Оценка влияния кластеров на инновационное развитие стран и регионов
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 27
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (83), Ноябрь 2013
Цитировать:
Заркович А.В., Стрябкова Е.А. Оценка влияния кластеров на инновационное развитие стран и регионов // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 11. – С. 13-20.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034618
Цитирований: 27 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается возможность применения кластерной теории М. Портера в целях развития методологических основ концепции национальных инновационных систем, приводятся результаты исследования зависимости между инновационным и кластерным развитием стран, а также анализируется европейский опыт подобных исследований.
Ключевые слова: инновационное развитие, национальная инновационная система, кластер, кластерное развитие
Мировой опят свидетельствует, что при решении задач коренного улучшения социально-экономической ситуации в стране, альтернативы инновационному пути развития и экономики, основанной на знаниях, просто нет. Российская экономика не является исключением из правил. Становится все более очевидным, что без опоры на инвестиции в инновации, не удастся повысить конкурентоспособность страны, уровень жизни населения и т.д. Также не требует доказательств тот факт, что формирование и развитие национальной инновационной системы как механизма стимулирования инновационного развития и оптимальной организации потока инвестиций в инновации является первым шагом на пути к инновационной экономике.
Россия: кластерное и инновационное развитие
Мерами государственного регулирования в России предусмотрена поддержка на территории страны инновационных регионов и инновационных кластеров. В настоящее время действует ряд федеральных и региональных программ, стратегий и иных документов концептуального характера, закрепляющих меры по стимулированию инновационного развития России. Сюда относят Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития РФ на период до 2030 года, Стратегии развития науки и инноваций в РФ до 2015 года, долгосрочные областные целевые программы развития инновационной деятельности субъектов РФ на определенный период времени.
На сегодняшний день зарегистрировано более 80 технопарков; 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, 85 центров научно-технической информации, 65 бизнес-инкубатора, 15 центров инновационного консалтинга, 13 городов России имеют статус наукограда (8 из которых находятся расположены в Московской области).
Создана современная система институтов развития в сфере инноваций, включающая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (через ОАО «Российская венчурная компания», Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственную корпорацию «Роснанотех», поддерживающую проекты в сфере нанотехнологий).
Созданы Агентство по инновациям и развитию, занимающееся оценкой, сопровождением и внедрением инновационных проектов, и Ассоциация инновационных регионов России, содействующая эффективному инновационному развитию 13 регионов-участников [1].
Параллельно этому и в счет инновационного развития территорий идет активное стимулирование формирования кластеров шестого технологического уклада в регионах. В частности, поддержка кластерного развития осуществляется в виде межбюджетных субсидий, налоговых, кредитных и иных льгот, оказания информационно-консультационной поддержки территориальным кластерам, привлечении государственных институтов развития к реализации программ инновационного развития инновационных территориальных кластеров, корректировки действующих пилотных кластеров. Уже на территории 25 регионов созданы и функционируют центры кластерного развития, оказывающие содействие участникам региональных кластеров при получении государственной поддержки, активизирующей, в свою очередь, инновационные процессы и реализацию кластерных инициатив [2]. Объединяет их то, что все они направлены на формирование эффективной национальной инновационной системы, которая и выступает базовым институтом, обеспечивающим перевод экономики на инновационный путь развития.
Исследование зависимости между инновационным потенциалом стран и уровнем их кластерного развития
Теоретико-методологической основой становления национальных инновационных систем выступает концепция национальных инновационных систем (НИС). Но сегодня исследования инновационного развития территорий вышли за ее рамки, происходит интеграция различных теорий инновационного развития. В частности, в этой статье будет рассматриваться возможность применения теории конкурентных преимуществ М. Портера (кластерной теории) в целях развития национальной инновационной системы.
Нами было произведено исследование наличия связи между инновационным потенциалом стран и степенью развития кластеров в них. За основу были приняты следующие статистические показатели:
1. Значения индекса Инновационного потенциала Субиндекса Инновации Индекса Глобальной Конкурентоспособности (ИГК) за 2012-2013 гг.
