Проблемы прогнозирования спроса на специалистов в регионе в условиях модернизации экономики

Муравьева Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (46), Октябрь 2010

Цитировать:
Муравьева Е.В. Проблемы прогнозирования спроса на специалистов в регионе в условиях модернизации экономики // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 10. – С. 58-64.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15247000

Аннотация:
Образовательная политика России на современном этапе исходит из необходимости повышения роли образования в развитии общества и государства. Эта роль определяется как задачами модернизации российской экономики, так и мировыми тенденциями развития. В современном мире образование стало одним из важнейших факторов и ресурсов экономического развития, формирования нового качества экономики. В статье изложены положения, которые относятся к методологии прогнозирования структуры подготовки кадров в соответствии с изменением спроса на них со стороны экономики регионов.

Ключевые слова: подготовка кадров, прогнозирование, модернизация экономики, региональная экономика, экономика региона, спрос на специалистов



Многие ученые совершенно справедливо полагают, что единственное измерение, на которое может активно влиять человек, – это будущее. Прошлое изменить уже нельзя, его следует полнее анализировать и извлекать уроки для будущего [3, с.23]. Настоящее, в котором мы живем, слишком быстро становится прошлым, но при этом поддается конструктивным изменениям при наличии четко поставленной цели. И только будущее, его научное предвидение и прогнозирование, позволяет сформулировать эту цель развития, выработать стратегию и тактику, оценить необходимые средства и методы, перспективную потребность в ресурсах, тем самым сделать осмысленным и эффективным воздействие человека на все сферы своей жизнедеятельности.

Что такое прогноз?

В настоящее время не сформировано однозначного толкования дефиниции «прогноз». Например, С. Ожегов определяет прогноз как «основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии» [4, с. 607], И. Бестужев-Лада – как «научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления» [5, с. 393]. Н. Найбороденко насчитала более ста различных определений, опубликованных в течение XX в., и представила собственную трактовку, на наш взгляд, наиболее адекватную современному восприятию этого понятия именно как научного прогноза. Автор понимает прогноз как «совокупность аргументированных, обоснованных представлений о будущем развитии процесса или явления, носящих вероятностный, вариативный, но достаточно достоверный характер для принятия управленческого решения» [3, с. 57].

Просто ли давать прогнозы?

Подходы к прогнозированию в разных странах различаются в зависимости от уровня государственного регулирования социальных и экономических процессов, но есть и некоторая общность целей, задач и методов. Прежде всего, общепризнано, что, в соответствии с ведущей ролью государства в определении стратегии развития образования, разработка прогнозов его развития, особенно на определенную перспективу, также является функцией государства.

В России общей правовой базой разработки таких прогнозов является Федеральный закон о прогнозировании, принятый в 1995 г. В соответствии с ним Правительство Российской Федерации организует разработку долгосрочных, среднесрочных и годовых прогнозов [1]. В рамках этой технологии производится разработка и прогноза важнейшего для профессионального образования фактора – спроса на работников различного уровня образования. Практика показала, что пока еще не удается достичь достаточной достоверности прогнозирования как в целом по стране, так и по регионам, что обусловлено неустойчивым состоянием экономики страны в целом и регионов в частности.

По отношению к региону предпринимались попытки привлечь их управленческие и общественные структуры к оценке возможного спроса на услуги профессионального образования со стороны региона, главным образом в форме спроса на специалистов. Однако выше названные причины и слабость методической базы прогнозирования на уровне региона привели к невысокой достоверности прогнозных оценок.

Речь идет о прогнозировании развития социально-экономической системы, взаимосвязанной со всеми другими сторонами жизни общества, регионального социума. При этом необходимо учитывать основные цели регионального развития: достижение высоких параметров экономического и социального развития, повышение уровня жизни населения и задача удовлетворения потребности людей в получении образования, определяемой понятием «социальная потребность».

Потребность в образовании

Согласно закону возвышения потребностей они постоянно возрастают. Это касается и развития интеллектуального потенциала, и повышения культурного уровня, и стремления людей к овладению престижными специальностями, к занятию определенного места в той или иной сфере общественного труда, в структуре системы организации и управления общественным производством, что обусловливает и закономерный рост требований населения к системе образования.

При этом необходимо учесть, что степень удовлетворения потребности в получении образования должна рассматриваться как реальная категория, определяемая возможностями общества на данном этапе его развития. Рассмотренная вне зависимости от возможностей общества, эта потребность не будет иметь практического значения, поскольку не будет экономической базы для ее реализации.

Другая сторона проблемы заключается в прогнозировании развития высшего профессионального образования с позиций реализации им функций развития трудового потенциала человеческого фактора производства путем подготовки специалистов. Задача прогнозирования размеров и структуры спроса на специалистов органически связана с общими проблемами оптимизации системы образования и повышения ее эффективности.

