Corporate social responsibility as an element of the business strategy of the company
Vavilina A. V.1, Komarova T. V.1, Velensi I. R.2, Reicher R.Z.2
1 Российский университет дружбы народов, Russia
2 Обудский университет
Download PDF | Downloads: 49 | Citations: 49
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 6, Number 4 (October-December 2019)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=42446126
Cited: 49 by 30.01.2024
Abstract:
The article deals with the use of corporate social responsibility (hereinafter - CSR) as an element of an effective business strategy for the development of the company and strengthening its position in the markets, including foreign ones, in conditions of increasing competition. The main goal of the company's business strategy is to increase the level of sales of its goods and services, strengthen its image as a manufacturer and form a positive brand of the company as an employer, thereby attracting talented professionals to its organization and forming consumer loyalty.
Keywords: corporate social responsibility, company business strategy, social programmes, elements of corporate social responsibility, consumer market of goods
JEL-classification: M14, M11, M21
Введение
К настоящему моменту ведущие компании-производители мира осознали, что их бизнес не может успешно развиваться не только без учетов интереса акционеров компании, но также и общества в целом, где организация функционирует. Следовательно, появилась необходимость объединить отдельные элементы стратегии компании, определяющие взаимоотношения компании с внешней средой, и разработать комплексные подходы к взаимодействию с обществом, одним из элементов которых выступает КСО. В условиях ужесточения конкуренции на рынке потребительских товаров корпоративная социальная ответственность организации рассматривается как концепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в свой бизнес для достижения коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде. Поэтому успешное развитие современной компании возможно только в том случае, если ее руководство осознает, что сама компания и ее деятельность неразрывно связана с социальным благополучием общества, где она осуществляет свою деятельность и сама является частью этого общества.
Цель исследования: выявить влияние КСО как элемента эффективной бизнес-стратегии на развитие компании, укрепление позиций на рынках, в том числе и зарубежных, в условиях усиления конкуренции. Авторская гипотеза: можно предположить, что использование инструментов КСО современной компанией положительно скажется не только на уровне продаж ее товаров и услуг, способствуя формированию потребительской лояльности, но и сформирует положительный бренд компании как работодателя, тем самым привлечет и удержит талантливых специалистов в компании. Научная новизна: выявлено и доказано что, в условиях конкуренции использование основных инструментов корпоративной социальной ответственности предоставляет производителю весомое конкурентное преимущество и является значимым элементом в долгосрочной стратегии развития бизнеса в современных условиях хозяйствования.
Обзор литературы
В настоящее время в научной литературе сформирован определенный набор знаний в области корпоративной социальной политики. Так, например, анализу сущности, принципов КСО организаций посвящены работы таких зарубежных авторов, как Г. Боуэн [13] (Bowen, 1953), М. Фридман, Ф. Хайек [15], А. Кэролл [14]. Процесс становления и развития концепций КСО, а также попытки их систематизации рассмотрены в работах Д. Виндзора [20] (Windsor, 2001), П. Друкера [11] (Meskon, 2005), М. Ван Марревийка [19] (Van Marrewijk, 2003), а Р.Штойер, Langer M., Konrad A., Martinuzzi A. предложили модель, связывающую КСО с концепциями «устойчивого развития», «корпоративной устойчивости», «управления отношениями с заинтересованными сторонами» [18] (Steurer, Langer, Konrad, Martinuzzi, 2005).
В число российских ученых, занимающихся рассмотрением вопросов становления и развития концепции КСО, можно отнести таких специалистов, как Авилова М. Г. [1] (Avilova, 2016), Зильберштейн О.Б., Семенюк Д.Д., Юрковский А.В., Шкляр Т.Л. [6, 7] (Zilbershteyn; Zilbershteyn, Nevstruev, Semenyuk, Shklyar, Yurkovskiy, 2016), Бикеева М.В. [2–5] (Bikeeva, 2017; Bikeeva, 2012; Bikeeva, 2012; Bikeeva), Тульчинский Г.Л. [12] (Tulchinskiy, 2014), Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. [9] (Krichevskiy, Goncharov, 2007), Коротков Э. М., Антонов С.А., Александрова О.Н. [8] (Korotkov, Antonov, Aleksandrova, 2014).
Также ведущие международные и российские организации, такие как ООН [22], Всемирный совет бизнеса по устойчивому развитию [21], Всемирный Банк [28], Всемирный экономический форум [27], Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) [23], регулярно занимаются исследованием вопросов КСО.
