Система показателей оценки экономической безопасности предприятия в сфере дорожного хозяйства

Ширко Л.М.1
1 Тюменский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 10, Номер 12 (Декабрь 2020)

Цитировать:
Ширко Л.М. Система показателей оценки экономической безопасности предприятия в сфере дорожного хозяйства // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 12. – С. 3285-3396. – doi: 10.18334/epp.10.12.111326.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44668166

Аннотация:
Система экономической безопасности предприятия является на текущий момент времени значимым инструментом повышения уровня экономической устойчивости и эффективности деятельности. Особую актуальность это приобретает применительно к ресурсоемким отраслям с высокой степенью зависимости от сырьевых рынков, в том числе дорожному строительству. Целью данной статьи является разработка методических аспектов оценки уровня экономической безопасности в сфере дорожного хозяйства. Показано, что система сбалансированных показателей предприятия является условием разработки системы показателей экономической безопасности предприятия, обоснована позиция данной системы как вида функциональных стратегий компании. Статья вносит вклад в развитие теории оценки и измерения уровня экономической безопасности предприятия. Практическая значимость работы заключается в возможности применения представленного набора показателей при оценке уровня угроз предприятия дорожного строительства.

Ключевые слова: дорожное строительство, сбалансированные показатели, проекция, экономическая безопасность

JEL-классификация: L89, L26, M11, M21



Введение

В условиях структурного и финансового кризисов, волатильности валют, изменения сырьевых и рынков сбыта вопросы финансовой устойчивости и экономической эффективности деятельности предприятий приобретают требуют переосмысления. Необходимый контекст анализа связан с исследованиями взаимосвязи между параметрами экономической и эффективностью функционирования предприятия, определением факторов, обеспечивающих экономическую безопасность предприятий в условиях агрессивной и изменяющейся внешней среды.

Соответственно, с точки зрения финансовой устойчивости и экономической эффективности предприятия необходимо исследование учетно-аналитических и организационно-экономических механизмов обеспечения экономической безопасности.

Указанные вопросы актуальны для сферы дорожного строительства в силу специфики функционирования данного вида деятельности: сложность технологического процесса с высокой долей автоматизации и механизации, наличие большого массива требований и стандартов деятельности, изменяющиеся условия пассажиропотоков и транспортных потоков, увеличивающие нагрузку на транспортное полотно и предъявляющие требования к качеству деятельности предприятий в этой сфере, высокие затраты на производство и выполнение дорожных работ и наличие регуляторного механизма функционирования рынка. Предприятию, стремящемуся к успешному функционированию на данном рынке, необходимо учитывать множество факторов внешней и внутренней среды в своей деятельности, а длительность и требования к выполняемым проектам определяют необходимость раннего выявления и управления угрозами, в том числе в финансово-экономической сфере.

1. Характеристика функциональных блоков системы экономической безопасности предприятия

Система экономической безопасности предприятия, по мнению автора, представляет собой комплекс организационно-управленческих мер, которые направлены на качественную реализацию политики защиты интересов предприятия от внешних и внутренних угроз и обеспечение достижения стратегических целей устойчивого развития. Мы полагаем, что система обеспечения экономической безопасности является частью стратегии предприятия, включающей в себя планирование и реализацию мероприятий, направленных на минимизацию негативных рисков с целью повышения экономической устойчивости предприятия. Исходя из этого, содержательно экономическая безопасность охватывает различные функциональные блоки деятельности предприятия. Мы предлагаем выделять следующие блоки:

1. Обеспечение сохранности внеоборотных активов.

В рамках данного блока задачей предприятия является осуществление мероприятий в отношении активов материально-технического и транспортно-логистического блоков предприятия по выявлению, недопущению и пресечению противоправных действий. Субъектами данных действий могут выступать как сотрудники предприятия, так и контрагенты предприятия, совершающие попытки коррупционных правонарушений или осознанные действия по причинению экономического ущерба предприятию.

2. Контроль материально-производственных запасов.

В рамках данного блока задачей предприятия является осуществление мероприятий в отношении сырья, полуфабрикатов и готовой продукции по выявлению, недопущению и пресечению противоправных действий, связанных с технологическим процессом, учетом и оценкой материально-производственных запасов. Субъектами данных действий могут выступать как сотрудники предприятия, так и контрагенты предприятия, совершающие попытки коррупционных правонарушений или осознанные действия по причинению экономического ущерба предприятию.

3. Обеспечение безопасности инвестиционной деятельности предприятия.

