Как встроить малый торговый бизнес России в новую экономическую реальность

Чеглов В.П.1, Столярова А.Н.2
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
2 Государственный социально-гуманитарный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 11 (Ноябрь 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена анализу трансформационных процессов, происходящих в торговой сфере России, их влиянию на отечественный малый бизнес, конечного потребителя. Показано изменение парадигмы развития торговой сферы, глубокая дифференциация в оптовом и розничном звеньях, в результате которой малые предприятия оказались неконкурентоспособными, уязвимыми на рынке. Обоснован объективный характер замещения семейного предприятия системным, инвестиционным бизнесом. Дана характеристика новой социально - экономическая реальности, связанной с тем, что множество предпринимателей вынуждены выходить из бизнеса и становиться рантье или наемными менеджерами. Исследована роль и перспективы малого торгового бизнеса в новой экономической реальности, формулируются направления достижения баланса в развитии крупного и малого бизнеса. Предложены конкретные инструменты объединения и инкорпорирования средних и малых торговых предприятий в целях достижения их конкурентоспособности на рынке. Обоснованы новые подходы государственного регулирования интеграционных процессов во внутренней торговле, позволяющие сгладить давление системного бизнеса на рынок и трансформировать внесистемные предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, государственное регулирование, розничные торговые сети, малые торговые предприятия, новая экономическая реальность, торговая сфера, торговые системы

JEL-классификация: L26, L81, M21

Источники:

