Комплексный анализ директ-банкинга
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (47), Ноябрь 2010
Цитировать:
Ярошенко В.А. Комплексный анализ директ-банкинга // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 11. – С. 92-97.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15263743
Аннотация:
Автором предпринята попытка комплексного анализа понятия «директ-банкинг». С этой целью автором анализируется экономический смысл данного способа сбыта банковских продуктов, проводится ретроспективный анализ становления директ-банков как самостоятельных кредитных учреждений на примере Германии, формулируется определение директ-банкинга. Также автором раскрываются характеристики и значения директ-банкинга в современных экономических, социокультурных, технологических и правовых условиях.
Ключевые слова: информационные технологии, банковский бизнес, директ-маркетинг, банковские продукты, директ-банк, банкинг, сбыт банковских продуктов
В то время как финансовый кризис продолжает изменять сферу финансовых услуг, многие банки видят главной задачей быстрое приспособление своих бизнес-моделей к новой экономической конъюнктуре. Этим банкам необходимо понимание того, какие существующие направления деятельности будут надежны в долгосрочном периоде и какие структуры, системы и процессы в пределах этих направлений должны быть изменены, чтобы остаться конкурентоспособными. Им также необходимо выделение тех направлений, от которых не следует ожидать восстановления в краткосрочной перспективе, и решение о способе перераспределения ресурсов таким образом, чтобы вернуть некоторые из потерянных источников доходов.
Преобразование палитры услуг
Для большинства банков способ продаж через отделения по-прежнему доминирует среди подходов к распространению продуктов и услуг, в то время как другие методы, такие как, например, прямые каналы сбыта, менее важны и зачастую плохо интегрированы. Но эта ситуация меняется быстрыми темпами в мире, и чуть более медленными – в России. Информационные технологии быстро преобразовывают палитру розничного распределения банковских услуг из парадигмы доминирования чистой филиальной модели в многообразные сочетания различного типа дистрибутивных каналов. Кроме того, в сложившейся экономической ситуации банки вынуждены искать наиболее рентабельные способы распространения, делать их более целенаправленными и ориентированными на клиентов.
Директ-банкинг есть банковская инновация относительно места продажи или канала распределения банковских продуктов. Последние при таком методе ведения банковского дела распространяются не через сеть филиалов, а посредством телекоммуникационных технологий (факс, телефон, персональный компьютер, банкоматы) и почты. В Европе и США получили широкое распространение директ-банки в чистом виде, в отличие от традиционных филиальных коммерческих банков, которые добавляют к обычным каналам распределения дистанционное обслуживание, например, по телефону. Продукты и услуги, предоставляемые директ-банками, являются главным образом стандартизированными: начиная от сберегательных книжек и срочных депозитов и заканчивая платежами и кредитными картами.
Директ…
Остановимся поподробнее на термине «директ» в словосочетании директбанкинг. На наш взгляд, этот термин включает в себя четыре следующиехарактеристики:
1. Отсутствие временной задержки (время).
2. Отсутствие пространственного отдаления (место).
3. Отсутствие посредника (независимость).
4. Отсутствие изменений/дополнений («чистота»).
Исходя из вышеуказанных характеристик термина «директ» мы можем раскрыть содержание самого директ-банкинга как такового, иными словами, сформулировать основополагающие признаки директ-банкинга по отношению к традиционному банковскому бизнесу. Эти признаки лежат в основе концепции «директ-банкинга», раскрывая саму её суть.
1. Более низкие затраты. Основой директ-банкинга является готовность клиентов отказаться от избытка услуг в пользу более низких и корректных цен. Поэтому ценовое положениедирект-банков действительно более благоприятное по отношению к клиенту. Если речь заходит о директ-банкинге, то клиент сразу предполагает, что, вероятно, не все услуги, но наибольшая их часть предлагаются дешевле, что и является отличительным признаком и конкурентным преимуществом директ-банкинга.
2. Более высокая скорость обслуживания. Более высокая скорость принятия и обработки заявок, проведения операций, а значит, и сокращение времени, которое тратит клиент на обращение в банк, является неотъемлемой частью и следующим конкурентным преимуществом директ-банкинга.
3. Упрощенность. Директ-банкинг предоставляет услуги и позволяет проводить традиционные банковские сделки без каких-либо усложнений изачастую упрощает выбор необходимых банковских услуг и способов их получения для клиента.