В рамках данного блока задачей предприятия является осуществление мероприятий по контролю непредвиденных финансовых потерь и выявление, недопущение и пресечение противоправных действий в ходе осуществления различных инвестиционных операций. Субъектами противоправных действий могут быть контрагенты, партнеры в инвестиционных проектах, а также держатели акций предприятия.

4. Обеспечение безопасности при работе с контрагентами.

В рамках данного функционального блока осуществляется комплекс мероприятий по управлению рисками работы с контрагентами, выявлению, недопущению и пресечению противоправных действий со стороны контрагентов, приводящих к убыткам, недополучению доходов, прибыли предприятия. Субъектами противоправных действий и источниками рисков могут выступать поставщики, подрядчики, субподрядчики, конкуренты, финансовые организации.

5. Обеспечение сохранности денежных средств.

В рамках данного функционального блока осуществляется комплекс мер по управлению рисками предприятия как со стороны внешней среды, так и с точки зрения поведения персонала, приводящих к валютным потерям, недополучению денежных средств.

6. Выявление и устранение предпосылок финансовой неустойчивости и возможного наступления банкротства предприятия.

В рамках данного функционального блока осуществляется комплекс мероприятий по управлению рисками финансовой деятельности предприятия как с точки зрения макрофакторов (ценообразование, инфляция, ставки банковских процентов), так и с точки зрения недобросовестного поведения контрагентов и персонала предприятия, осуществляются мероприятия по предотвращению и недопущению искажения, подлогов финансовой документации и отчетности, размытия капитала, действия в личных интересах в ущерб финансовой устойчивости предприятия.

7. Антикоррупционная безопасность.

В рамках данного функционального блока осуществляется комплекс мероприятий по недопущению рисков и предотвращению и недопущению последствий коррупционного поведения персонала, влекущего потери, убытки или недополучение прибыли для предприятия.

Взаимосвязь функциональных блоков содержания экономической безопасности предприятия представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Взаимосвязь функциональных блоков содержания экономической безопасности предприятия

Источник: составлено автором.

По нашему мнению, ключевыми блоками экономической безопасности предприятия являются три:

1) обеспечение финансовой устойчивости;

2) обеспечение безопасности при работе с контрагентами;

3) обеспечение антикоррупционной безопасности.

Данный вывод основан на следующих рассуждениях:

- обеспечение сохранности денежных средств и безопасности инвестиционной деятельности связано с качеством принимаемых решений и влияет на финансовую устойчивость предприятия, с одной стороны, и определено поведением персонала предприятия, с другой стороны;

- обеспечение сохранности внеоборотных активов и контроль материально-производственных запасов детерминированы поведением персонала, с одной стороны, и контрагентов, с другой;

- обеспечение безопасности при работе с контрагентами стоит оценивать с позиции устойчивости внутренних бизнес-процессов, с одной стороны, и рыночной позиции, с другой стороны.

Итогом таких рассуждений становится четыре контекста экономической безопасности предприятия:

- устойчивость бизнес-процессов;

- устойчивость рыночной позиции;

- эффективность принимаемых решений в финансовой сфере;

- эффективность действий персонала при реализации хозяйственных операций.

В рамках каждого из контекстов, опираясь на систему сбалансированных показателей предприятия, можно выделить конкретные показатели экономической безопасности. При этом экономическая безопасность понимается автором как вид функциональной стратегии предприятия. С учетом вышесказанного система показателей экономической безопасности может быть представлена следующими блоками.

1. Проекция «Финансы».

Финансовые показатели занимают ведущую роль в анализе состояния экономической безопасности предприятия и отражают финансовое состояние предприятия.

2. Проекция «Клиенты».

Данная составляющая позволяет оценить уровень экономической безопасности предприятия с точки зрения рынка и клиентов. Оценка экономической безопасности производится через призму сегмента рынка, на котором существует предприятие. Типичными характеристиками клиентской составляющей являются величина клиентской базы, доходность. Ключевой вопрос, на который стратегия экономической безопасности должна дать ответ: как мы должны выглядеть перед нашими клиентами, чтобы реализовать стратегию устойчивого развития?

3. Проекция «Внутренние бизнес-процессы».

В рамках данной составляющей оценки экономической безопасности предприятия дается заключение о внутренней устойчивости функционирования. В качестве показателей используются:

1. Абсолютные качественные показатели, такие как:

- наличие и количество фактов участия предприятия в качестве ответчика в незавершенных гражданско-правовых делах;

- наличие исполнительного производства в отношении предприятия;

- наличие и количество фактов, выявленных в ходе проверок контрольно-надзорных органов предприятия нарушений;

- факт правопреемственности и юридической связанности с другими предприятиями на рынке;

- факт наличия филиальной сети.

