Исторические традиции формирования системы ценностных установок российских предпринимателей

Маслова И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Эффективное развитие рыночной экономики в современной России требует не только создания конкурентоспособного производства на базе новых приемов хозяйствования и управления, но и формирования нового экономического менталитета российских предпринимателей. Пример династии Стахеевых, отражающий исторические традиции развития ценностных установок российского купечества XIX в., является достойным олицетворением русского менталитета и хорошим образцом для подражания.

Ключевые слова: предпринимательство, менталитет, благотворительность, купечество, стахеевы, Вятская губерния



Среди главных ресурсов стратегического значения, позволяющих современной России вступить на путь стабильного развития, следует выделить предпринимательство как структуру со специфической шкалой ценностей, культурой отношений и деловой этикой, гибко встроенную в социально-экономическую систему. При этом не следует забывать, что судьбы предпринимательства определяются историческими эпохами, каждая из которых порождает свои уникальные образцы предприимчивости, её масштабы, объем, право и мораль.

В последние годы предпринимательство в нашей стране стало играть все более заметную роль в подъеме различных отраслей экономики. Однако при этом остается открытым вопрос: в какой мере обеспечивается приоритет основополагающих экономических целей национальной экономики над конъюнктурными корпоративными интересами? Поэтому эффективное развитие рыночной экономики в России требует не только создания конкурентоспособного производства на базе новых приемов хозяйствования и управления, внедрения прогрессивных технологий и форм организации производства, но и формирования нового экономического менталитета российских предпринимателей.

Только «Стахеевыми и держимся», — говорили жители Елабуги

Как показывает история, наибольших успехов в сфере бизнеса достигли именно те предприниматели, которые помимо цели получения прибыли, стремились предоставлять обществу ценные услуги, кто занимался благотворительностью и меценатством. При этом в России на протяжении многих столетий закреплялся приоритет духовно-нравственного начала над материальным, гармонизация индивидуального и коллективного труда, в основе предприимчивости доминировал не только экономический успех, но и служение общественно значимой идее.

Яркий пример организации активного предпринимательства в сочетании с широкомасштабной благотворительной и общественной деятельностью в России XIX начала ХХ вв., дает купеческая династия Стахеевых.

Елабужские купцы Стахеевы играли видную роль в жизни Прикамского края. Новый человек, посетивший Елабугу, небольшой уездный городок, в Вятской губернии, с первой минуты слышал «о местных воротилах». Во всём облике города угадывалось стахеевское: прекрасные добротные дома, ставшие украшением города, многочисленные магазины и лавки принадлежали Стахеевым. Не случайно журналист Н. Никифоров в своих путевых заметках писал: «Вообще Кама полна стахеевского влияния. Имя Стахеева на устах всего прикамского люда, имеющего хотя бы малейшее соприкосновение с торговлей, а елабужане прямо говорят, что только «Стахеевыми и держимся» [1].

Иван Иванович Стахеев (1807-1885) первогильдейский купец-миллионер, уже в середине XIX столетия развернул широкие торговые операции по всей России, наладил чайную торговлю с Китаем, через Кяхту. К концу XIX в. Стахеевы организовали уже три торговых дома, ставшие крупнейшими хлеботорговыми фирмами Волго-Камского края. Им принадлежали десятки промышленных предприятий, среди которых мельницы, пивоварни и винокуренные заводы, электрическая станция, буксирные пароходства, насчитывавшие сотни хлебных и нефтеналивных барж.

Особый корпоративный дух, семейные устои и взаимная ответственность…

Вершиной предпринимательской деятельности династии стал концерн Путилова - Стахеева - Батолина, организованный по инициативе Ивана Ивановича Стахеева (1869-год смерти неизвестен) в 1917 г. Концерн Стахеева стал крупнейшим монополистическим предприятием дореволюционной России. Он контролировал важнейшие сырьевые базы, предприятия основных отраслей российской промышленности, железные дороги, крупные банки. Годовой баланс головного общества концерна в 1917 г. составлял 300 млн руб., а обороты всех предприятий связанных с концерном исчислялись миллиардами [2].

В фирмах Стахеевых присутствовал особый корпоративный дух, в котором воплотились православные традиции к единению и сближению людей. Семейный характер предпринимательства, столь свойственный для Стахеевых, способствовал созданию особой системы отношений, основанной на взаимной связи и взаимной ответственности членов рода, которые буквально жили семейным бизнесом.

