Customs tariff regulation of foreign trade activity as a tool for ensuring economic security

Drobot E.V.1, Potekhina N.V.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 3 (July-September 2017)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=30107120
Cited: 32 by 07.12.2023

Abstract:
The article is devoted to the development of regulations on the formulation of measures of customs tariff regulation of foreign trade in order to ensure economic security of the member states of the Eurasian Economic Union. The article assesses the state of a customs tariff regulation system. We present the author’s study of problems of customs tariff regulation with the use of SWOT analysis and the Fishbone Diagram.

Keywords: economic security, foreign economic activity, customs tariff, customs authorities, customs tariff regulation

JEL-classification: F52, F51, F13, F10



Введение

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности занимает очень значимое место в торговой политике. Таможенно-тарифное регулирование используется в целях защиты экономики, соблюдения международных обязательств, поддержания стабильной внешнеторговой системы. Эффективно действующая система таможенно-тарифного регулирования является необходимым условием для реализации результативной таможенной политики и выполнения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны.

Повышение геополитической напряженности, введение ведущими торговыми партнерами России санкций в отношении ключевых отраслей российской экономики, дискриминация и ограничения возможностей российских экспортеров на внешних рынках, различный объем обязательств участников евразийской интеграции в рамках участия во Всемирной торговой организации выдвигают на первый план проблему обеспечения эффективной защиты товаропроизводителей государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе сближения таможенно-тарифной политики, совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования.

Существенный вклад в исследование теоретических аспектов и особенностей таможенно-тарифного регулирования внесли работы Абрамова Н.М. и Бочаровой Л.А. [7] (Abramov N.M., Bocharova L.A., 2017), Дробот Е.В. [24] (Drobot E.,Ilyasova K., 2016), Кравченко А.В [13] (Kravchenko A.V., 2016), Лохмановой Е.А [14] (Lokhmanova E.A., 2016), Малеванной А.А. [15] (Malevannaya A.A., 2016), Панскова В.Г. [5] (Panskov V.G., Fedotkin V.G., 2014), Покровской В.В. [6] (Pokrovskaya V.V., 2014), Чуевой В.В. [21] (Chueva V.V., 2016) и других отечественных исследователей.

Аспекты исследований, раскрывающие проблемы и перспективные направления совершенствования инструментария таможенно-тарифного регулирования, раскрыты в работах Жогличевой В.В. [12] (Zhoglicheva V.V., 2016), Курочкина Д.А. и Туман С.Е. [17] (Nemchenko O.A., Kurochkina D.A., Tuman S.E., 2016), Мешечкиной Р.П. и Филипповой С.А. [16] (Meshechkina R.P., Filippova S.A., 2016), Немченко О.А., Хапилина С.А. [19] (Khapilin S.A., 2015).

Целью данной статьи является исследование проблем и перспектив таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности как инструмента обеспечения экономической безопасности.

Таможенно-тарифное регулирование и анализ внешней торговли Российской Федерации

Таможенно-тарифное регулирование является одним из главных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, использующим меры экономического воздействия, которые направлены на защиту национальных производителей, регулируют товарную структуру импорта и экспорта, то есть обеспечивают экономическую безопасность государства.

Система таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности реализуется через совокупность элементов. К ним относятся: единый таможенный тариф, методы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, порядок подтверждения страны происхождения товаров, а также система тарифных преференций [4] (Afonin P.N., Drobot E.V., 2016).

Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур, таможенно-тарифное регулирование продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота [22] (Shishkanova E.E., 2015).

Внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2016 году составил 471,2 млрд долларов США [23]. Сальдо торгового баланса составило 104 млрд долларов США, что на 58,1 млрд долларов США меньше, чем в 2015 году. На рисунке 1 представлено соотношение внешнеторгового оборота, экспорта и импорта Российской Федерации за 2015 и 2016 года.

Рисунок 1. Соотношение товарооборота, экспорта и импорта России за

2015–2016 гг.

Источник: составлено авторами.

На основе данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод о снижении экспорта и импорта в прошлом году. Вывоз товаров снизился на 17% и составил 287,6 млрд долларов США, а ввоз сократился на 0,4% и равен 183,6 млрд долларов США.

Объемы экспорта и импорта в стоимостном выражении упали до минимумов последних пяти лет из-за снижения курса рубля по отношению к доллару, сокращения производства и действующего продовольственного эмбарго. Однако после провала в первом полугодии 2016 г. показатели стали приходить в норму, и уже в ноябре–декабре России почти удалось догнать прошлогодние объемы торговли [9] (Byrkova E., 0).