2. Абсолютные количественные показатели:

- количество лет существования на рынке;

- количество и объем выигранных контрактов в рамках участия в системе государственных закупок в качестве поставщика;

- количество и объем успешно закрытых контрактов в рамках участия в системе государственных закупок в качестве поставщика;

- количество внесенных изменений в ЕГРЮЛ.

4. Проекция «Кадры».

Данная группа показателей направлена на обеспечение стабильности качества кадрового состава, состояние экономической безопасности предприятия в этом контексте означает минимизацию числа случаев конфликтов, возникающих в отношении коллектива, как в связи с увольнениями, так и в связи с совершением правонарушений. Источником экономических угроз для предприятия является как сам персонал с точки зрения недобросовестного поведения (кражи, сокрытие информации, осознанное получение выгод в рамках конфликта интересов и т.д.), так политика развития и поддержки персонала с точки зрения последствий (высокая текучесть кадров, забастовки и т.д.).

Специфика выбора показателей для измерения экономической безопасности в сфере дорожного хозяйства определяется структурой и способом функционирования рынка. Субъектами спроса на данном рынке выступают государственные заказчики и заказчики, они формируют спрос на услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог. Основной объем работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется за счет средств Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов РФ и муниципальных дорожных фондов. Основными заказчиками на рынке выступают [1]:

- государственные заказчики федерального уровня (структурные подразделения «Автодора» и ГК «Автодор»);

- государственные заказчики регионального уровня (органы исполнительной власти субъектов РФ, ответственные за реализацию политики в сфере строительства и развития инфраструктуры);

- муниципальные заказчики (органы местного самоуправления, ответственные за развитие транспортной инфраструктуры);

- крупные заказчики в лице частных и государственных компаний, естественных монополий.

Предложение на рынке обеспечивается исполнителями работ, в том числе генеральным проектировщиком, генеральным подрядчиком, подрядчиками, субподрядчиками, изыскателями. При этом комплекс дорожных организаций, по мнению автора, можно разделить на основные и вспомогательные.

Закупка услуг заказчиком осуществляется в рамках конкурентных процедур, основная форма – проведение тендеров. Цена на услуги предприятий автодорожного строительства рассчитывается индивидуально на основе сметной документации в соответствии с объемами строительно-монтажных работ, методами технологии производства, а также единичными расценками на отдельные виды работ. Основой расчета в рамках ценообразования является «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-35.2004 [2].

В целом стоит отметить, дорожная отрасль является ресурсопотребляемой. В составе стоимости дорожно-строительных работ доля приобретаемых материалов достигает 70%. В структуру затрат по сводному сметному расчету кроме затрат на подготовку территории строительства включается еще целый ряд затрат: выкуп земли, перевод лесов, вынос, снос и перенос зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. Эти затраты составляют от 5% (на незастроенной территории) до 45–50% (в густонаселенной местности) от общей стоимости объекта, а в отдельных случаях (в условиях плотной застройки) могут быть сопоставимы со стоимостью строительно-монтажных работ [3] (Bukhtoyarov, 2014).

Результатом наличия сохраняющейся проблемы ценообразования в отрасли является тенденция последних двух лет, состоящая в отказе подрядчиков от участия в конкурсах на строительство дорог [Цит. по 4].

Таким образом, соглашаясь с рядом авторов [5] (Smirnova, 2016), отметим, что сфера дорожного хозяйства обладает рядом особенностей, определяемых моделью и субъектами отношений, структура затрат определяет ресурсопотребляющий характер отрасли, поэтому экономическая безопасность может быть определена как состояние защищенности/устойчивости сферы, представленное таким составляющими, как:

- технологическая устойчивость – способность воспринимать достижения науки и новых технологий;

- производственная устойчивость – наличие такого производственного потенциала, который способен обеспечить безубыточный объем производства;

- финансовая устойчивость создается рациональным распределением и использованием финансовых ресурсов.

2. Система показателей экономической безопасности предприятия дорожной сферы

Сводная характеристика показателей экономической безопасности для предприятий в сфере дорожного хозяйства представлена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели экономической безопасности предприятий в сфере дорожного хозяйства

