Организация нормативной базы бизнес-планирования на предприятии

Данилина Т.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-1 (130), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Данилина Т.Г. Организация нормативной базы бизнес-планирования на предприятии // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 72-77.

Аннотация:
Производственные процессы любого предприятия сложны и разнообразны. Одни предприятия производят всего несколько наименований продуктов, в то время как другие работают с тысячами. Однако задача любого производства - найти баланс приоритетов и мощности, а именно - возможности выпуска качественных товаров в срок и в количестве, определяемом рыночным спросом, с максимальной экономичностью. Это сложная задача, и высокоэффективная система бизнес-планирования - необходимое условие ее успешного решения.

Ключевые слова: бизнес-планирование, рыночный спрос, информационная база предприятия, нормативная база бизнес-планирования, нормативные показатели, факторная модель



Проведенный анализ показывает, что на сегодняшний день на предприятиях не существует действенной системы разработки и реализации планируемых изменений. Такая ситуация по мнению руководителей предприятий обусловлена рядом причин: отсутствует действенная мотивация со стороны внешней среды к проведению регулярного планирования, российское законодательство не закрепляет за предприятием обязательность разработки бизнес-плана. Кроме того, экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, часто не позволяет использовать зарубежные методические разработки при составлении бизнес-планов.

Перечень обозначенных выше причин ограниченного использования бизнес-планирования на предприятии не является полным. Эффективность системы бизнес-планирования зависит от состояния информационной базы предприятия и методов ее формирования. Исследования информационных потоков при планировании показывают, что 50-80% объема всей информации относится к нормативным данным. Но в современных условиях использование нормирования в бизнес-планировании не получило должного признания, во многом из-за ассоциации с командно-административной системой управления. В этой связи особое значение отводится поиску качественно нового подхода к разработке теоретических положений и практических рекомендаций по применению нормативного метода при формировании эффективной нормативной базы бизнес-планирования.

Нормативная база бизнес-планирования

Основным преимуществом нормативного метода является установление связи между ресурсами предприятия и конечными результатами его деятельности. П. Нивен подчеркивал, что «благодаря нормам измеренные результаты приобретают смысл и показывают нам, добились ли мы успеха» [5, 56].

В планово-экономической литературе понятие «нормативная база» рассматривается как совокупность нормативных показателей, применяемых для планирования, прогнозирования, анализа и учета, регулирования, организации и контроля производства [1, 55; 2, 35; 4, 19]. Однако такой подход к определению не отвечает в полной мере требованиям, предъявляемым рынком к нормативной базе бизнес-планирования.

В условиях рыночной экономики нормативная база бизнес-планирования должна рассматриваться как система норм и нормативов, охватывающая все структурные элементы организации и увязывающая в единое целое различные показатели многофакторной деятельности предприятия, акцентирующая внимание на самой важной нормативной информации с позиции ее влияния на показатели результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Важнейшими требованиями к модели нормативной базы бизнес-планирования являются ее адекватность изучаемому объекту в рамках конкретной задачи, реализуемость имеющимися средствами, непротиворечивость и полнота. Процесс построения модели следует начинать с постановки цели бизнес-планирования. Согласно данным статистики, 70% неудачных бизнес-планов стали таковыми вследствие неопределенности их целей, то есть изначально не был четко определен конечный результат.

Группировка и структурирование нормативных показателей

Сформированная модель нормативной базы бизнес-планирования должна быть адекватна целям компании, уровню стратегической зрелости руководства компании, типу и масштабам бизнеса, степени централизации управления. Следует заметить, что сложность модели возрастает с повышением уровня организационной зрелости компании. И как результат, растет степень интеграции процессов нормирования с другими процессами предприятия.

Исследования основных характеристик норм и нормативов показывают, что группирование нормативных показателей должно осуществляться исходя из их назначения. Бизнес-планирование с использованием лишь агрегированных нормативных показателей не даст положительного эффекта. Структурирование обеспечивает вовлеченность руководителей среднего звена в выполнение целей компании, заложенных в бизнес-планах. Чрезмерное количество уровней иерархии нормативной информации тоже не рационально.

Наиболее оптимальным является разделение нормативной базы бизнес-планирования на четыре уровня:

1-й уровень представляют нормативные показатели, необходимые для формирования условий рационального использования ресурсов организации;

2-й уровень — нормативные показатели, требуемые для расчета потребности в ресурсах, используемых в производстве;

3-й уровень — показатели эффективности использования ресурсов;

4-й уровень — показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

При разработке структуры нормативных справочников необходимо тщательно проанализировать нормативные показатели и выделить наиболее значимые – те, которые действительно оказывают влияние на результативность хозяйственной деятельности предприятия.

При наличии рассмотренных выше условий становится актуальным вопрос об эффективности нормативной базы бизнес-планирования. Эффективность относится к важнейшим понятиям теории управления экономическими системами. В практической деятельности понятие «эффективность» часто употребляется как синоним успешности, результативности, конкурентоспособности [3, 18]. Эффективность нормативной базы выражается в точности бизнес-планирования, в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.

Факторная модель

Для определения влияния норм и нормативов на показатели эффективности предлагается использовать факторную модель. На примере предприятий хлебопекарной промышленности проведено построение и анализ регрессионной модели. На первом этапе осуществлен анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативные признаки. Расчет произведен по всем группам нормативных показателей, с позиции их влияния на результативность хозяйственной деятельности предприятия. Так, например, уравнения линейной регрессии, описывающие влияние норм использования предметов труда, имеют следующий вид:

(1)

(2)

(3)

где

λм – материалоемкость;

λе – скорость оборачиваемости оборотного капитала;

R – рентабельность капитала;

х1 – нормы расхода основного сырья;

х2 – нормы расхода прочих основных материалов;

х3 – нормы расхода условного топлива на основное производство;

х4 – нормы расхода вспомогательных материалов;

х5 – нормы расхода электроэнергии на основное производство.

Далее рассчитываются коэффициенты, определяющие степень чувствительности отдельных нормативных групп к исследуемым результативным признакам.

Таблица

Значения коэффициентов уравнений регрессии для показателей эффективности

Показатели
эффективности
Предметы
труда
Труд
Средства
труда
Финансовые
ресурсы
Техническое и
хозяйственное
обслуживание
Социальные
условия
Капитальные
вложения
Качество
продукции,
сырья
λм
+0,96
0
-0,067
0
+0,002
0
0
+0,076
λu*
0
+0,412
-0,68
0
+0,028
-0,035
0
-0,38
λa
0
0
-0,99
0
+0,0398
0
+1,04
-0,89
λa/f**
0
0
-0,056
0
0
0
+0,96
0
λе
+0,089
0
-0,0083
+1,04
+0,036
0
0
-0,879
R
-3,512
-0,308
+1,774
-2,08
-0,0686
+0,026
-0,227
+1,249
*трудоемкость

**скорость оборачиваемости основного капитала

Таким образом, предложенная модель позволяет не только рассчитать необходимое количество ресурсов на выполнение работ, но и определить приоритетные нормативные показатели, измерить степень их влияния на результативность хозяйственной деятельности предприятия, а также провести анализ изменений, произошедших в результате несоблюдения установленных норм и нормативов. Именно такой подход к формированию модели нормативной базы бизнес-планирования в сложившейся непростой экономической ситуации позволит предприятиям найти баланс между рациональным использованием ресурсов и удовлетворением потребительского спроса, оставаясь, долгое время конкурентоспособными на рынке.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:04:00