Electronic banking: management of outsourcing risks
Download PDF | Downloads: 7
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 / December, 2009
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=12990335
Abstract:
The article considers peculiarities of the application of electronic banking systems by credit institutions involving off-site institutions. The sources of typical banking risks associated with the use of provider services by a bank are examined. Examples of regulation of outsourcing in the banking and financial spheres in developed countries are presented and recommendations for credit institutions concerning provider selection and drawing up of a contract with it are provided. Also presented is a procedure for analysis of the sources of major banking risks related to the use of provider services.
Keywords: electronic banking, outsourcing risks, regulation ofoutsourcing
Напрасно винит Нептуна тот, кто терпит кораблекрушение дважды
Сир Публий
В силу своих очевидных преимуществ системы электронного банкинга (ЭБ) в настоящее время стали широко применяться в российских кредитных организациях. К их основным достоинствам можно отнести существенную экономию времени (из-за отсутствия необходимости посещать банк лично) и возможности 24 часа в сутки контролировать собственные счета, а также оперативно реагировать на изменения ситуации на финансовых рынках. Однако для завоевания безоговорочного доверия клиентов к системам ЭБ, кредитным организациям необходимо решить задачу обеспечения безопасного функционирования подобных систем дистанционного банковского обслуживания.
Рост количества клиентов, желающих использовать систему ЭБ для осуществления своих операций, приводит к тому, что перед кредитной организацией (КО) встает вопрос: или расширять свои подразделения автоматизации (в том числе и закупать дополнительное аппаратно-программное обеспечение (АПО), готовить персонал и т.д.) или прибегать к аутсорсингу.
Применение аутсорсинга позволяет финансовым институтам внедрять новые технологические решения и при этом концентрировать свои усилия на приоритетных направлениях, высвобождать дополнительные ресурсы, уменьшать издержки.
Аутсорсинг может использоваться как для выполнения отдельных бизнес-процессов, так и для всего процесса деятельности. В данной статье автор остановится лишь на ситуации, когда на аутсорсинг передается процесс обслуживания операций ЭБ.
После того, как руководством КО принимается решение об использовании аутсорсинга, необходимо провести качественный отбор компании-провайдера (далее – провайдер) и затем заключить договор на оказание услуг.
Для кредитных организаций использование аутсорсинга сопряжено с несколькими проблемами, необходимо учитывать, что:
1) деятельность кредитных организаций строго регулируется;
2) должно быть обеспечено соблюдение банковской и коммерческой тайн;
3) следует также не забывать об информационной безопасности;
4) зоны ответственности необходимо разделять при делегировании полномочий;
5) отсутствует возможность осуществления полноценного контроля (с правовой точки зрения) за деятельностью провайдера [2] [1].
Но, несмотря на вышеперечисленные трудности, кредитные организации нередко прибегают к аутсорсингу (в первую очередь из соображений экономии).
Кредитным организациям при выборе провайдера необходимо изучить следующую информацию:
- срок работы провайдера в данном сегменте рынка и отзывы о его работе клиентов и деловых партнеров;
- уровень профессионализма специалистов провайдера;
- время реагирования на инциденты, связанные с нарушением в работе системы ЭБ;
- возможность осуществлять контроль со стороны КО за обеспечением защиты информации, составляющей коммерческую и банковскую тайны клиентов КО.
Особое внимание руководство КО должно уделять качеству договоров с провайдером, где необходимо предусмотреть право КО осуществлять контроль провайдера.
В число контролируемых вопросов могут входить: время прибытия специалистов провайдера при сбоях в работе АПО системы ЭБ, качество обслуживания, соразмерность оплаты услуг, квалификация специалистов и готовность к решению возникающих проблем.
В большей мере источники, связанные с применением аутсорсинга при использовании систем ЭБ, влияют на следующие банковские риски: операционный, правовой, стратегический, риск потери деловой репутации (репутационный риск) и риск ликвидности.
В качестве примеров рассмотрим лишь некоторые источники типичных банковских рисков [3], связанные с использованием КО услуг провайдера.
Операционный риск:
- низкий уровень обеспечения информационной безопасности как в самой КО, так и у ее провайдеров;
- нарушения в обеспечении непрерывности функционирования системы ЭБ;
- наличие возможности осуществлять несанкционированный доступ к информационным ресурсам КО;
- недостаточная подготовка персонала, обслуживающего систему ЭБ как в самой КО, так и у ее провайдеров и др.
Правовой риск:
- предоставление услуг в рамках ЭБ осуществлялось с нарушениями требований законодательства Российской Федерации (включая нормативные акты Банка России);
- низкое качество с правовой точки зрения договоров с провайдерами и др.
Стратегический риск:
- недостатки стратегического плана развития информационных технологий в КО, включающего системы дистанционного банковского обслуживания;
- непредвиденные затраты на внедрение и сопровождение системы ЭБ и др.
