Организация нормативной базы бизнес-планирования на предприятии
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3-1 (130), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Данилина Т.Г. Организация нормативной базы бизнес-планирования на предприятии // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 72-77.
Аннотация:
Производственные процессы любого предприятия сложны и разнообразны. Одни предприятия производят всего несколько наименований продуктов, в то время как другие работают с тысячами. Однако задача любого производства - найти баланс приоритетов и мощности, а именно - возможности выпуска качественных товаров в срок и в количестве, определяемом рыночным спросом, с максимальной экономичностью. Это сложная задача, и высокоэффективная система бизнес-планирования - необходимое условие ее успешного решения.
Ключевые слова: бизнес-планирование, рыночный спрос, информационная база предприятия, нормативная база бизнес-планирования, нормативные показатели, факторная модель
Проведенный анализ показывает, что на сегодняшний день на предприятиях не существует действенной системы разработки и реализации планируемых изменений. Такая ситуация по мнению руководителей предприятий обусловлена рядом причин: отсутствует действенная мотивация со стороны внешней среды к проведению регулярного планирования, российское законодательство не закрепляет за предприятием обязательность разработки бизнес-плана. Кроме того, экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, часто не позволяет использовать зарубежные методические разработки при составлении бизнес-планов.
Перечень обозначенных выше причин ограниченного использования бизнес-планирования на предприятии не является полным. Эффективность системы бизнес-планирования зависит от состояния информационной базы предприятия и методов ее формирования. Исследования информационных потоков при планировании показывают, что 50-80% объема всей информации относится к нормативным данным. Но в современных условиях использование нормирования в бизнес-планировании не получило должного признания, во многом из-за ассоциации с командно-административной системой управления. В этой связи особое значение отводится поиску качественно нового подхода к разработке теоретических положений и практических рекомендаций по применению нормативного метода при формировании эффективной нормативной базы бизнес-планирования.
Нормативная база бизнес-планирования
Основным преимуществом нормативного метода является установление связи между ресурсами предприятия и конечными результатами его деятельности. П. Нивен подчеркивал, что «благодаря нормам измеренные результаты приобретают смысл и показывают нам, добились ли мы успеха» [5, 56].
В планово-экономической литературе понятие «нормативная база» рассматривается как совокупность нормативных показателей, применяемых для планирования, прогнозирования, анализа и учета, регулирования, организации и контроля производства [1, 55; 2, 35; 4, 19]. Однако такой подход к определению не отвечает в полной мере требованиям, предъявляемым рынком к нормативной базе бизнес-планирования.
В условиях рыночной экономики нормативная база бизнес-планирования должна рассматриваться как система норм и нормативов, охватывающая все структурные элементы организации и увязывающая в единое целое различные показатели многофакторной деятельности предприятия, акцентирующая внимание на самой важной нормативной информации с позиции ее влияния на показатели результативности хозяйственной деятельности предприятия.
Важнейшими требованиями к модели нормативной базы бизнес-планирования являются ее адекватность изучаемому объекту в рамках конкретной задачи, реализуемость имеющимися средствами, непротиворечивость и полнота. Процесс построения модели следует начинать с постановки цели бизнес-планирования. Согласно данным статистики, 70% неудачных бизнес-планов стали таковыми вследствие неопределенности их целей, то есть изначально не был четко определен конечный результат.
Группировка и структурирование нормативных показателей
Сформированная модель нормативной базы бизнес-планирования должна быть адекватна целям компании, уровню стратегической зрелости руководства компании, типу и масштабам бизнеса, степени централизации управления. Следует заметить, что сложность модели возрастает с повышением уровня организационной зрелости компании. И как результат, растет степень интеграции процессов нормирования с другими процессами предприятия.
Исследования основных характеристик норм и нормативов показывают, что группирование нормативных показателей должно осуществляться исходя из их назначения. Бизнес-планирование с использованием лишь агрегированных нормативных показателей не даст положительного эффекта. Структурирование обеспечивает вовлеченность руководителей среднего звена в выполнение целей компании, заложенных в бизнес-планах. Чрезмерное количество уровней иерархии нормативной информации тоже не рационально.