Семейные устои, особая отеческая забота были характерны отношениям сложившимся внутри фирмы и во внутренней структуре каждого предприятия Стахеевых. На торгово-промышленных предприятиях Стахеевых трудился целый штат приказчиков. Стать приказчиком стахеевской фирмы считалось не только большой удачей, но огромной честью. Человек, получивший место в фирме, старался сохранить его за собой, путем добросовестного выполнения возложенных на него обязанностей. Он не меньше хозяев был заинтересован в процветании стахеевского дела, которое гарантировало ему не только стабильно высокий заработок, возможность карьерного роста, но и определенные социальные дотации.

Размер жалования Стахеевских приказчиков колебался от 200 до 600 руб. в год и зависел от стажа работы и от объёмов торговли, осуществляемой в торговом заведении, где он служил. Приказчики Стахеевых пользовались льготами при покупке товаров в торговых точках фирмы. Они могли брать в лавке или магазине продукты под запись в специальной книге, при этом сумма долга не вычиталась из жалования. На Святочной неделе доверенный Стахеева подводил итоги, то есть производил учёт товаров, приход-расход и делал выводы. После этого он с ведома хозяев фирмы, подзывал задолжавшего служащего, и, поблагодарив за хорошую работу, ставил крест на долге, то есть прощал долг.

…Стахеев заботился о своих работниках и не разорял конкурентов,…

Практиковали Стахеевы и единовременные выплаты своим служащим, по особым случаям. Д.И. Стахеев в домашнем духовном завещании помимо детального выделения имущества каждому члену семьи, в отдельном разделе завещает всем своим служащим «кроме доверенных братьев Атамановых и Гуничева, как людям по содержанию более обеспеченным» выдать единовременные годовые оклады. Служанке, которая проработала в семье Стахеевых более двадцати лет, Дмитрий Иванович сверх выдачи единовременно годового жалования назначает своего рода пожизненную пенсию по сто рублей в год [3].

Все вышесказанное, на примере конкретной династии, ярко характеризует систему ценностей купечества. Требовательный к себе и к окружающим, заботящийся о процветании своего дела, купец – хозяин никогда не забывал о людях, работающих на него. Более того, действуя в конкурирующей среде купцы, в большинстве своем не пытались получить дополнительную выгоду за счет разорения других предпринимателей.

Получив возможность снизить цену на продаваемый или производимый им товар, купец не использовал это как аргумент для разорения своих конкурентов, напротив, старался добиться определенной стабильности рынка. Так И.Г. Стахеев, став крупнейшим коммерсантом в сфере хлебной торговли в Прикамье, вполне мог позволить себе снизить цену на продаваемый им хлеб, хотя бы на 5-10 копеек, тем самым он расширил бы объемы продаж, и разорил десятки мелких и средних торговцев этой сферы. Но он не только не шел на это, но и старался удержать цены на хлеб в неурожайные годы. В 1891 г. елабужский корреспондент на страницах «Казанских вестей» сообщал: «В прошлом году в это время мука стоила от 50 копеек, а в июне достигала 1 рубль 20 копеек за пуд, а не поддержи цены Стахеевы, то, наверное, возвысилась бы до полутора рублей» [4].

…занимался благотворительностью и строил церкви

Известна так же щедрая благотворительность Стахеевых. Благотворительные пожертвования династии являлись мощным стимулом развития системы социальной поддержки, здравоохранения и просвещения в Прикамье. Отметит, что в России благотворительная деятельность была свойственна не только не только богатым купеческим фамилиям, но и мелким и средним торговцам. Такова была российская альтернатива западному законодательству против бродяг и бедняков.

В 1876 г. с пожертвования Ивана Ивановича Стахеева начал свою работу в Елабуге Стахеевский благотворительный комитет. Тогда Стахеев передал городу каменное здание для устройства в нем женской богадельни на 60 мест. В дальнейшем, предоставив в распоряжение Благотворительного комитета 300 000 рублей, И.И. Стахеев определил основные сферы его деятельности. Ими стали: постройка церквей и монастырей, поддержание уже существующих церквей и монастырей и оказание помощи бедным людям [5].

Характеристика деятельности комитета сфере строительства и поддержания церквей и монастырей будет наиболее показательной, если проследить географию распространения благотворительных средств. В 80-е годы XIX в. из пятидесяти губерний России церкви и монастыри двадцати двух губерний получали помощь из средств Комитета.

Благотворительный комитет продолжал свою деятельность вплоть до 1917 года, когда вместе с имуществом династии Стахеевых советская власть уничтожила и их благие начинания.

Сегодня, когда многие в нашем обществе устремились в бурные воды предпринимательства, самое время оглянуться на историю выдающихся купеческих родов России, и вспомнить, что те, кто сделали нашу страну в XIX веке богатой и сильной, умели не только брать от народа, но и щедро воздавать ему.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:07:19