Итак, директ-банкинг можно определить следующим образом: под директ-банкингом понимается установление контактов клиентов с банком посредством таких средств телекоммуникации, как телефон, телефакс, персональный компьютер (Интернет), или почты, которые снимают необходимость личного посещения банка клиентом. С точки зрения банка под директ-банкингом понимается форма сбыта, при которой понятная и четко структурированная продуктовая линейка распространяется с использованием методов директ-маркетинга. Поиск и обслуживание клиентов, установление контактов и выполнение поручений выполняется с помощью телекоммуникационных средств и почты. Частичным образом снижение издержек банком на сокращение пути сбыта передается клиенту в виде более низких банковских сборов и пошлин. В зависимости от стратегических целей директ-банкинг может использоваться в качестве основного канала сбыта или как дополнение к традиционным каналам.
Категории директ-банкинга
Директ-банкинг существует в различных формах, но все их можно систематизировать в четыре категории. Он может осуществляться, во-первых, из дома клиента банка (базирующийся на дому директ-банкинг); во-вторых, с мобильного телефона или иного устройства (мобильный директ-банкинг). В-третьих, некоторые банки отправляют сотрудников к клиентам с принадлежащим банку специальным оборудованием (On-Site директ-банкинг). Наконец, директ-банкинг также может осуществляться клиентом в оборудованных для этого особых сервисных центрах.
Проанализируем возможность развития директ-банкинга в условиях современной банковской конъюнктуры. Актуальность, значение и важность директ-банкинга следуют из ряда социальных, экономических, технологических и законодательных факторов, попытка систематизации которых проведена ниже.
Экономические изменения. До начала экономического кризиса, банкам, несмотря ни на что удавалось стабильно увеличивать свои обороты и выручку, что исключало потребность в изменении политики сбыта. В нынешних, куда менее благоприятных условиях банковские управляющие будут вынуждены обратить внимание на следующие аспекты:
Социокультурные изменения. Потребитель уже сегодня обладает большим, обширным и высококачественным информационным обеспечением, что соответствующим образом повышает его компетенцию в банковских вопросах. Это не в последнюю очередь достижения средств массовой информации, чья независимая и нейтральная интерпретация финансовых тем приносила значительные дивиденды в течение прошедших лет – и есть основания полагать, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем, принося также техническую грамотность в массы. Последняя потребует все более сложного технического обеспечения банковских структур. Из вышесказанного следует, что в ближайшем будущем следует ожидать изменения взаимоотношений между банком и клиентами ввиду пересмотра последними своих точек зрения на финансовые услуги и их продавцов. Этот пересмотр будет выражаться в следующем:
За редким исключением, проведенный нами анализ показывает, что аспекты новой банковской конъюнктуры благоприятствуют развитию директ-банкинга. Требования клиентов «быстро, надежно, качественно, удобно» вполне реально удовлетворить методами директ-банкинга.
Значимость директ-банкинга
Переходя к вопросу о значимости директ-банкинга, стоит заметить, что обсуждение данного способа сбыта в качестве самостоятельного или дополнительного к традиционным имеет достаточно широкий резонансв научной и деловой сфере. Диалог о значимости директ-банкинга набирает обороты, что выражается в обсуждении темы на страницах специальной периодики или в рамках банковских конференций; по этой теме представляются инновационные программы, банковскими управляющими разрабатываются стратегии и четче вырисовываются будущие перспективы. Однако директ-банкинг не стоит понимать как революцию в банковском деле, это скорее шаг в направлении обретения абсолютной независимости клиентом от времени и пространства при взаимодействии со своим банком.
Для банковской практики значимость директ-банкинга обусловливается растущим требованием клиентов к постоянной беспрепятственной доступности банковских услуг для принятия решений и проведения финансовых операций по своему усмотрению. Для разных кредитных учреждений директ-банкинг играет свою роль:
Вывод
Многие эксперты сходятся во мнении, что значение директ-банкинга раскроется в полной мере в будущем, однако и в настоящем данная форма сбыта не может игнорироваться. Методы директ-банкинга получают всю большее распространение, они применяются и при нахождении новых клиентов, и при сохранении старых.
Источники:
2. Никонова И., Шамгунов Р. Стратегия и стоимость коммерческого банка – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
3. Broady-Preston J., Hayward T. An Assessment of the Relationship Between Marketing, Information and Strategy Formulation in the UK Retail Banking Sector // International Journal of Information Management, 1998 – Т.18, № 4.
4. Direktbankgeschäft / H. Pischulti. – Frankfurt, 1997.
5. Mang, F. Die Wege aus der Kostenfalle // Bank Magazin. – 2002. – № 1.
6. Nellis J., McCafferey J., Hutchinson R. Strategic challenges for the European Banking in the new millennium. – 2000.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:51:10