Информация о динамике внешнеторгового оборота России в 2015–2016 гг. представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика внешней торговли России в 2015–2016 гг. Источник: составлено авторами.

В страновой структуре внешней торговли России центральное место занимает Европейский союз, как важнейший экономический партнер страны. На долю Европейского союза в январе–декабре 2016 года приходилось 42,8% российского товарооборота (что составило на 2% меньше за аналогичный период в 2015 г.), на страны СНГ – 12,1% (по сравнению с 2015 годом произошло снижение на 0,5%), на страны ЕАЭС – 8,3% (8,1%), а на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 30,0%, что оказалось выше за рассматриваемый период в 2015 году на 1,9% (рис. 3).

Рисунок 3. Страновая структура внешней торговли

Источник: составлено авторами.

По итогам года внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья составил 87,2% от всего объема торговли. За январь–декабрь 2016 года внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья составил 411 млрд долларов США, сократившись на 10,7% по сравнению с 2015 годом. При этом экспорт упал на 16,9% до 248,1 млрд долларов, а импорт к концу года вырос на 0,8% до 162,9 млрд долларов США.

На рисунке 4 показаны основные торговые партнеры России в январе–декабре 2016 года среди стран дальнего зарубежья.

Рисунок 4. Торговые обороты России с торговыми партнерами (млрд долларов США)

Источник: составлено авторами.

Ниже представлена товарная структура экспорта и импорта в страны дальнего зарубежья в 2016 году (рис. 5).

Рисунок 5. Основа российского экспорта и импорта в 2016 году в страны дальнего зарубежья

Источник: составлено авторами.

Итак, в структуре экспорта со странами дальнего зарубежья на первом месте стоят топливно-энергетические товары. Среди крупных товарных групп снижение показал экспорт химической продукции. Стоимостной объем ее экспорта снизился на 22,5%, а физический на 0,6%. Спад показал ввоз мыла и моющих средств на 15,3% и фармацевтической продукции. Экспорт самой крупной категории среди химических товаров – минеральных удобрений – снизился на 2,2% преимущественно из-за роста его потребления внутри страны для нужд растущего сельскохозяйственного производства.

В статье импорта в страны дальнего зарубежья основную долю занимают машины и оборудование. Закупки химических товаров по физическому объему выросли на 4%. Помимо роста поставок мыла и косметических средств прирост показали и удобрения. По подсчетам «Фосагро», их потребление в России выросло на 17% [9] (Byrkova E., 0).

Другие группы товаров показали снижение. На 9,1% сократились физические объемы ввоза продовольствия, на 8,5% текстиля и на 5,1% металлов и изделий из них.

Таким образом, 2016 год для внешней торговли прошел под эгидой девальвации и торговых запретов, которые в совокупности оказали влияние на структуру внешней торговли. Российская экономика зависит от колебаний цен на мировом нефтяном рынке. Это вызвано ее узкой топливно-сырьевой ориентацией. Дальнейшее развитие российской экономики представляется невозможным без перехода от экспортно-сырьевой модели развития к новой, инновационно-ориентированной модели [24] (Drobot E.,Ilyasova K., 2016).

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России

Роль таможенных органов в обеспечении безопасности растет из года в год, что вызвано складывающейся геополитической ситуацией, экономическими и политическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне, а также появлением новых угроз и рисков [10] (Voronov A.M., Shaydyko N.V., 2012).

Таможенная служба Российской Федерации в современных условиях способствует реализации интересов страны в сфере внешней торговли, развитию отечественного производства, устраняет угрозы безопасности Российской Федерации, административные правонарушения и преступления, обеспечивает пополнение доходной части федерального бюджета [2].

По официальным подсчетам в 2016 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 406,9 млрд рублей. Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,1% (рис. 6).

Рисунок 6. Выполнение задания по администрируемым доходам Источник: составлено авторами.

В течение 2016 года Федеральной таможенной службой России проводилась системная работа, направленная на увеличение качества администрирования процессов контроля таможенной стоимости и обеспечение единообразия при его проведении, в том числе в рамках применения системы управления рисками.

В 2016 году в результате проведения контроля таможенной стоимости таможенными органами дополнительно взыскано более 25,1 млрд рублей. Это на 29,2% превышает дополнительно взысканные платежи по результатам корректировок таможенной стоимости товаров в 2015 году (19,5 млрд рублей). В результате эффективность проводимых корректировок таможенной стоимости товаров выросла на 20% .