Наиболее оптимальным является разделение нормативной базы бизнес-планирования на четыре уровня:
1-й уровень представляют нормативные показатели, необходимые для формирования условий рационального использования ресурсов организации;
2-й уровень — нормативные показатели, требуемые для расчета потребности в ресурсах, используемых в производстве;
3-й уровень — показатели эффективности использования ресурсов;
4-й уровень — показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
При разработке структуры нормативных справочников необходимо тщательно проанализировать нормативные показатели и выделить наиболее значимые – те, которые действительно оказывают влияние на результативность хозяйственной деятельности предприятия.
При наличии рассмотренных выше условий становится актуальным вопрос об эффективности нормативной базы бизнес-планирования. Эффективность относится к важнейшим понятиям теории управления экономическими системами. В практической деятельности понятие «эффективность» часто употребляется как синоним успешности, результативности, конкурентоспособности [3, 18]. Эффективность нормативной базы выражается в точности бизнес-планирования, в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.
Факторная модель
Для определения влияния норм и нормативов на показатели эффективности предлагается использовать факторную модель. На примере предприятий хлебопекарной промышленности проведено построение и анализ регрессионной модели. На первом этапе осуществлен анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативные признаки. Расчет произведен по всем группам нормативных показателей, с позиции их влияния на результативность хозяйственной деятельности предприятия. Так, например, уравнения линейной регрессии, описывающие влияние норм использования предметов труда, имеют следующий вид:
(1)
(2)
(3)
где
λм – материалоемкость;
λе – скорость оборачиваемости оборотного капитала;
R – рентабельность капитала;
х1 – нормы расхода основного сырья;
х2 – нормы расхода прочих основных материалов;
х3 – нормы расхода условного топлива на основное производство;
х4 – нормы расхода вспомогательных материалов;
х5 – нормы расхода электроэнергии на основное производство.
Далее рассчитываются коэффициенты, определяющие степень чувствительности отдельных нормативных групп к исследуемым результативным признакам.
Таблица
Значения коэффициентов уравнений регрессии для показателей эффективности
Показатели
эффективности |
Предметы
труда |
Труд
|
Средства
труда |
Финансовые
ресурсы |
Техническое
и
хозяйственное обслуживание |
Социальные
условия |
Капитальные
вложения |
Качество
продукции, сырья |
λм
|
+0,96
|
0
|
-0,067
|
0
|
+0,002
|
0
|
0
|
+0,076
|
λu*
|
0
|
+0,412
|
-0,68
|
0
|
+0,028
|
-0,035
|
0
|
-0,38
|
λa
|
0
|
0
|
-0,99
|
0
|
+0,0398
|
0
|
+1,04
|
-0,89
|
λa/f**
|
0
|
0
|
-0,056
|
0
|
0
|
0
|
+0,96
|
0
|
λе
|
+0,089
|
0
|
-0,0083
|
+1,04
|
+0,036
|
0
|
0
|
-0,879
|
R
|
-3,512
|
-0,308
|
+1,774
|
-2,08
|
-0,0686
|
+0,026
|
-0,227
|
+1,249
|
**скорость оборачиваемости основного капитала
Таким образом, предложенная модель позволяет не только рассчитать необходимое количество ресурсов на выполнение работ, но и определить приоритетные нормативные показатели, измерить степень их влияния на результативность хозяйственной деятельности предприятия, а также провести анализ изменений, произошедших в результате несоблюдения установленных норм и нормативов. Именно такой подход к формированию модели нормативной базы бизнес-планирования в сложившейся непростой экономической ситуации позволит предприятиям найти баланс между рациональным использованием ресурсов и удовлетворением потребительского спроса, оставаясь, долгое время конкурентоспособными на рынке.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:56:42