюджетном секторе понимается результативность оказания бюджетных услуг, оптимальное соотношение между результатами их оказания и расходами бюджета на их производство.

В традиционном понимании механизм управления бюджетным сектором базируется на сметном финансировании бюджетных учреждений, субсидиарной ответственности бюджета за результаты их финансово-экономической деятельности, гарантированном государственном заказе на оказание государственных услуг.

Реорганизация: подрядчики и заказчики — все как в коммерческих компаниях

Необходима оптимизация затрат на услуги, оказываемых бюджетным сектором. И речь тут должна идти не только о сокращении использования бюджетных средств на содержание бюджетного сектора. Оптимизация затрат может осуществляться путем организационно-правовых мероприятий, связанных с реорганизацией, ликвидацией или изменением правового формата учреждения, оптимизации имущественного комплекса, внедрения управленческого учета.

Реформирование системы бюджетных учреждений и формирование нового характера взаимоотношений может осуществляться в несколько этапов. Первоначально происходит простое разделение функций заказчика и подрядчика. Далее в процессе реформирования функции заказчика и подрядчика претерпевают максимальную дифференциацию.

Как известно, рыночные взаимоотношения сопровождаются возникновением определенных противоречий с последующим их разрешением, что выявляет наиболее эффективные пути решения экономических вопросов.

Для создания аналогичных рыночным противоречий целесообразно внутри субъектов федерации разделять функции заказчика и подрядчика бюджетных услуг между исполнительными органами государственной власти. В составе краевого или областного правительства возможно создание не только отраслевого министерства, но и агентства. За министерством закрепляется функция заказчика отраслевой услуги – здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты. За агентствами закрепляются функции учредителя бюджетных учреждений, работодателя и главного распорядителя бюджетных средств. Выступая в качестве генерального заказчика, правительство спускает отраслевому министерству задание, содержащее основные параметры социально-экономического развития отрасли в соответствии со стратегией развития субъекта федерации, с учетом программы его социально-экономического развития на долгосрочный период. Новый формат взаимоотношений между министерством в роли заказчика и бюджетным учреждением в роли подрядчика подразумевает заключение договора на государственное задание, в котором заказчик прописывает перечень услуг, их объемные, стоимостные и качественные показатели, определяет порядок их приемки и ответственность сторон за исполнение государственного задания. Договор подписывается до формирования бюджета субъекта федерации на 3-х летний период и в дальнейшем его стоимостные параметры закладываются в бюджет. Во взаимоотношениях между агентством по управлению бюджетными учреждениями и собственно самим бюджетным учреждением действуют все механизмы влияния учредителя на бюджетное учреждение. Это тот арсенал инструментов и рычагов управления, который использует учредитель для поддержания конкурентоспособности компании в рынке. Однако на этом этапе реформирования, в отличие от рыночных отношений, при которых финансовый поток в компанию идет от ее клиентов и ее затраты не должны превышать ее доходов, в бюджетном секторе финансирование осуществляется по смете, контролировать которую предлагается учредителю. Контроль сметы в бюджетном секторе равноценен контролю себестоимости на рынке, а себестоимость услуг является одним из основных критериев конкурентоспособности компании.

Рассматриваемый подход на первом этапе характеризуется двумя основными чертами: с одной стороны, сфера бюджетных учреждений по-прежнему носит нерыночный характер, с другой стороны, очевидна необходимость обеспечения эффективности функционирования бюджетных учреждений. Эти характеристики ситуации, носящие разнонаправленный характер позволяют говорить о наличии рыночных псевдопротиворечий, которые, в свою очередь, дают основания для введения конкуренции в нерыночную сферу.

Выведение бюджетных услуг в рыночную среду

Описанная выше управленческая модель только частично решает проблему неэффективности бюджетного сектора. Для дальнейшего совершенствования бюджетных отношений необходимы кардинальные шаги в направлении рыночных механизмов. Такие возможности дает федеральное законодательство [4, 5].

В рамках привычной системы бюджетные учреждения гарантировано получают государственное задание, что исключает экономическую заинтересованность и конкуренцию на рынке тех услуг, которые предоставляет данное учреждение. Чтобы ввести конкуренцию в эту сферу, необходимо пойти путем изменения организационно-правового статуса бюджетных учреждений, преобразовать их в формы некоммерческих и коммерческих организаций. Это могут быть автономные некоммерческие организации, автономные учреждения, а в дальнейшем и общества с ограниченной ответственностью. При этом в рамках деятельности этого юридического лица используется государственное имущество с сохранением контроля со стороны государства за ним и за выполнением организацией государственной услуги, сокращаются государственные затраты за счет перехода со сметного финансирования на финансирование государственного заказа и иные формы финансирования, исключается субсидиарная ответственность субъекта федерации по обязательствам организации.

Коренное отличие состоит в том, что автономные учреждения получают заказ не гарантированно, а на конкурсной основе. Безусловно, и в дальнейшем будет существовать сеть государственных учреждений. Однако представляется возможным и целесообразным с учетом развития рыночных отношений выводить в рыночную среду конкретную бюджетную услугу.

Следующий шаг — оказание бюджетных услуг через коммерческие организации

Схема размещения государственного заказа с участием автономных учреждений предусматривает, что подрядчиками выступают не только бюджетные учреждения, но и автономные учреждения, функционирующие в соответствующей бюджетной сфере. Дальнейшим развитием решения проблемы рассматривается возможность размещения государственного заказа в коммерческих организациях.

Министерство становится независимым представителем интересов граждан, размещает заказ в сети бюджетных учреждений и спрашивает его исполнение в соответствии с заданными параметрами. Агентство по управлению бюджетными учреждениями определяет виды деятельности бюджетного учреждения в соответствии с уставом, для выполнения задания предоставляет бюджетному учреждению в оперативное управление активы (здания, сооружения, другие основные средства, земельные участки), обеспечивает текущее финансирование, заключает трудовой контракт с руководителем учреждения, определяет объем его внебюджетной деятельности, согласовывает стратегию его развития. В результате министерства, не имея ответственности за бюджетные учреждения, приобретают возможность предъявить к ним повышенные требования, а бюджетные учреждения вместе с учредителем приобретают повышенную ответственность за исполнение заказа. Модель приобретает рыночную конструкцию.

Таким образом, внедрение рыночных механизмов в бюджетную сферу оказания государственных услуг ведет к повышению эффективность расходования бюджетных средств. В этом направлении необходимо последовательно продвигаться, внедряя в бюджетный сектор механизмы конкуренции, снижая себестоимость бюджетных услуг, внедряя мотивацию персонала и современные технологии, все методы повышения эффективности хозяйственной деятельности, которые уже давно используются в бизнесе.


Страница обновлена: 12.05.2025 в 21:31:58