Абалкин Л.И. Труды вольного экономического общества. / Избранные труды в 4 т. Т. IY «В поисках новой стратегии». - М., 2000.
Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. - М.: ИНЭ, 2002.
3. Виленский А.В., Бухвальд Е.М. Децентрализация в государственной политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник института экономики российской академии наук. – 2015. – № 1.
Винслав Ю.Б. Управление интегрированным бизнесом: теоретические и методические аспекты. / Монография., 2017. – 510 с.
5. Зинчук Г.М., Макекадырова А.С., Столярова А.Н. Стратегические ориентиры развития московской области на основе самоуправления и кооперации // Вестник российского экономического университета им. г.в. плеханова. – 2016. – № 2(86). – С. 141-151.
Ившин В.А., Чеглов В.П. Роль и значение торговых центров в развитии розничных торговых сетей // Роль предпринимательства и торговли в эпоху неоиндустриального общества: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2017. – С. 109-112.
7. Клейнер Г.Б. Мезоэкономические проблемы российской экономики // Экономический вестник РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. – 2003. – № 2. – С. 11-18.
Котельникова З.В. Международный опыт регулирования деятельности торговых сетей: обзор эмпирических исследований. / Сб. Государственное регулирование деятельности торговых сетей: основы и противоречия. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. – 72-103 с.
Кун Т.С. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977. – 300 с.
Минакир П.А. Системные трансформации в экономик. - Владивосток: Дальнаука, 2001.
Павельциг Г. Интеграция - дифференциация - прогресс /. / Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс. - М.: МГУ, 1989. – 28-33 с.
12. Попков В.П, Козлова Н.Н. Пути повышения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур в России // Вестник института экономики российской академии наук. – 2016. – № 4. – С. 40-52.
Радаев В.В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. / Монография. - М.:ИД ВШЭ, 2011. – 383 с.
Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П. Современные тренды развития рынков товаров и услуг. / Аналитический бюллетень № 1. - М.: РЭУ имени Г.В. Плеханова, 2018.
Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П., Майорова Е.А. Современные тренды развития рынков товаров и услуг. / Аналитический бюллетень № 2. - М.: РЭУ имени Г.В. Плеханова, 2018.
Третьяк В.П. Кластеры предприятий. / Монография. - М., 2011.
Туган –Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М.: Экономика, 1989. – 509 с.
Хасис Л.А. Сетевая розничная торговля: тенденции и перспективы. / Монография. - М., 2005.
19. Урясьева Т.И., Панасенко С.В., Чеглов В.П. Построение модели маркетинговых коммуникаций в цепочке продаж на основе современных технологий управления взаимоотношениями // Практический маркетинг. – 2018. – № 5(255). – С. 17-22.
Чеглов В.П. Сетевой ритейл. Концепции и стратегии, ловушки и решения. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2013.
21. Чеглов В.П. Влияние розничных торговых сетей на социально – экономические параметры функционирования регионов // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2013. – № 4. – С. 137-147.
Чеглов В.П. Интеграция торговли России: теория и практика. / Монография. - М.: Проспект , 2016. – 176 с.
Чеглов В.П. Управление формированием и развитием интегрированных торговых систем в России. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., РЭУ имени Г.В. Плеханова. - М., 2017.
24. Чеглов В.П., Чеглов А.В. О природе «недобросовестных практик» в торговле и механизме регулирования отрасли в условиях интеграции // Вестник Академии. – 2016. – № 2. – С. 45-53.
25. Чеглов В.П., Чернухина Г.Н. О проблемах государственного регулирования торговли в России в условиях ее интеграции // Вестник Академии. – 2015. – № 4. – С. 93-99.
26. Чеглов В.П., Ившин В.А. Методологические подходы к управлению системообразованием на базе крупного торгового (торгово-развлекательного) центра // Российское предпринимательство. – 2018. – № 6. – doi: 10.18334/rp.19.6.39191.
27. Чеглов В.П. Особенности системной экономической интеграции в России / // Вестник Академии. – 2016. – № 3. – С. 59-66.
Bekuviciute L., Dierx A., IlzkovitzThe F. Functioning of the Food Supply Chain and Its Effect on Food Prices in the European Union – EC Occasional Papers.- 2009
29. Cliquet G. Integration and Territory Coverage of the Hypermarket Industry in France: A Relative Entropy Measure // International Review of Retail Distribution and Consumer. – 1998. – № 8(2). – С. 205-224.
30. Gereffi G., Humphrey J.,Sturgeon T. The Governance of Global Value Chains // Review of International Political Economy. – 2005. – С. 12.
31. Emerson R.M. Power-Dependence Relations // American Sociological Review. – 1962. – С. 27.
Etzioni, A. The comparative analysis of complex organizations / A.Etzioni. - N.Y., 1961
Hirschman A.O. Exit, Voice, and Loyalty: Response to Decline in Firms, Organizations and States. Cambridge: Harvard University Press 1970
Hamilton G.,Petrovic M. Retailers as Market Makers. In: The Market Makers: How Retailers are Reshaping the Global Economy / B. Senauer (eds.) Oxford University Press 2011, р. 125—137

Страница обновлена: 21.08.2025 в 00:06:43

 

 

How to embed the small trade business of Russia in the new economic reality

Cheglov V.P., Stolyarova A.N.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 11 (November 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the analysis of the transformation processes occurring in the trade sphere of Russia, their influence on the domestic small business, the final consumer. The change in the paradigm of development of the trade sphere, deep differentiation in the wholesale and retail chains, as a result of which small enterprises were found to be uncompetitive and vulnerable in the market, are shown. The objective nature of the replacement of a family enterprise with a systemic, investment business has been substantiated. The characteristic of a new social and economic reality is given, due to the fact that many entrepreneurs are forced to go out of business and become rentiers or hired managers. The role and prospects of small trading business in the new economic reality are explored, directions for achieving a balance in the development of large and small businesses are formulated. Concrete tools are proposed for merging and incorporating medium and small trade enterprises in order to achieve their competitiveness in the market. The new approaches to state regulation of integration processes in domestic trade, which allow smoothing the pressure of the system business on the market and transform non-system enterprises, are substantiated.

Keywords: competitiveness, government regulation, trade, retail chains, new economic reality, trading systems, small trade enterprises

JEL-classification: L26, L81, M21