Роль и место ценообразования и тарифного регулирования в финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Болдырева И.А. Роль и место ценообразования и тарифного регулирования в финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 104-109.
Аннотация:
В сфере жилищно-коммунальных услуг ценообразование и тарифное регулирование выступают как базовые элементы трансформируемого финансового механизма отрасли. Это связано с тем, что, с одной стороны, перевод сферы ЖКХ на самофинансирование влияет на усиление обеспечивающей функции тарифов, с другой стороны, социальная значимость услуг определяет сохранение их регулируемого характера. В то же время с особой остротой проявляется необходимость повышения стимулирующей роли тарифного регулирования.
Ключевые слова: тарифное регулирование, сфера жилищно-коммунальных услуг
Создание стабильных финансовых условий функционирования предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг невозможно без формирования адекватной тарифной политики и решения, тесно связанных с ней проблем ценообразования. Ценовой компонент – неотъемлемый атрибут практической реализации финансов хозяйствующих субъектов. Цена и ценовые соотношения задают основные контуры не только обмена, но и денежного распределения в экономике государства, предприятий, фирм, компаний [1, С.91].
Финансовый механизм может предусматривать и обеспечивать регулирование ценовых соотношений, либо в принципе отвергать целесообразность такого регулирования. В финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг ценообразование и тарифная политика воплощают одновременно обеспечивающую и регулирующую функции.
Деформация ценообразования на услуги предприятий ЖКХ
В советский период величина цены (тарифа) предоставляемых жилищно-коммунальных услуг носила чисто условный характер. Термин «квартплата» был введен в СССР в 1928 году, предусматривал покрытие затрат за пользование жилыми помещениями и включал расходы по техническому обслуживанию домовладения. В 1928 году величина квартплаты для населения составляла 13,2 коп. за 1 кв.м. общей площади жилья и не пересматривалась до 1992 года, что требовало значительных государственных ассигнований. Стоимость жилищно-коммунальных услуг рассматривалась как инструмент определения размера государственных дотаций на содержание предприятий ЖКХ. При этом величина платежей населения за жилищно-коммунальные услуги по установленным тарифам не играла практически никакой роли в финансовом обеспечении предприятий отрасли.
В 1993-2004 годах в процессе перевода сферы ЖКХ на самофинансирование и увеличения доли платежей населения, цена на жилищно-коммунальные услуги стала выступать своего рода «разменной монетой» в тарифной политике местных органов самоуправления. В условиях сохранявшегося бюджетного дотирования процедура утверждения экономически-обоснованных тарифов (ЭОТ) и тарифов для оплаты населением носила ярко выраженный политизированный характер, приводивший к тому, что тарифы, зачастую, устанавливались на уровне, не позволявшем предприятиям ЖКХ покрывать свои издержки, что становилось причиной образования у них «плановых» убытков.
Рассматривая, цену (тариф) на жилищно-коммунальные услуги в качестве основной их характеристики как экономического блага, А.В. Ермишина отмечает, что «регулируемый тариф на ЖКУ оказывается результатом трехстороннего договора между органами регулирования, используемыми в реализации политических интересов власть держащих, регулируемыми фирмами и потребителями» [2, С.92]. По мнению специалистов Бюро экономического анализа «…сложившаяся деформация ценообразования на услуги предприятий ЖКХ тормозит развитие всей экономики» [3, С.10].
Недостатки затратного метода ценообразования в сфере ЖКХ
Одним из главных недостатков ценообразования в сфере ЖКХ признается его затратная основа. Формирование тарифов на услуги осуществляется либо на основе фактически сложившихся затрат, либо на основе нормативно-расчетной себестоимости. Использование нормативов при определении себестоимости приводит к несоответствию уровня тарифов реальной картине финансовых потребностей предприятия. Это связано с тем, что применяемые отраслевые нормативы материальных и трудовых затрат по большей части являются устаревшими и не учитывают требований научно-технического прогресса, природно-климатических, градостроительных особенностей территорий и тем более не могут учитывать специфики деятельности отдельного предприятия. В то же время фактические затраты могут отражать несоответствующее требованиям качество предоставления услуг, например, в случае невыполнения в необходимом объеме ремонта основных средств и оборудования, применения устаревшей технологии и т.д.