В 2016 году установлен рост эффективности работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров по обеспечению поступления в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств и сокращению нагрузки на участников ВЭД. Количество таможенных проверок снижено на 14%, а их результативность возросла до 87%.

На рисунке 7 представлены итоги проверочных мероприятий.

Рисунок 7. Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров Источник: составлено авторами.

Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод о том, что по сравнению с показателями 2015 года в 2016 году таможенных платежей, пеней, штрафов взыскано больше на 13%; по результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано на 31% больше; а одним должностным лицом в среднем взыскано на 14% больше таможенных платежей.

Руководство Федеральной таможенной службы, издав Приказ от 16.02.2016 № 280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками», возложило персональную ответственность на руководителей таможенных управления и таможен прямого подчинения за результативность и контроль качества применения мер по минимизации рисков по направлению контроля таможенной стоимости, а именно: мониторинг таможенных операций, контроль полноты и достаточности применяемых мер по минимизации рисков, недопущение формального подхода при проведении дополнительных проверок заявленных сведений о таможенной стоимости, выполнение контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости [3].

Анализ практики проведения внешнеэкономической деятельности указывает на наличие многочисленных проблемных аспектов, связанных с отсутствием объективной возможности предоставления полной документально подтвержденной информации о стоимости товара на момент таможенного декларирования.

Евразийская экономическая комиссия разработала порядок, который определяет случаи отложенного определения точной величины таможенной стоимости товаров, порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев [1]. По мнению Евразийской экономической комиссии, данный механизм позволит без ущерба для эффективного таможенного контроля избежать дополнительных финансовых затрат, связанных с определением таможенной стоимости по первому методу [18] (Rozhko G., 0).

Применение данного алгоритма (рис. 8) позволит обеспечить совершенствование условий осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Евразийского экономического союза в соответствии с принципами Всемирной таможенной организации (WCO) по смещению акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров при одновременном сохранении высокого уровня и эффективности таможенного контроля.

Нет

Да

Рисунок 8. Схема применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости

Источник: составлено авторами.

Анализ проблем и разработка предложений по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования

Важным аспектом совершенствования механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и кодификации таможенного законодательства ЕАЭС является достаточное разделение сфер правового регулирования наднационального (Таможенный кодекс Таможенного союза) и национального (законодательства государств-членов ЕАЭС о таможенном деле) уровней.

Проведем анализ проблем таможенно-тарифного регулирования, используя SWOT-анализ (табл.) и диаграмму Исикавы (рис. 9).

SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы.

Таблица

SWOT-анализ таможенно-тарифного регулирования

Сильные стороны
Возможности
Стимулирующая инвестиционная политика.
Фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования.
Электронное декларирование.
Стимулирование импортозамещения.
Стимулирование внутреннего производства.
Пополнение федерального бюджета.
Расширение экспортных возможностей.
Расширение профилей риска в рамках системы управления рисками.
Слабые стороны
Угрозы
Снижение уровня тарифной защиты в условиях Всемирной торговой организации.
Низкая степень дифференциации ставок таможенных пошлин.
Экспортно сырьевая ориентация.
Высокие экспортные таможенные пошлины на энергоносители.
Нелегальный ввоз в страну товаров.
Проблемы недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости товаров.
Импорт высокотехнологичной продукции и готовых товаров.
Эффективность функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования отошла на второй план.
Рост цен на отечественные товары.
Снижение конкурентоспособности отечественных товаров.
Уклонение от уплаты таможенных пошлин и налогов недобросовестных участников ВЭД.
Источник: составлено авторами.

С помощью диаграммы Исикавы, можно не только детализировать имеющиеся проблемы, но и разработать потенциальные способы их решения.

Рисунок 9. Диаграмма Исикавы: анализ проблем таможенно-тарифного регулирования

Источник: составлено авторами.

На современном этапе в Евразийском экономическом союзе таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности имеет ряд особенностей, затрагивающих базовые вопросы развития евразийской экономической интеграции. Основные из них:

1) снижение уровня тарифной защиты;

2) низкая степень дифференциации ставок Единого таможенного тарифа;

3) импортная зависимость и сырьевая ориентация экспорта;

4) ввоз в страну товаров с нарушениями таможенных правил;

5) последовательная политика Всемирной торговой организации отказа от практики применения экспортных пошлин.