Методы исследования
В данной публикации применялись методы анализа, изучения, обобщения, статистического наблюдения, методы сводки и группировки материалов статистического наблюдения.
Источниками, на которых основывались положения и выводы данной статьи, явились научные труды зарубежных и отечественных авторов в области корпоративной социальной ответственности, а также различные рейтинги, представленные на официальных сайтах финансово-экономического журнала «Forbes», делового журнала «Fortune» и Российского союза промышленников и предпринимателей в 2018 году.
Содержательная часть
Современные компании, работающие на мировом рынке потребительских товаров и услуг в условиях острой конкуренции, должны иметь эффективную стратегию, которая помогает бизнесу четко представлять перспективы развития компании, предвидеть возможные риски и минимизировать их. Обычно, бизнес-стратегия компании включает в себя такие элементы, как: цель и миссия компании, структура самой организации, конкурентные преимущества, производимая продукция компании, рынки сбыта организации, ресурсный потенциал, слияние и поглощение, тактика развития и корпоративная культура. В конце ХХ века и первые десятилетия XXI века специалисты в области менеджмента все чаще обращаются к концепции КСО как весомому конкурентному преимуществу компании. Особо подчеркнем, что КСО является многоаспектным комплексным понятием, поэтому до сих пор в управленческой литературе не существует единого определения данного понятия.
КСО – это многомерная концепция, которая состоит из разнообразного контента, в зависимости от содержания и цели анализа исследователи могут выбирать различные элементы для оценки корпоративной социальной ответственности [16] (Le Ha Nhu, Doan Ngoc, Velencei, 2019).
Приведем одно из наиболее распространенных определений, содержащиеся в Международном стандарте ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», согласно которому КСО – ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое: содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; введено во всей организации [10].
Понятие социальной ответственности понимается по-разному, в зависимости от конкретного случая. В контексте растущей глобализации, сложной бизнес-среды, правил, принципов и влияния заинтересованных сторон следует принимать во внимание выбор аспектов реализации социальной ответственности. КСО должна быть последовательной в соответствии с бизнес-стратегией и развитием предприятий [16] (Le Ha Nhu, Doan Ngoc, Velencei, 2019).
Корпоративная социальная ответственность повышает лояльность сотрудников, партнеров и клиентов организации, интегрирует задачи компании в политику устойчивого развития, учитывая экономические, социальные и экологические аспекты, увеличивает условия долгосрочного создания стоимости и обеспечения финансового успеха [17] (Reicher, 2019).
Рассматривая КСО как конкурентное преимущество компании можно сослаться на многочисленные проведенные исследования, которые подтверждают, что компании, получившие самые низкие оценки в области КСО, могут рассчитывать на склонность к покупке ее товаров 11,9 % потребителей. Средние показатели дают поддержку 46,9 % клиентов. Организации, наиболее преуспевшие в социальных инициативах, поддерживают 91,4 % потребителей, готовых купить предлагаемую продукцию. Кроме того, бизнес-сообщество является чрезвычайно чувствительным к вопросам социальной активности компании. Так, например, согласно исследованиям ReputationCapitalGroup, увеличение показателя активности в области КСО на 5 баллов (GlobalRepTrak®) приводит к росту желания инвестировать в компанию на 7,7 %. Итак, высокая оценка КСО-активности компании «трансформируется» в 80,8 % потребителей, доверяющих компании, и 83,9 % желающих приобрести ее продукцию [29].
Однако стоит сразу заметить, что далеко не все специалисты в области менеджмента рассматривают КСО как обязательный элемент эффективной бизнес-стратегии современной компании (табл. 1).
Таблица 1
Основные достоинства и недостатки концепции КСО при ее использовании в управлении бизнесом
Достоинства
применения КСО в управлении бизнесом
|
Основные
недостатки применения КСО в управлении бизнесом
|
1.
Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.
|
1.
Нарушение принципа максимизации прибыли.
|
2.
Наличие ресурсов у бизнеса для решения социальных проблем.
|
2.
Расходы на социальную вовлеченность.
|
3.
Моральное обязательство вести себя социально ответственно.
|
3.
Отсутствие методики определения эффекта социальных программ.
|
4.
