Как встроить малый торговый бизнес России в новую экономическую реальность

Чеглов В.П.1, Столярова А.Н.2
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
2 Государственный социально-гуманитарный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 11 (Ноябрь 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена анализу трансформационных процессов, происходящих в торговой сфере России, их влиянию на отечественный малый бизнес, конечного потребителя. Показано изменение парадигмы развития торговой сферы, глубокая дифференциация в оптовом и розничном звеньях, в результате которой малые предприятия оказались неконкурентоспособными, уязвимыми на рынке. Обоснован объективный характер замещения семейного предприятия системным, инвестиционным бизнесом. Дана характеристика новой социально - экономическая реальности, связанной с тем, что множество предпринимателей вынуждены выходить из бизнеса и становиться рантье или наемными менеджерами. Исследована роль и перспективы малого торгового бизнеса в новой экономической реальности, формулируются направления достижения баланса в развитии крупного и малого бизнеса. Предложены конкретные инструменты объединения и инкорпорирования средних и малых торговых предприятий в целях достижения их конкурентоспособности на рынке. Обоснованы новые подходы государственного регулирования интеграционных процессов во внутренней торговле, позволяющие сгладить давление системного бизнеса на рынок и трансформировать внесистемные предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, государственное регулирование, розничные торговые сети, малые торговые предприятия, новая экономическая реальность, торговая сфера, торговые системы

JEL-классификация: L26, L81, M21

Источники:

Абалкин Л.И. Труды вольного экономического общества. / Избранные труды в 4 т. Т. IY «В поисках новой стратегии». - М., 2000.
Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. - М.: ИНЭ, 2002.
3. Виленский А.В., Бухвальд Е.М. Децентрализация в государственной политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник института экономики российской академии наук. – 2015. – № 1.
Винслав Ю.Б. Управление интегрированным бизнесом: теоретические и методические аспекты. / Монография., 2017. – 510 с.
5. Зинчук Г.М., Макекадырова А.С., Столярова А.Н. Стратегические ориентиры развития московской области на основе самоуправления и кооперации // Вестник российского экономического университета им. г.в. плеханова. – 2016. – № 2(86). – С. 141-151.
Ившин В.А., Чеглов В.П. Роль и значение торговых центров в развитии розничных торговых сетей // Роль предпринимательства и торговли в эпоху неоиндустриального общества: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2017. – С. 109-112.
7. Клейнер Г.Б. Мезоэкономические проблемы российской экономики // Экономический вестник РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. – 2003. – № 2. – С. 11-18.
Котельникова З.В. Международный опыт регулирования деятельности торговых сетей: обзор эмпирических исследований. / Сб. Государственное регулирование деятельности торговых сетей: основы и противоречия. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. – 72-103 с.
Кун Т.С. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977. – 300 с.
Минакир П.А. Системные трансформации в экономик. - Владивосток: Дальнаука, 2001.
Павельциг Г. Интеграция - дифференциация - прогресс /. / Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс. - М.: МГУ, 1989. – 28-33 с.
12. Попков В.П, Козлова Н.Н. Пути повышения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур в России // Вестник института экономики российской академии наук. – 2016. – № 4. – С. 40-52.
Радаев В.В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. / Монография. - М.:ИД ВШЭ, 2011. – 383 с.
Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П. Современные тренды развития рынков товаров и услуг. / Аналитический бюллетень № 1. - М.: РЭУ имени Г.В. Плеханова, 2018.
Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П., Майорова Е.А. Современные тренды развития рынков товаров и услуг. / Аналитический бюллетень № 2. - М.: РЭУ имени Г.В. Плеханова, 2018.
Третьяк В.П. Кластеры предприятий. / Монография. - М., 2011.
Туган –Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М.: Экономика, 1989. – 509 с.
Хасис Л.А. Сетевая розничная торговля: тенденции и перспективы. / Монография. - М., 2005.
19. Урясьева Т.И., Панасенко С.В., Чеглов В.П. Построение модели маркетинговых коммуникаций в цепочке продаж на основе современных технологий управления взаимоотношениями // Практический маркетинг. – 2018. – № 5(255). – С. 17-22.
Чеглов В.П. Сетевой ритейл. Концепции и стратегии, ловушки и решения. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2013.
21. Чеглов В.П. Влияние розничных торговых сетей на социально – экономические параметры функционирования регионов // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2013. – № 4. – С. 137-147.
Чеглов В.П. Интеграция торговли России: теория и практика. / Монография. - М.: Проспект , 2016. – 176 с.
Чеглов В.П. Управление формированием и развитием интегрированных торговых систем в России. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., РЭУ имени Г.В. Плеханова. - М., 2017.
24. Чеглов В.П., Чеглов А.В. О природе «недобросовестных практик» в торговле и механизме регулирования отрасли в условиях интеграции // Вестник Академии. – 2016. – № 2. – С. 45-53.
25. Чеглов В.П., Чернухина Г.Н. О проблемах государственного регулирования торговли в России в условиях ее интеграции // Вестник Академии. – 2015. – № 4. – С. 93-99.
26. Чеглов В.П., Ившин В.А. Методологические подходы к управлению системообразованием на базе крупного торгового (торгово-развлекательного) центра // Российское предпринимательство. – 2018. – № 6. – doi: 10.18334/rp.19.6.39191.
27. Чеглов В.П. Особенности системной экономической интеграции в России / // Вестник Академии. – 2016. – № 3. – С. 59-66.
Bekuviciute L., Dierx A., IlzkovitzThe F. Functioning of the Food Supply Chain and Its Effect on Food Prices in the European Union – EC Occasional Papers.- 2009
29. Cliquet G. Integration and Territory Coverage of the Hypermarket Industry in France: A Relative Entropy Measure // International Review of Retail Distribution and Consumer. – 1998. – № 8(2). – С. 205-224.
30. Gereffi G., Humphrey J.,Sturgeon T. The Governance of Global Value Chains // Review of International Political Economy. – 2005. – С. 12.
31. Emerson R.M. Power-Dependence Relations // American Sociological Review. – 1962. – С. 27.
Etzioni, A. The comparative analysis of complex organizations / A.Etzioni. - N.Y., 1961
Hirschman A.O. Exit, Voice, and Loyalty: Response to Decline in Firms, Organizations and States. Cambridge: Harvard University Press 1970
Hamilton G.,Petrovic M. Retailers as Market Makers. In: The Market Makers: How Retailers are Reshaping the Global Economy / B. Senauer (eds.) Oxford University Press 2011, р. 125—137

Страница обновлена: 30.10.2024 в 01:01:29