Проектный менеджмент в инновационном предпринимательстве

Попов В.Л., Куликов Д.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (72), Декабрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18245625
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
На основе анализа особенностей предпринимательской деятельности в инновационной сфере определена особая роль проектного менеджмента. Показано, что следует сместить акценты с процедуры бизнес-планирования на эффективное применение компетенций в области управления проектами. Приведены примеры, подтверждающие особую роль проектного менеджмента в инновационном предпринимательстве.

Ключевые слова: инновации, предпринимательская деятельность, управление проектами, человеческий капитал, креативность, мотивация, эффективный менеджмент



Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития [1]. Основным способом достижения этих целей является формирование экономики лидерства и инноваций, опирающейся на человеческий потенциал. Ключевые для предпринимательства личностные качества – мобильность, желание учиться в течение всей жизни, склонность к творчеству и принятию риска – к сожалению, пока не являются характерными особенностями хотя бы значимой части населения страны [2]. Широко применяемый в настоящее время подход к начальной подготовке инновационных предпринимателей на основе освоения процедуры бизнес-планирования позволяет создавать «стартапы», однако результаты реализации таких проектов оставляют желать лучшего. Основной причиной низкой результативности, на наш взгляд, является упор в подготовке предпринимателя на знания, в то время как для успеха инновационного проекта наиболее значимыми являются навыки, умения и правильная мотивация.

Роль требует мотивации

Междисциплинарная наука «Управление проектами (проектный менеджмент)», ориентирующая предпринимателя на достижение намеченных целей и предлагающая соответствующие подходы и инструменты, сформировалась относительно недавно [3,4]. Безусловным достоинством является то, что в ней логичным образом увязываются все практически значимые области деятельности предпринимателя: содержание; сроки; деньги; качество; люди; коммуникации; риски; поставки; интеграция.

Успех проекта во многом определяется правильностью реализации ключевых функций инновационного менеджмента, таких как генерация идей; предпринимательство; функциональный менеджмент; информационная поддержка; экспертная поддержка. Из вышеизложенного следует, что для повышения вероятности подготовки успешных инновационных предпринимателей необходима особая технология их обучения.

В работе [7] изложена технология обучения проектному менеджменту топ-менеджеров и слушателей программы «Мастер делового администрирования» и приведены примеры ее использования. Произведены доработки этой технологии и даны практические рекомендации в части ее ориентации на достижение предпринимательского эффекта в инновационной сфере деятельности [8]. Основная доработка модели обучения, представленной автором, заключается в том, что при реализации технологии «Обучение действием» в проектной группе особое внимание уделяется мотивации членов команды. Показывается, что для получения креативных решений, помимо знаний, навыков, умений и творческих способностей, каждый член команды должен выполнять свою роль и быть мотивирован, в первую очередь, на достижение индивидуальных целей, согласованных с целями проекта (рис. ).

1

Рис. Составляющие креативности

Апробация технологии обучения осуществлена на предпринимателях, слушателях Президентской программы управленческих кадров, студентах магистерской программы «Менеджмент инноваций».

Подход в практике

Пример №1. По инициативе генерального директора крупного холдинга, предоставляющего сервисные услуги предприятиям нефтедобычи, было организовано обучение руководителей дочерних компаний проектному менеджменту с целью разработки проектов стратегического развития. «Обучение действием» осуществлялось по 100-часовой программе. Публичному обсуждению подвергались все промежуточные результаты. Окончательная защита проектов была совмещена с заседанием Совета директоров по формированию Программы стратегического развития. В основу Программы были положены результаты «учебно-боевых» проектов.

Пример №2. По инициативе первого руководителя в активно развивающейся сетевой компании быстрого питания было организовано обучение проектных групп с целью поиска новых направлений развития. Были сгенерированы идеи и рассматривались варианты создания новых продуктов, выход на новые рынки, новые методы подготовки персонала. В итоге к детальной проработке было выбрано четыре инновационных проекта, один из которых впоследствии был детально проработан, технологически и организационно оформлен и внедрен. На основе этого проекта компания осуществила скачок в развитии. Другой проект (обучение во сне в состоянии гипноза) был отклонен по медицинским причинам. Два других проекта по разным причинам развития не получили. Итоговая результативность составила 25 %, что, в принципе, соответствует мировому уровню в области результативности инновационных проектов.

Пример №3. Обучение слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров в Пермском крае по варианту «А» (проектно-ориентированное обучение) осуществляется шестой год. Практика обучения предпринимателей и руководителей среднего звена управления по описанной выше методике показала, что большое количество защищенных проектов воплощаются затем на практике. Среди них можно выделить как проекты создания инновационных бизнесов, так и проекты технологического развития крупных компаний. Принципиальная особенность обучения состоит в том, что слушатель Президентской программы с первого дня подготовки имеет тему инновационного проекта, реализация которого крайне значима для развития предприятия.

Пример №4. Учитывая потребность в квалифицированных профессионалах в области инновационного менеджмента, в Пермском национальном исследовательском университете открыта магистерская подготовка по программе «Менеджмент инноваций». Одна из основных задач выпускников этой образовательной программы – распространение технологии обучения проектному менеджменту в сфере инновационного предпринимательства.

Выводы

Таким образом, проектный менеджмент – очень нужная для предпринимателя технология, позволяющая повысить результативность выполнения инновационных проектов. Комбинированная технология «обучения действием» при реализации повышает отдачу еще на этапе «тренировки» предпринимателя.


Источники:

1. ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ-2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) [Текст]. – М.: Минэкономразвития России, 2010.
2. Управление исследованиями и разработками в российских компаниях: Национальный доклад [Текст]. – М.: Ассоциация Менеджеров, 2011.
3. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) [Текст]. – PMI, 2008.
4. Управление инновационными проектами: Учебное пособие [Текст] / Под ред. В.Л. Попова. – М.: ИНФРА-М, 2011.
5. Креативное мышление в бизнесе [Текст] / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
6. Попов В.Л. Особенности управления командой инновационного проекта: Сборник научных трудов Восьмой международной научно-практической конференции «Менеджмент инноваций» [Текст]. – Варна, 2010.
7. Попов В.Л. Креативные подходы к изучению интегративных бизнес-дисциплин [Текст] // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2011, Выпуск 17, № 8 (Серия «Экономика и менеджмент»).
8. Попов В.Л. Управление инновационными проектами: извлеченные уроки [Текст] // Креативная экономика, 2012, № 4.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:13