2. Значения индекса Уровень кластерного развития Субиндекса Деловая среда Индекса Глобальной Конкурентоспособности (ИГК) за 2012-2013 гг.
Ниже в табл. 1 приводятся их фактические значения.
Таблица 1
Значения индексов «Уровень кластерного развития» и «Инновационный потенциал» за 2012-2013 гг.
№ п/п
|
Страна
|
Уровень развития
Кластеров |
Инновационный
потенциал |
1
|
Тайвань
|
5,5
|
4,7
|
2
|
Италия
|
5,3
|
4
|
3
|
Сингапур
|
5,2
|
4,4
|
4
|
ОАЭ
|
5,2
|
4
|
5
|
Япония
|
5,2
|
5,9
|
6
|
Финляндия
|
5,2
|
5,6
|
7
|
Катар
|
5,1
|
4,6
|
8
|
Германия
|
5,1
|
5,7
|
9
|
Швейцария
|
5,1
|
5,8
|
|
…
|
…
|
…
|
114
|
Мали
|
3,1
|
2,7
|
115
|
Россия
|
3
|
3,3
|
116
|
Литва
|
3
|
3,4
|
117
|
Грузия
|
3
|
2,5
|
|
…
|
…
|
…
|
142
|
Кыргызстан
|
2,3
|
2,1
|
143
|
Йемен
|
2,2
|
1,9
|
144
|
Албания
|
2
|
2,4
|
* Таблица составлена авторами на основе данных из Ежегодного отчета «Глобальная конкурентоспособность 2012–2013 гг.» [3]
|
Видно, что со снижением индекса кластерного развития стран индекс инновационного развития проявляет такую же динамику. Изначально было предположено, что связь между исследуемыми параметрами отвечает наличию прямолинейной корреляционной связи вида: у=а+bх. Для наглядного отображения этой зависимости была составлена точечная диаграмма, которая приводится на рис. 1.
Были рассмотрены и нелинейные модели: степенная, логарифмическая, экспонцениальная, полиномиальные. Но оценка адекватности полученных результатов показала, что предпочтение в выборе связи между индексом инновационного потенциала и индексом кластерного развития стран следует отдать линейной модели, для которой коэффициент детерминации и критерий Фишера имеют наибольшие значения, а именно: R2=0,619 и Fфакт=231,632. Поэтому для получения аналитического выражения между вышеуказанными индексами применялись методы линейного корреляционно-регрессионного анализа.
Коэффициент детерминации показал, что изменения зависимой переменной Y – индекса инновационного потенциала стран на 61,9% объясняются вариацией объясняющей переменной Х – индекса кластерного развития стран. Была получена линейная однофакторная модель:
Y=0,898X-0,035,
где Y-индекс инновационного потенциала; X-индекс уровня кластерного развития.
В результате анализа установлена значимость коэффициента регрессии и значимость уравнения регрессии. Линейный коэффициент корреляции (r=0,787) показал наличие прямой и тесной связи между исследуемыми параметрами.
Таким образом, между индексом инновационного потенциала и индексом кластерного развития стран была установлена тесная линейная зависимость, что позволяет нам рассматривать кластеры как один из ключевых факторов становления и развития национальных инновационных систем как среды для развития инноваций.
Так, Европейской Комиссией доказано, что кластеры функционируют в рамках современного подхода «открытых инноваций», согласно которому инновации создаются не в отдельных организациях, а в особой среде, где организации и работники эффективно взаимодействуют, дополняют друг друга, аккумулируют существующие знания, и генерируют новые идеи и продукты (инновационной системе).