Сложившиеся затратные тенденции в ценообразовании на услуги ЖКХ до недавнего времени усугублялись использовавшимся способом включения прибыли в тарифы. Определение прибыли путем умножения затрат на нормативный процент рентабельности, означало, что снижение издержек приведет к уменьшению абсолютной величины прибыли коммунального предприятия, то есть к изъятию экономии затрат регулирующим органом. Как следствие, такой подход являлся одной из причин незаинтересованности предприятий ЖКХ в снижении текущих издержек. По этой же причине сфера ЖКХ долгое время оставались непривлекательной в плане инвестиций. Поскольку нормативный процент рентабельности в большинстве случаев устанавливался произвольно, тариф не учитывал реальные потребности предприятия в прибыли для финансирования инвестиций в основные средства.
Современные тенденции тарифного регулирования
Анализ нормативно-правовой базы, определяющей процесс ценообразования и тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг на современном этапе, позволяет обозначить следующие тенденции тарифного регулирования:
1) достижение полной платности жилищно-коммунальных услуг для потребителей с одновременной ликвидацией перекрестного субсидирования между группами потребителей (население и коммерческие потребители);
2) обеспечение баланса интересов субъектов формирующегося рынка жилищно-коммунальных услуг (потребителей, предприятий и организаций сферы ЖКХ, государства в лице органов местного самоуправления);
3) ориентация на рыночное саморегулирование в ценообразовании на услуги по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту в жилищной сфере (в первую очередь в сегменте, где созданы ТСЖ);
4) сохранение государственного регулирования цен (тарифов) в коммунальной сфере при изменении методических подходов к процессу ценообразования и тарифного регулирования за счет возможности применения методов: установления фиксированных тарифов, установления предельных тарифов, индексации установленных тарифов;
5) применение надбавок к тарифам и тарифов на подключение в коммунальной сфере, предполагающее обеспечение (частичное или полное) финансовых потребностей организаций, необходимых для реализации инвестиционных программ.
Рассматривая функциональное значение цен (тарифов) в финансовом механизме сферы ЖКХ, необходимо отметить их стимулирующую роль.
В этой связи следует признать, что современная модель ценообразования и тарифного регулирования в сфере ЖКХ не достаточно полно учитывает реализацию таких основополагающих принципов как:
1) стимулирование снижения издержек коммунальных предприятий и повышения экономической эффективности производства услуг за счет применение энергосберегающих технологий, оптимизации организации производства и структуры управления;
2) создание условий для привлечения частных инвестиций в целях модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры;
3) обеспечение доступности, прозрачности и полноты информации о формировании тарифов и надбавок для различных групп потребителей.
Плюсы среднесрочных тарифов
В рамках государственного регулирования задача стимулирования поставщиков коммунальных услуг к экономии затрат может решаться посредством установления фиксированных тарифов и применения среднесрочных тарифных планов. Установление среднесрочных тарифов представляется целесообразным с позиции рассмотрения изменения поведения и интересов субъектов коммунальной сферы.
С позиции проявления интереса к коммунальной сфере частного бизнеса среднесрочные тарифные планы позволяют:
— обеспечить прогнозируемость доходов частного поставщика услуг на среднесрочную перспективу, что создаст стимул к оперативному определению направлений снижения производственных и управленческих издержек (внедрение новых энергоресурсосберегающих технологий, реорганизация и оптимизация структуры управления предприятием и т.д.)
— уменьшить риски потерь, связанные с пересмотром тарифов и изъятием экономии на издержках регулирующим органом (при условии индексации тарифов в части изменения цен на энергоносители).
В случае привлечения частных компаний к эксплуатации и инвестированию коммунальных объектов методика определения тарифов может согласовываться между частной компанией и органами местного самоуправления в рамках действующих нормативно-правовых актов в области ценообразования и тарифного регулирования коммунальной сферы.
При этом методика определения тарифов должна обеспечивать достижение следующих основных критериев:
1) полной компенсации экономически-обоснованных затрат частной компании;
2) возможности частной компании вовремя погашать любую текущую задолженность и формировать резерв денежных средств для поддержания ликвидности;
3) возможности получения акционерами справедливой доходности на вложенные собственные средства и прибыли, возникающей в результате повышения эффективности и снижения издержек частной компании в процессе эксплуатации коммунальных систем.
Страница обновлена: 07.08.2024 в 00:13:58