Функциональная проекция стратегии экономической безопасности
Показатель функциональной проекции
Характеристика показателя
Измеряемый показателем риск
Фиксируемая показателем угроза
Проекция «Финансы»
Рентабельность продаж
Отражает соотношение выручки и прибыли предприятия
Финансовые
Сокращение инвестиций
Показатель генерирования доходов
Показывает, сколько рублей операционной прибыли приходится на рубль, вложенный в активы
Рентабельность инвестиций с позиции инвесторов
Определяет, какую долю в каждом рубле инвестиций составляет прибыль
Инвестиционные
Рентабельность инвестиций с точки зрения собственников организации
Определяет, какую долю в каждом рубле собственного капитала составляет прибыль
Норма валовой прибыли
Определяет, какую долю в каждом рубле составляет валовая прибыль
Норма операционной прибыли
Определяет, какую долю в каждом рубле составляет операционная прибыль
Проекция «Клиенты»
Темп роста рынка
Отражает динамику роста доли рынка предприятия
Маркетинговые
Сбытовые
Спад производства и утрата рынков сбыта
Относительная доля рынка
Отражает положение предприятия относительно конкурентов
Проекция «Бизнес-процессы»
Участие предприятия в качестве ответчика в незавершенных гражданско-правовых делах
Отражает деловую репутацию
Производственные
Убытки вследствие потери деловой репутации;
сокращение инвестиций
Исполнительное производство в отношении предприятия
Выявленные нарушения
Технологические
Правопреемственность
Финансовые
Инвестиционные
Филиальная сеть
Длительность существования на рынке
Отражает стабильность и поднадзорность
Участие в системе государственных закупок
Отражает деловую репутацию
Изменения в ЕГРЮЛ
Отражает стабильность аппарата принятия решений, стабильность капитала
Проекция «Кадры»
Показатель предотвращенного вреда
Отражает своевременное устранение рисков нарушения внутренней дисциплины
Кадровые
Финансовые
Угроза потери финансовых средств
Показатель размера причиненного вреда
Отражает последствия от наступившего факта нарушений внутренней дисциплины
Показатель сохранения кадрового состава
Отражает кадровую устойчивость, привлекательность предприятия как работодателя, сохранение производственных пропорций предприятия

Источник: составлено автором.

Как видно из представленной таблицы, система предлагаемых показателей позволяет измерить все виды внутренних источников риска для предприятия, а также оценить вероятность всех потенциальных угроз.

Далее для оценки уровня экономической безопасности предприятия для каждого показателя предлагается вводить пороговые значения, отражающие состояние экономической безопасности по данному показателю:

- стабильное (С) – значение показателя находится в пределах нормы;

- предкризисное (ПК) – значение показателя за пределами нормы, показатель характеризуется незначительным ухудшением, не приводящим к существенным изменениям в деятельности предприятия;

- кризисное (К) – значение показателя за пределами нормы, показатель характеризуется значительным ухудшением, приводящим к существенным изменениям в деятельности предприятия, требуется разработка оперативных мер реагирования;

- критическое (КР) – значение показателя за пределами нормы, показатель характеризуется существенным ухудшением, демонстрирующим предбанкротное или банкротное состояние предприятия.

В зависимости от фактического значения показателей и соответствия пороговым значениям каждому показателю присваивается балл. Распределение баллов осуществляется следующим образом:

- стабильное значение (С) – 4 балла;

- предкризисное значение (ПК) –3 балла;

- кризисное значение (К) – 2 балла;

- критическое значение (КР) – 1 балл.

Заключение

Таким образом, автором представлена методика и информационно-аналитическое обеспечение оценки экономической безопасности, основанные на сочетании нескольких подходов, в том числе критериального, экспертного, кросс-отраслевого и деятельностного. Всесторонний анализ состояния экономической защищенности предприятия позволяет повысить объективность заключения и сформировать комплексный характер рекомендаций по совершенствованию финансово-экономической деятельности предприятия. На основе данного подхода должна быть выстроена система контроля показателей экономической безопасности.


Источники:

1. Перспективы развития рынка дорожной инфраструктуры в России. Отчет KPMG. Цит. по: https://permtpp.ru/ (дата обращения 20.05.2020).
2. МДС 81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (с Изменениями от 16.06.2014) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/1200035529
3. Бухтояров А. Основные вопросы по ценообразованию в дорожной отрасли // Транспортная стратегия XXI век. - 2014. - № 24.
4. Ценообразование не дает подрядчикам строить дороги по госзаказу — Титов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.radidomapro.ru/ryedktzij/stroytelstvo/kommunikatsii/tzenoobrazovanie-ne-daet-podriadtchikam-stroitig-d-66179.php (дата обращения 15.04.2020).
5. Смирнова О.П. Методология изучения экономической безопасности строительной отрасли России на современном этапе // Науковедение. - 2016. - Т.8. - № 3.
6. Кретов В.В. Административно-правовое регулирование дорожного хозяйства Российской Федерации диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14. - Тюмень, 2014. - 242 с.
7. Каплан Р.С, Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 215 с.

Страница обновлена: 15.05.2021 в 09:41:32