Администрирование поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета и льгот по их уплате

Шлепова К.О.1, Кудайкин Е.И.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-Март 2015)

Цитировать:
Шлепова К.О., Кудайкин Е.И. Администрирование поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета и льгот по их уплате // Экономические отношения. – 2015. – Том 5. – № 1. – С. 3-7.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289268
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проводится анализ фискальной функции таможенных органов России в части взимания таможенных платежей и обеспечения контроля за предоставлением льгот по их уплате.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, таможенные платежи, таможенная пошлина, таможенные доходы



ФТС РФ является администратором доходов федерального бюджета.

ФТС России в составе основных направлений своей деятельности на трехлетний период разрабатывает прогноз поступления таможенных платежей в бюджет. В основе прогноза лежат сценарные условия и основ­ные параметры социально-экономического развития Российской Федера­ции на среднесрочную перспективу, разработанные Министерством эконо­мического развития. Рассмотрим деятельность ФТС РФ в области взимания таможенных платежей, таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

К таможенным платежам в соответствии со статьей 70 Таможенного кодекса Таможенного союза относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

Пополнение доходной части федерального бюджета является одной из основных задач таможенных органов. По итогам 2014 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 7 100,6 млрд рублей, что на 535,2 млрд рублей (или на 8,2 %) больше, чем в 2013 году.

Общая сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2014 году, составила 536,5 млрд рублей, что на 86,2 млрд рублей больше аналогичного показателя 2013 года (450,3 млрд рублей).

Наибольшая доля предоставленных льгот по уплате таможенных платежей приходилась на товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции – 40,4 % (216,7 млрд рублей) на 34,6 млрд.рублей больше, чем в 2013 году и товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимые с этой территории – 32,4 % (173,8 млрд рублей), что значительно превышает показатели 2013 года (129 млрд.рублей) [1].

Таблица

Контроль за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей


2013
2014
Товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции
182,1 млрд рублей
216,7 млрд рублей
Товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимые с этой территории
129 млрд.рублей
173,8 млрд рублей
Товары, ввозимые (вывозимые) в рамках отдельных международных договоров
62,8 млрд.рублей
68,8 млрд рублей
Товары, ввозимые для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ для очков, а также сырья и комплектующих для их производства
26,9 млрд.рублей
29,9 млрд рублей
Товары технологического оборудования, аналогов которого не производится в Российской Федерации
27,5 млрд.рублей
32,9 млрд рублей
Товары судов, зарегистрированных в международном реестре судов
9,6 млрд рублей
7,9 млрд рублей
Других товаров, в том числе ввозимых в Магаданскую область и вывозимых из нее
4 млрд рублей
4 млрд рублей

Общая сумма задолженности участников ВЭД по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами на 1 января 2015 года составляет 42,9 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам – 23,7 млрд рублей, по пеням – 19,2 млрд рублей, за 2013 год общая сумма задолженности уменьшилась на 4,8 млрд рублей (с 47,7 млрд рублей до 42,9 млрд.рублей), в том числе по пеням – на 5,5 млрд рублей, а задолженность по таможенным платежам выросла на 0,7 млрд.рублей [1].

В 2014 году взыскано задолженности на сумму 6,8 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам – 6,3 млрд рублей, по пеням – 0,5 млрд рублей.

Снижение задолженности по уплате таможенных платежей и пеней произошло в том числе в результате проведенной в 2014 году работы по списанию задолженности, безнадежной к взысканию. Сумма списанной задолженности составила 9,2 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам – 2,7 млрд рублей, по пеням – 6,5 млрд рублей.

С июня 2012 года производится выпуск товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых лицами, участвующими в реализации проекта инновационного центра «Сколково», для целей осуществления исследовательской деятельности участниками проекта, а также их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов недвижимости на территории инновационного центра «Сколково».

Таможенные операции в отношении указанных товаров совершает Московский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Московской таможни Центрального таможенного управления, за исключением товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, драгоценных металлов и драгоценных камней, товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год ФТС России выделены бюджетные ассигнования для предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта инновационного центра «Сколково», в размере 400 млн рублей.

Общая сумма использованных в 2014 году субсидий составляет 236,3 млн рублей [1].

Администрирование перемещения через таможенную границу Таможенного союза нефти, газа природного и нефтепродуктов обеспечило поступление в федеральный бюджет вывозных таможенных пошлин в сумме 4 597,0 млрд рублей, что на 14,4 % выше, чем в 2013 году (4 019,5 млрд рублей).

В 2014 году была продолжена работа по централизации таможенного оформления энергоносителей, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации трубопроводным, железнодорожным и морским видами транспорта, в едином специализированном таможенном органе – Центральной энергетической таможне.

Деятельность таможенных органов по обеспечению процесса формирования таможенных доходов характеризуется следующими предпосылками и тенденциями:

– расширение товарной номенклатуры ввозимых и вывозимых товаров;

– увеличение количества участников внешнеэкономической деятельности;

– увеличением как в количественном, так и в стоимостном измерении объемов внешней торговли;

– переход на уплату таможенных платежей по кодам бюджетной классификации на счет Федерального казначейства;

– переход на электронное декларирование и автоматическую обработку сведений, содержащихся в декларации на товары;

– усложнение администрирования таможенных платежей в связи со вступлением в ЕАЭС;

– вступление во Всемирную торговую организацию;

Возрастание зависимости государства от доходов, администрируемых Федеральной таможенной службой, свидетельствует о наличии практической задачи обеспечения полноты поступления таможенных доходов в федеральный бюджет РФ. Однако сумма задолженности участников ВЭД по таможенным платежам и пеням ежегодно возрастает. Это обусловлено: недостоверным заявлением таможенной стоимости товаров (42,3 %), недостоверной классификацией в соответствии с кодами ТН ВЭД ТС (26 %), нарушением сроков уплаты таможенных платежей (8,5 %). Вследствие этих причин необходимая полнота поступления таможенных доходов не обеспечивается [1].

Организация контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей является функцией таможенных органов как администратора доходов федерального бюджета РФ. Следовательно, в целях решения указанной практической задачи необходимо, прежде всего, совершенствовать деятельность таможенных органов по администрированию таможенных и иных платежей Российской Федерации.


Источники:

1. Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году. – М., 2015 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://customs.ru/

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:37:38