Основываясь на выявленных проблемах механизма таможенно-тарифного регулирования, с учетом начала функционирования с 01.01.2015 г. ЕАЭС, следует разработать предложения по его совершенствованию, что будет содействовать обеспечению экономической безопасности.

Для начала совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования необходимо проведение модернизации таможенного законодательства, которое должно отвечать нормам международного права в области таможенно-тарифного регулирования и включать минимальное количество отсылок на национальное законодательство государств-членов ЕАЭС. Это позволит уменьшить временные издержки, которые возникают при поиске необходимого нормативно-правового акта.

Членство в ЕАЭС снижает возможность для Российской Федерации самостоятельно оказывать воздействие с помощью таможенно-тарифных инструментов на объемы и характер внешней торговли.

Сложность и проблемы состоят и в том, что она должна согласовывать национальные механизмы регулирования с общей системой регулирования стран-членов союза. Однако в них достаточно много расхождений. Это снижает эффективность использования мер таможенно-тарифного регулирования как фактора развития экономики страны.

Исходя из этого, одним из направлений совершенствования механизма таможенно-тарифного регулирования является унификация и гармонизация правовых норм стран-членов ЕАЭС в сфере экономики, налоговой, правовой и других сферах, оказывающих влияние на результативность применения мер таможенно-тарифного регулирования на развитие экономики.

Проводимая в рамках ЕАЭС согласованная единая секторальная политика направлена на формирование общего рынка по таким товарным группам, как лекарственные препараты и медицинские изделия. На основе соответствующих соглашений предполагается в рамках ЕАЭС создание общего электроэнергетического рынка с 1 июля 2019 года, общего рынка газа, общего рынка нефти и нефтепродуктов к 1 января 2025 года и общего финансового рынка с созданием наднационального органа по его регулированию в г. Алматы к 2025 году [12] (Zhoglicheva V.V., 2016).

Существенно увеличивается важность задач, направленных на обеспечение устойчивого функционирования российской экономики и экономик государств-членов ЕАЭС с опорой на внутренние источники роста. Для этого таможенно-тарифная политика должна формировать условия для экономически целесообразного импортозамещения в сфере производства инвестиционных и потребительских товаров, развития производственно-технологической кооперации в рамках ЕАЭС и способствовать в конечном итоге росту технологической интенсивности экономик и создаваемой в них добавленной стоимости.

Принимая во внимание серьезную зависимость от импорта в сфере средств производства, компонентной базы и потребительской продукции, решение задач возможно с помощью принятия мер по дальнейшей оптимизации уровня и структуры ввозных таможенных пошлин в отношении товаров инвестиционного спроса (машин, технологического оборудования), компонентов для производимой на территории Российской Федерации продукции, в первую очередь в отношении товаров, аналоги которых не выпускаются в Российской Федерации или производятся в недостаточном для удовлетворения потребностей рынка количестве.

Меры таможенно-тарифного регулирования должны обеспечивать равновесие товарных рынков и быть направлены на препятствование быстрому росту цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в условиях колебаний на валютном рынке, достижение поставленных задач по импортозамещению и обеспечение продовольственной безопасности. Решение этих задач невозможно без модернизации системы преференций для развивающихся и наименее развитых стран в отношении сельскохозяйственных товаров.

Следует устранить возможность занижения таможенной стоимости товаров недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности путем манипулирования имеющимися в таможенном тарифе широкими разрывами в ставках таможенных пошлин в пределах одной товарной позиции с помощью применения принципа тарифной дифференциации, т.е. увеличения количества применяемых в тарифе значений ставок таможенных пошлин и максимальной видовой детализации импорта путем расширения количества единиц товарной номенклатуры и уровня ставок [24] (Drobot E.,Ilyasova K., 2016).

В условиях импортозамещения, когда государство старается поддержать национальных товаропроизводителей, следует оградить их от ввоза в страну товаров с нарушением таможенных правил и использования других видов недобросовестной конкуренции. На практике осуществить это возможно, если повысить материальную ответственность таких нарушителей.

Важное значение в ходе решения задач таможенно-тарифного регулирования приобретает применение альтернативных мер, таких как таможенные процедуры, позволяющие использовать сниженные пошлины к ввозимому сырью и компонентам, экономически целесообразное освобождение от уплаты НДС производственных товаров, материалов и компонентов, аналоги которых в России не производятся, а также развитие меха­низмов предоставления льгот в целях поддержки проведения инвестици­онных проектов.