Недостаток навыков в решении социальных проблем.
|
Однако многочисленный зарубежный опыт доказывает, что внедрение концепции КСО в хозяйственную деятельность компании повышает ее уровень конкурентоспособности среди конкурентов. Так, например, в 2018 году такие известные зарубежные компании, как Lego, Microsoft, Google, Walt Disney Company, BMW, Colgate-Palmolive, American Express, The Coca-Cola Company, Hyundai, Sharp, Bacardi, Starbucks Coffee Company, PepsiCo, General Motors, Fiat Chrysler Automobiles, Zara и Volkswagen занимали лидирующие позиции в области социальной ответственности [30]. Сопоставив данный рейтинг с ежегодно составляемым рейтингом 500 крупнейших компаний мира, критерием составления которого является выручка компании, увидим, что практически все вышеперечисленные компании включены в данный рейтинг.
По результатам ежегодного исследования Reputation Institute Global CR RepTrak, в 2019 году мировыми лидерами в области КСО признаны компании The LEGO Group, Natura, Microsoft, Google, The Walt Disney Company, BOSCH, Havaianas, Intel, Lavazza и IKEA. Прошлогодний лидер рейтинга – Google – переместился на четвертое место. Дебютантами списка стали Havaianas, Intel и Lavazza, в то время как Canon и Michelin потеряли свои места в топ-10. Несмотря на стабильно низкие оценки энергетических компаний в области КСО, большой прогресс в социальной активности отмечен у ExxonMobil, Chevron и Shell [31].
Кроме того, в 2018 году в него попали и два представителя российского бизнеса – «Газпром» и «Сбербанк» [25]. Следовательно, затраты на социальные инвестиции, осуществляемые крупным бизнесом нельзя рассматривать как источник неэффективных расходов.
В качестве примера можно привести опыт компании ООО «Нестле Россия», которая активно использует различные благотворительные акции и спонсорство, социальные программы. Также в компании развита программа корпоративного волонтерства. Волонтерство стало особенно актуально в период кризиса, когда финансирование благотворительных организаций существенно сократилось. Первый опыт такой программы в России был в Москве и заключался в благоустройстве территории интерната № 80 г. Москвы и дома ребенка во Фрязино. Также была осуществлена благотворительная акция «Елка ангелов», которую «Нестле» провела совместно с «Армией спасения» в декабре 2018 года. Подобные мероприятия дают компании возможность не только успешно продвигать собственную продукцию, но и способствуют завоеванию приверженности покупателей к брендам компании, то есть формируют потребительскую лояльность [26].
Анализ лучших работодателей 2018 года по версии HeadHunter представлен следующим образом (табл. 2)
Таблица 2
Лучшие работодатели 2018 года по версии HeadHunter
Место
|
Компания
|
Город
|
Отрасль
|
Место в 2017
|
1
|
«Росатом»
|
Москва
|
Энергетика, добыча
и переработка сырья
|
2
|
2
|
«Газпром нефть»
|
Санкт-Петербург
|
Энергетика, добыча
и переработка сырья
|
5
|
3
|
«СИБУР»
|
Москва
|
Энергетика, добыча
и переработка сырья
|
1
|
4
|
Coca-Cola HBC Russia
|
Москва
|
FMCG
|
7
|
5
|
«Норникель»
|
Москва
|
Энергетика, добыча
и переработка сырья
|
4
|
6
|
Raiffeisenbank
|
Москва
|
Банки
|
14
|
7
|
BOSCH
|
Москва
|
Производство,
торгово-производственные компании
|
не участвовали
|
8
|
«Сбербанк»
|
Москва
|
Банки
|
не участвовали
|
9
|
«Лаборатория Касперского»
|
Москва
|
IT и интернет
|
не участвовали
|
10
|
Hyundai Motor Manufacturing Rus
|
Санкт-Петербург
|
Производство,
торгово-производственные компании
|
не участвовали
|
Анализируя рейтинг лучших работодателей мира в 2018 по версии Forbes можно увидеть, что в этот список также включены и те компании, которые присутствуют и в рейтинге «Глобальные лидеры в области КСО» [24] (табл. 3).