Эффективность системы образования

С теоретико-методологических позиций экономическая эффективность деятельности системы образования проявляется, прежде всего, в повышении производительности сложного труда, что достигается за счет функционирования высококвалифицированных категорий совокупной рабочей силы, образуемой кадрами работников, получивших соответствующие образование и подготовку.

В соответствии с общими методологическими положениями можно сказать, что размеры этой эффективности определяются тем, насколько стоимость, созданная в сфере материального производства, объема услуг, реализованных в социальной сфере, сложным квалифицированным трудом превышает стоимость и объем услуг, которые создал бы труд более простой, неквалифицированный (в сопоставлении с затратами на образование и подготовку соответствующих квалифицированных категорий работников).

Приведенное выше определение экономической эффективности образования указывает на прямопропорциональную зависимость возрастания ее размеров от роста объема образования всех категорий работников, от увеличения численности высококвалифицированных работников.

Методы прогнозирования

Система методов прогнозирования в условиях модернизации экономики в значительной мере отличается от соответствующей системы в условиях централизованной плановой экономики, но многие ранее разработанные подходы, по нашему мнению, применимы и сейчас, прежде всего в отношении методов прогнозирования (целевой, метод экстраполяции, балансовый, нормативный), основные положения которых могут быть использованы в условиях любой экономической системы.

Целевой подход строится исходя из задаваемых целей и сопутствующих подцелей развития регионального комплекса. Если принимать в качестве основной цели повышение уровня жизни населения, то и субординация отдельных подцелей: полная и продуктивная занятость, развитие наиболее прибыльных видов деятельности, социальной инфраструктуры, формирование определенных объемов и структур трудовых ресурсов – принимает соответствующий характер, направленный именно на достижение данной цели.

В случае принятия в качестве главной цели создание под патронажем государства развитие наукоёмких производств в форме их регионального кластера, подцели будут иметь иную структуру, которая в упрощённом виде может быть представлена как определение объемов:

  • производства наукоёмкой продукции (в конкурентоспособной на мировом рынке номенклатуре),
  • необходимых инвестиций,
  • структуры и масштабов подготовки соответствующих кадров, а, следовательно, и деятельности учебных заведений.
  • Метод экстраполяции заключается в выявлении тенденций развития спроса на специалистов. Но при этом необходим анализ динамики конечного показателя, целого ряда других процессов, влияющих на него, таких как тенденции структурных сдвигов в экономике, в сфере занятости региона.

    Балансовый метод устанавливает различные возможные пропорции производства и потребления с учётом спроса и предложения, наличия и потребления ресурсов, в том числе трудовых, определения граничных условий формирования этих пропорций. Величина спроса на специалистов имеет естественный внешний ограничитель в виде наличного их контингента и возможных размеров новой подготовки, определяемых демографической ситуацией в стране в целом и в регионах в частности. Данные ограничения делают необходимыми более тщательный анализ всех элементов прогноза.

    Нормативный метод базируется на использовании различных видов норм и нормативов. К нормативному методу следует отнести определение потребности в специалистах, исходя из данных о конкретных рабочих местах и требуемых для их замещения работниках различного профиля и уровня образования, а также с учетом данных о кадровом обеспечении внедряемой новой техники и технологий по проектам эксплуатационной документации.

    Однако нормативный подход к определению потребности в специалистах в социальной сфере относится лишь к государственному ее сектору, где и применяются директивно установленные нормативы. В рыночном секторе необходимое число специалистов зависит от платежеспособного спроса населения на соответствующие услуги, формирующие общий их объем, финансовое обеспечение и соответствующий им контингент работающих.

    Все указанные методы следует применять в различных сочетаниях, так как они дополняют друг друга.

    На основе этой методической базы возможны различные варианты прогнозирования, имеющие разную степень детализации, проработки, разную степень дифференциации результатов прогнозирования.

    Вывод

    В условиях модернизации экономики целесообразен подход к оценке спроса на специалистов, не ограничивающийся описанием изменений в нем, которые произошли вследствие структурных сдвигов в экономике. В значительной мере такой подход применим на уровне регионов, поскольку в условиях кластеризации именно регионы имеют достаточно специализированную производственную ориентацию и в современных условиях изменения в спросе на специалистов проявляются достаточно отчетливо как раз в них. В связи с этим общая структура спроса на кадры для промышленности регионов не должна претерпеть значительных изменений.


    Источники:

    1. Федеральный закон от 20.07.1995 №115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) «О государственном прогнозировании и прогнозировании социально-экономического развития Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 23.06.1995). Интернет-версия «Консультант плюс» [Электронный ресурс] – режим доступа: www.consultant.ru
    2. Майбуров И.А. Эффективность накопления и использования человеческого капитала в России и ее регионах. Препринт. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003.
    3. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – М.: Маркетинг, 2003.
    4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2008.
    5. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. И.В. Бестужева-Лады. – М.: Мысль, 1982.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:29:40