Разрабатываемые меры должны быть тесно связаны с проведением стимулирующей инвестиционной политики, направлены на привлечение иностранных инвестиций в наиболее значимые направления модернизации и требующие государственной поддержки отрасли и сектора экономики РФ. Данные меры также должны способствовать уменьшению из­держек производителей, что, в свою очередь, будет стимулировать внутрен­нее производство как более конкурентоспособное на территории ЕАЭС [8, с. 64] (Antipova L.G., Ksenofontova E.M., 2015).

Нефтегазовый комплекс остается базовым сектором российской экономики, он играет главную роль в формировании доходов государственного бюджета и торгового баланса страны. В России фискальная роль экспортных пошлин очень велика. Наличие экспортной пошлины создает устойчивый разрыв между мировыми и внутренними ценами на нефть и нефтепродукты, содействует поддержанию внутренних цен на них на уровне значительно ниже мировых. Также они являются инструментом, помогающим государству управлять предложением на внутреннем рынке нефтепродуктов и в необходимых случаях изменять структуру поставок производимых в стране нефтепродуктов в пользу внутреннего рынка, гарантировать его насыщение.

Отмена вывозных таможенных пошлин в условиях кризиса в российской экономике, несомненно, окажет отрицательное влияние на благосостояние населения, приведет к падению конкурентоспособности отдельных секторов экономики, в том числе нефтеперерабатывающей промышленности, и росту социальной напряженности в обществе.

Изменение системы вывозных таможенных пошлин, в первую очередь, на нефть и нефтепродукты нуждается в комплексном подходе, оценке макроэкономических последствий таких решений и должно быть связано с тщательно выверенными шагами по развитию механизма их исчисления в рамках преобразования общей системы налогообложения нефтяного комплекса, введения особых льготных формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов нефти (сверхвязкая нефть и нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добываемая на отдельных месторождениях) [19] (Khapilin S.A., 2015). Вместе с этим следует решить вопросы унификации вывозных таможенных пошлин в Евразийском экономическом союзе, а также формирования механизма распределения вывозных таможенных пошлин и иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Заключение

В условиях неустойчивой внешнеполитической ситуации, осложнения торговых отношений с Западом в связи с проведением санкционной политики в отношении Российской Федерации, таможенно-тарифная политика должна быть направлена на поддержку конкурентоспособности производителей, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций, содействовать сдерживанию повышения внутренних цен, гарантировать фискальную функцию бюджета, снижать прямые и косвенные издержки участников внешнеэкономической деятельности. При этом реализация продуманной и сбалансированной таможенно-тарифной политики России должна способствовать как экономическому, так и интеграционному развитию Евразийского экономического союза.

Сегодня таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России в политической и торговой системах играет важную роль. Поскольку оно выступает не только как фискальный инструмент, но применяется и для защиты экономики страны, и для поддержания стабильности международной торговой системы, и для выполнения международных обязательств, а также еще ряда функций, которые на нее возложены. Именно поэтому четко отлаженный и взаимодействующий механизм таможенно-тарифного регулирования является важным условием обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, отстаивания и защиты ее внешнеэкономических интересов, проведения государством грамотной и эффективной таможенной политики.


References:

Abramov N.M., Bocharova L.A. (2017). Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie kak instrument stabilizatsii v razvitii EAES [Customs tariff regulation as the instrument of stabilization in development of EAEU] Genesis, creation, development and forecasting of economic systems in Russia and abroad. 95-106. (in Russian).
Afonin P.N., Drobot E.V. (2016). Tsenoobrazovanie vo vneshney torgovle [Pricing in foreign trade] SPb: Troitskiy most. (in Russian).
Antipova L.G., Ksenofontova E.M. (2015). Osnovnye napravleniya tamozhennoy politiki Rossii v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy [The basic directions of customs policy of russia in conditions of economic sanctions]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. 64. (in Russian).
Chueva V.V. (2016). Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie kak instrument obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti strany v usloviyakh EAES [Customs tariff regulation as a tool for ensuring the economic security of a country under the conditions of the EAEU]. Vestnik magistratury. (9(60)). 43-45. (in Russian).
Drobot E.,Ilyasova K. The analysis of Russian foreign trade conditionsMPRA (Munich Personal RePEc Archive, University Library of Munich, Germany). Retrieved from https://mpra.ub.uni-muenchen.de/70521/1/MPRA_paper_70521.pdf
Drobot E.V. (2016). Osobennosti vneshneekonomicheskoy deyatelnosti Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh sanktsionnoy politiki [The peculiarities of international economic activities of the Russian Federation in the conditions of sanctions policy]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 17 (16). 1879-1902. (in Russian).
Khapilin S.A. (2015). Razvitie Evraziyskoy ekonomicheskoy integratsii na osnove modernizatsii mekhanizma tamozhennogo regulirovaniya [Development of Eurasian economic integration on the basis of modernization of customs regulation mechanism ] Rostov-on-Don. (in Russian).
Khokhrim A.V. (2016). Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatelnosti kak instrument ekonomicheskoy bezopasnosti strany [Customs tariff regulation of foreign economic activity as a tool of economic security of the country] Science in motion: from reflection to creation of reality. 158-162. (in Russian).
Kravchenko A.V. (2016). Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya vneshneekonomicheskoy deyatelnosti [Customs tariff regulation in the system of state regulation of foreign economic activity]. Aktualnye problemy nauki i praktiki sovremennogo obschestva. (2). 45-50. (in Russian).
Lokhmanova E.A. (2016). Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie kak ekonomicheskiy metod upravleniya vneshneekonomicheskoy deyatelnostyu gosudarstva [Customs tariff regulation as an economic method of managing the external economic activity of the state] Science and education in the socio-cultural space of modern society. 84-86. (in Russian).
Malevannaya A.A. (2016). K voprosu o tamozhenno-tarifnom regulirovanii v Rossiyskoy Federatsii [On the issue of customs tariff regulation in the Russian Federation]. Ekonomika i sotsium. (11-1(30)). 875-878. (in Russian).
Meshechkina R.P., Filippova S.A. (2016). Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshnetorgovoy deyatelnosti: problemy i teoreticheskie podkhody k ikh resheniyu [Customs tariff regulation of foreign trade activities: issues and theoretical approaches to the solution]. WebofScholar. (4(4)). 33-35. (in Russian).
Nemchenko O.A., Kurochkina D.A., Tuman S.E. (2016). Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie tamozhennoy stoimosti: problemy i perspektivy [Customs tariff regulation of customs value: challenges and prospects]. Economics and innovations management. (5(56)). 21-24. (in Russian).
Panskov V.G., Fedotkin V.G. (2014). Tamozhennoe regulirovanie vneshnetorgovoy deyatelnosti v Rossii v usloviyakh Tamozhennogo soyuza v ramkakh EvrAzES [Customs regulation of foreign trade activity in Russia in the context of the Customs Union within the framework of the EAEU] SPb: ITs Intermediya. (in Russian).
Pokrovskaya V.V. (2014). Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshnetorgovoy deyatelnosti [Customs tariff regulation of foreign trade activities] SPb: ITs Intermediya. (in Russian).
Shishkanova E.E. (2015). Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatelnosti kak instrument ekonomicheskoy bezopasnosti strany [Customs tariff regulation of foreign economic activity as a tool of economic security of a country]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept. (06). 86-90. (in Russian).
Voronov A.M., Shaydyko N.V. (2012). Tamozhennye organy kak subekty obespecheniya bezopasnosti gosudarstva [Customs bodies as subjects of ensuring state security]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. (1). 242-247. (in Russian).
Zhoglicheva V.V. (2016). Problemy tamozhenno-tarifnogo regulirovaniya v EAES [Problems of customs tariff regulation in the EAEU] Innovative development of the Russian economy. 177-179. (in Russian).
Быркова Е. Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и фактыПро ВЭД.рф. Retrieved from http://провэд.рф/analytics/research/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html
Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-рПравовая система «Гарант». (in Russian). Retrieved from http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71278292/
Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. Retrieved from http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095
Приказ ФТС России от 16.02.2016 № 280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками»Правовая система «Гарант». (in Russian). Retrieved from http://www.garant.ru/
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 апреля 2016 г. № 32 (с изменениями на 01.11.2016) «Об утверждении Порядка применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров»Правовая система «Гарант». (in Russian). Retrieved from http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71278292/
Рожко Г. ЕЭК предлагает возможность отложить определение таможенной стоимостиПро ВЭД.рф. Retrieved from http://провэд.рф/economics/fea/26428-eek-ppedlagaet-vozmozhnosty-otlozhity-oppedelenie-tamozhennoy-stoimosti.html

Страница обновлена: 19.06.2025 в 00:46:16