Европейский опыт и исследование комбинации «инновации-кластер»
Исследованием влияния промышленно-инновационных кластеров на инновационный потенциал европейских стран также занимается Рекорд С. И., опубликовавший монографию «Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия». Автор согласен с тем, что основной функцией развития кластеров, как ее видят, в том числе, структуры поддержки на уровне Европейского Союза, является рост совокупного инновационного потенциала ЕС, в целом [4]. Рекорд сопоставлял уровень развития промышленных кластеров с уровнем инновационного развития европейских стран. По результатам исследования Рекорд С. И. заключил следующее:
Во-первых, автор констатировал наличие отставания Европейского Союза в целом от США как инновационного лидера.
Во-вторых, отметил, что среди европейских стран большим потенциалом обладают, в первую очередь, страны, не входящие в ЕС, а именно: Швейцария и Норвегия.
В-третьих, и этот вывод не совпадает с результатами нашего исследования, Рекорд не видит прямой зависимости между уровнем развития кластеров и инновационной конкурентоспособностью стран. В этом смысле для него показателен пример Италии, которая занимает 1-е место по состоянию кластерного развития, однако, по уровню инновационного развития существенно отстает даже от среднеевропейского уровня.
Рекорд считает, что это свидетельствует о том, что традиционная кластерная концепция, в которой основным свойством кластеров является концентрация предприятий на определенной ограниченной территории, т.е. региональная агломерация (в такой подход хорошо вписываются итальянские промышленные округа) морально устарела. Однако от такого подхода на сегодняшний день в контексте идеи развития инновационных кластеров, направленной на приоритет инновационного продукта, генерируемого внутри кластера, сейчас отказываются на уровне ЕС.
Исследование Рекорда противоречит и данным Регионального Инновационного Табло ЕС, которые свидетельствовали о том, что существует положительная связь между сильными кластерами региона и его успехами в патентовании, производительности труда и уровнем жизни населения. Инициатива ЕС «Непрерывная Инновационная политика (Континуум)» также подчеркнула роль кластерных сетей в качестве катализаторов в инновационном процессе ЕС и ОЭСР; показала, что регионы - и внутри регионов, технологические кластеры - составляют центральную ступеньку динамичной инновационной лестницы.
Партнеры CLUNET(Европейского кластерного альянса) встраивают кластерную политику в инновационную как внутри своего региона, так и на европейском и международном уровне [8]. Эксперты CLUNET считают ключевыми элементами успешной инновационной экономики фокусирование вокруг трех основных видов деятельности:
• инновационного потенциала;
• инновационного сотрудничества;
• инвестиций в инновации.
Вывод
Создание инноваций (как сквозная тема) должно быть процессом, который соединяет навыки, источники знаний, бизнес, рыночные структуры и потребителей в открытом обмене, что повышает конкурентоспособность, производительность и улучшает качество жизни для всех. Поэтому формирование инновационных кластеров должно стать приоритетной задачей на пути становления инновационной экономики.
Источники:
2. Центры кластерного развития. Дата обращения 30.06.2013 http://cluster.hse.ru/centers.
3. Klaus Schwab, 2012. The Global Competitiveness Report 2012–2013. World Economic Forum, Geneva.
4. Рекорд С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия / С.И. Рекорд. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 109 с.
5. Ермакова Ж.А. Инновационные кластеры как приоритет промышленной политики региона // Российское предпринимательство. — 2012. — № 22 (220). — c. 167-173. — http://www.creativeconomy.ru/articles/26067/
6. Заркович А.В. Кластерный подход к формированию региональных инновационных систем (на примере Белгородской области) // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 6 (17). — c. 9-22. — http://www.creativeconomy.ru/articles/26916/
7. Шамардин Д.Н. Социально-экономическое развитие региона через кластеры // Российское предпринимательство. — 2013. — № 13 (235). — c. 30-37. — http://www.creativeconomy.ru/articles/29113/
8. Improving the cluster infrastructure through policy actions // Innovation Cooperation (PRO INNO Europe ®) URL: http://www.proinno-europe.eu/sites/default/files/page/10/05/ (дата обращения: 05.08.2013).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:21:26