Таблица 3
Лучшие работодатели мира в 2018 году
Место
|
Компания
|
Отрасль
|
Страна
|
|
|
|
|
1
|
Alphabet
Inc
|
Computer
Services
|
США
|
2
|
Microsoft
|
Software
& Programming
|
США
|
3
|
Apple
|
Computer
Hardware
|
США
|
4
|
Walt
Disney
|
Broadcasting
& Cable
|
США
|
5
|
Amazon.com
|
Internet
& Catalog Retail
|
США
|
6
|
CNOOC
|
Oil
& Gas Operations
|
Гонконг
|
7
|
Daimler
|
Auto
& Truck Manufacturers
|
Германия
|
8
|
Kasikornbank
|
Regional
Banks
|
Таиланд
|
9
|
Celgene
|
Biotechs
|
США
|
10
|
BMW
Group
|
Auto
& Truck Manufacturers
|
Германия
|
Соответственно, можно сделать вывод о том, что активное использование основных инструментов КСО современной компанией положительно сказывается не только на уровне продаж ее товаров и услуг, способствуя формированию потребительской лояльности, но и формирует положительный бренд компании как работодателя, тем самым привлекая и удерживая талантливых специалистов в своей организации.
Анализируя применение КСО как одного из элементов стратегии развития и управления компанией в российской бизнес-среде, стоит отметить, что пока накоплен весьма скромный опыт по сравнению с зарубежными компаниями. Лишь немногочисленные отечественные предприниматели рассматриваю КСО как один из элементов эффективной стратегии своей компании. По оценкам отечественных специалистов, КСО (в его международном понимании) занимаются в России примерно 100 компаний, которые так или иначе связаны с международной деятельностью и являются представителями крупного бизнеса, работающими в сфере нефтегазовой, энергетической, химической, металлургической и финансовой отраслей экономики [1] (Avilova, 2016).
Таблица 4
Лидеры индекса «Ответственность и открытость»
Значение
индивидуального индекса
|
Компании
– лидеры индекса
«Ответственность и открытость» – 2018 (названия компаний даны в алфавитном порядке) |
Группа
А:
значения индивидуального индекса: 0,75 и выше |
«АЛРОСА»,
«Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Металлоинвест», «Норникель», «Роснефть», «Ростелеком»,
«Северсталь», СИБУР, «АФК Система», СУЭК (11 компаний)
|
Группа
В:
значения индивидуального индекса: 0,55 и выше |
«Аэрофлот»,
«Зарубежнефть», ЕВРАЗ, «ЕвроХим», «Интер РАО», ММК, МТС, «НОВАТЭК», ОМК,
НЛМК, «Полюс», РЖД, «Росатом», «Российские сети», «РУСАЛ», «РусГидро»,
«Сахалин Энерджи», «Сбербанк», «ТМК», «Транснефть», «ФосАгро»
(21 компания) |
Группа
«Резерв»:
значения индивидуального индекса в диапазоне 0,45–0,55 |
ВТБ,
КаМАЗ, «МегаФон», «Мостотрест», ОСК, «Татнефть»,
«Уралкалий», X5 Retail Group |
Согласно рейтингу РСПП, в 2018 году лидерами по индексам корпоративной устойчивости, ответственности и открытости стали такие компании, как: «АЛРОСА», «Аэрофлот», «Газпром», «ЕвроХим», «Зарубежнефть», КАМАЗ, МТС, НОВАТЭК, НЛМК, «Норильский никель», «ИнтерРАО», «ЛУКОЙЛ», «Металлоинвест», «Росатом», «Роснефть», «РУСАЛ», РЖД, «Российские сети», «Ростелеком», «РусГидро», СИБУР, АФК «Система», «Северсталь», СУЭК, «Сбербанк», «Сахалин Энерджи», «Татнефть», «Транснефть», «Уралкалий» [22].
Заключение
В заключение данной статьи авторы хотели бы заметить, что корпоративная социальная ответственность компаний выступает весьма важным элементом эффективной стратегии современной компании в условиях глобальной конкуренции и помогает компаниям получать весьма весомые конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. К их числу относят: обеспечение компании лояльности потребителей, формирование и развитие положительного имиджа компании в глазах клиентов, партнеров, сотрудников (как настоящих, так и будущих) и контактных аудиторий. Особую актуальность корпоративная социальная ответственность приобретает для российских компаний в современных условиях хозяйствования, когда на потребительском рынке конкурируют между собой не только национальные производители за потребителей, но и многочисленные зарубежные. Поэтому различные инструменты КСО должны рассматриваться отечественными предпринимателями как неотъемлемый элемент при разработке эффективной стратегии современной компании (даже если ее деятельность напрямую и не связана с зарубежной активностью), позволяя получить ей весомые конкурентные преимущества в борьбе с иностранными компаниями на национальном рынке.
References:
Avilova M. G. (2016). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost v Rossii: tendentsii, problemy, resheniya [Corporate social responsibility in Russia: trends, problems, solutions]. Scientific and methodical electronic Concept magazine. 34 1–5. (in Russian).