Риск потери деловой репутации (репутационный риск):
- сбои в работе АПО системы ЭБ как в самой КО, так и у ее провайдеров;
- распространение негативного мнения о работе системы ЭБ, предлагаемой данной КО;
- недостоверность информации, размещенной на Web-сайте КО и др.
Риск ликвидности:
- невозможность КО своевременно и в полном объеме выполнить свои обязательства перед клиентами;
- нарушения в работе АПО и телекоммуникационных сетей, используемых системой ЭБ и др.
В основе типичных банковских рисков могут лежать различные источники, причинами возникновения которых могут быть не только сбои в работе систем ЭБ (включая ошибки персонала, обслуживающего данные системы), но и различные нарушения в работоспособности провайдеров, с которыми КО заключила договоры на обслуживание.
В качестве наглядного примера приведем случай, когда нарушения в обеспечении информационной безопасности компании-провайдера могут стать причиной возникновения ряда банковских рисков у КО (см. рис. 1).
Рис. 1. Анализ источников рисков при использовании банком компании-провайдера
Самые нежелательные последствия проявления подобных источников рисков могут приводить к:
- отказу от данного вида дистанционного банковского обслуживания;
- необходимости выбора нового провайдера;
- переходу на новую систему дистанционного банковского обслуживания;
- привлечению клиентов за счет более льготных условий, чем у банков – конкурентов;
- дополнительным затратам на рекламу и восстановление прежней репутации.
Гарантировать полное отсутствие рисков при использовании услуг провайдеров невозможно, но стараться минимизировать их – первостепенная задача руководства КО.
В целях повышения эффективности банковского надзора в ряде стран с развитой рыночной экономикой в последние 5-10 лет введено регулирование аутсорсинга в банковской и финансовой сферах. Существующее регулирование затрагивает в основном такие вопросы, как управление рисками при аутсорсинге, требования к договорам (соглашениям) об аутсорсинге, определения видов деятельности, не подлежащих аутсорсингу и другие.
Так, например [4]:
1) в июне 2004 года в Бельгии были выпущены общие рекомендации по аутсорсингу для банков и инвестиционных компаний, основанные на консультативных документах CEBS (Комитет органов банковского надзора Европейских стран);
2) в начале 2005 года во Франции были введены специальные требования к аутсорсингу основных видов деятельности;
3) банк Японии в апреле 2001 года выпустил рекомендации по управлению рисками, связанными с аутсорсингом для финансовых институтов. Отдельные положения данного документа касались организации и порядка проведения инспекционных проверок управления рисками при использовании аутсорсинга;
4) начиная с 2000 года в Соединенных Штатах Америки действует несколько нормативных документов, выпущенных Федеральным советом по надзору за финансовыми учреждениями (FFIEC), включая указания по проведению инспекционных проверок по вопросам управления рисками, связанными с информационно-техническим аутсорсингом.
Обобщая требования вышеназванных документов, можно сделать вывод, что любая пользующаяся аутсорсингом КО должна иметь полное представление, как минимум, о таких характеристиках провайдера, как:
• лицензионные данные;
• финансовое состояние;
• история, опыт и перспективы деятельности;
• обеспечение информационной безопасности;
• состав АПО;
• квалификация основного персонала;
• средства обеспечения непрерывности функционирования;
• организация внутреннего контроля;
• содержание планов на случай чрезвычайных обстоятельств;
• наличие и содержание субконтрактов на аутсорсинг;
• результаты аудиторских проверок [2].
В Российской Федерации провайдеры в настоящее время находятся вне зоны контроля и правового регулирования со стороны Банка России или иного органа, проводящего согласованную с Банком России политику. Осмысление и правовое регулирование этого явления представляют собой перспективную задачу Банка России и других регулирующих органов.
В данной ситуации кредитным организациям следует во многом полагаться на свои силы при выборе провайдера и особое внимание уделять заключению договоров на оказание услуг аутсорсинга.
Договор об аутсорсинге должен быть заключен в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса РФ, и в нем должны быть определены:
1) стандарты качества выполнения услуг;
2) обеспечение надлежащего уровня информационной безопасности;
3) ответственность сторон;
4) условия обеспечения непрерывности деятельности провайдера;
5) условия прекращения, в том числе досрочного, действия договора, включая порядок переходного периода;
6) порядок разрешения споров.
Оценить последствия проявления рисков аутсорсинга сложно, т.к. нет необходимой практики у российских банков и достаточно эффективных методик, но все же кредитные организации могут использовать уже принятые подходы к оценке типичных банковских рисков (см. рис. 2).
Рис. 2. Процесс управления рисками
В заключение хотелось бы еще раз сказать, что от выбора провайдера зависит не только эффективная организация самого процесса функционирования систем ЭБ, но и безопасность данного вида дистанционного банковского обслуживания в целом. Нельзя забывать, что при любом варианте предоставления услуг ЭБ нести ответственность перед клиентом будет банк.
Страница обновлена: 05.03.2025 в 13:25:36