Bikeeva M.V. (0). Teoriya korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v usloviyakh evropeyskoy integratsii [The theory of corporate social responsibility in the conditions of European integration]. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki, elektronnyy resurs, zhurnal edrj.ru. (in Russian).
Bikeeva M.V. (2012). Priznaki sotsialno otvetstvennogo biznesa [Indications of socially responsible business]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2). 196-198. (in Russian).
Bikeeva M.V. (2012). Sotsialnaya otvetstvennost biznesa: argumenty «za» i «protiv» [Social responsibility of business: "yes" and "no" arguments]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4). 297-299. (in Russian).
Bikeeva M.V. (2017). Opyt kompaniy Evropeyskogo Soyuza v realizatsii korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti [The experience of companies in the European Union in the implementation of corporate social responsibility]. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. (6). 70-76. (in Russian).
Bowen H.R. (1953). Social Responsibilities of the Businessman
Korotkov E.M. Antonov S.A., Aleksandrova O.N. (2014). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost [Corporate social responsibility] (in Russian).
Krichevskiy N.A., Goncharov S.F. (2007). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost [Corporate social responsibility] (in Russian).
Le Ha Nhu T., Doan Ngoc Phi A., Velencei J. (2019). Measuring Corporate Social Performance Serbian Journal of Management. (14). 193-204.
Meskon M. (2005). Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management] (in Russian).
Reicher Z.R. (2019). Opportunities for small and medium sized enterprises in the field of corporate social responsibility Ekonomicko-manazerske Spektrum. (13). 26-37.
Steurer R., Langer M., Konrad A., Martinuzzi A. (2005). Corporations, Stakeholders and Sustainable Development: A Theoretical Exploration of Business-Society Relations Journal of Business Ethics. (3). 263-281.
Tulchinskiy G.L. (2014). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost: tekhnologii i otsenka effektivnosti [Corporate social responsibility: technologies and performance evaluation] (in Russian).
Van Marrewijk M. (2003). Concepts and Definitions of CSR and Corporate Sustainability: between Agency and Communion Journal of Business. (2). 95-105.
Windsor D. (2001). The Future of Corporate Social Responsibility The International Journal of OrganizationalAnalysis. (3). 225-256.
Zilbershteyn O. B., Nevstruev K. V., Semenyuk D. D., Shklyar T. L., Yurkovskiy A. V. (2016). Analiz steykkholderov na primere rossiyskikh predpriyatiy [Analysis of stakeholders on the example of Russian enterprises]. Naukovedenie. (3). 30. (in Russian).
Глобальные лидеры в области КСО — 2018. Retrieved October 29, 2019, from https://reputationcapital.blog/2017/09/globalnye-lidery-v-oblasti-kso-2017/
Глобальные лидеры в области КСО. Репутационная экономика. Retrieved 14, , from https://repeconomy.info/novosti/nazvany-globalnye-lidery-v-oblasti-kso/
Зильберштейн О. Б. Социальный проект бизнеса как результат корпоративной социальной ответственности: теоретический анализЭкономика и предпринимательство. (in Russian). Retrieved October 18, 2019, from http://www.intereconom.com/component/content/article/330.html
Лучшие работодатели 2018 года, рейтинг Forbeshttps. Retrieved October 14, 2019, from http//basetop.ru/luchshie-rabotodateli-2018-goda-reyting-forbes/
Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». (in Russian). Retrieved October 29, 2019, from http://www.ksovok.com/doc/iso_fdis_26000_rus.pdf
Официальный сайт Всемирного совета бизнеса по устойчивому развитию. Retrieved October 12, 2019, from http://www.csr-review.net/index/vsemirnyiy-sovet-biznesa-po-ustoychivomu-razvitiyu.html
Официальный сайт Всемирный Банк. (in Russian). Retrieved October 14, 2019, from https://www.worldbank.org
Официальный сайт Всемирный Экономический Форум. (in Russian). Retrieved October 14, 2019 , from https://www.weforum.org
Официальный сайт ООН. (in Russian). Retrieved October 12, 2019, from http://www.un.org/ru
Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). (in Russian). Retrieved October 12, 2019, from http://рспп.рф
Официальный сайт журнала «Fortune». (in Russian). Retrieved October 14, 2019, from http://fortune.com/global500/list/
Официальный сайт компании «Нестле». (in Russian). Retrieved October 14, 2019, from https://www.nestle.ru
Страница обновлена: 01.05.2025 в 20:03:10