Алгоритм выбора приоритетов социально-экономического развития дотационного региона
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На дотационные регионы России приходится 75,5% территории и 64% населения, то есть они составляют большую часть страны. По данным Министерства финансов, из 68 дотационных регионов России 32 региона являются высоко дотационными, их первоочередные расходы обеспечены собственными доходами менее чем на 50%.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, экономика региона, дотации
Несмотря на достаточно высокие темпы роста экономики страны в последнее десятилетие, количество дотационных регионов практически не меняется [8]. Согласно федеральному бюджету на 2007 год Фонд финансовой поддержки регионов был утвержден в размере 228,2 млрд руб. [11]. Из-за ограниченности инвестиционных ресурсов, особенно, ресурсов, имеющихся в распоряжении дотационных регионов, необходимо выбирать приоритетные направления инвестирования.
В Российской Федерации законодательно не определено, каким образом должны действовать региональные органы власти при выборе приоритетов социально-экономического развития региона, и какие действия, направленные на снижение его дотационности, будут наиболее эффективными [1-7].
Алгоритм выбора приоритетов при инвестировании в развитие региона
Мы предлагаем алгоритм и блок-схему его реализации при выборе приоритетов в социально-экономическом развитии региона (см. рис.1).
В блоке 1 осуществляется анализ состояния социально-экономического развития региона и дается оценка ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач, а также ресурсных возможностей федеральных органов власти субъекта федерации.
Рис. 1. Блок-схема алгоритма формирования и выбора приоритетов социально-экономического развития региона
В блоке 2 дается оценка ресурсного потенциала, в основе которого рассматриваются мобилизация и наращивание конкурентных преимуществ, связанных с возможностями более активного вовлечения в воспроизводственный процесс факторов, обусловленных ресурсным потенциалом региона, под которым следует понимать совокупность природных и экономических ресурсов территории, участвующих в достижении конечного народнохозяйственного результата.
Блок 3 предназначен для проверки условия достаточности ресурсного потенциала, необходимого для решения задач социально-экономического развития региона. Если результаты оценки укажут на имеющийся дефицит в ресурсах территории, то могут приниматься решения, направленные как на уточнение состава задач и времени на их выполнение, так и возможное привлечение дополнительных источников финансирования, включая средства государственного бюджета.
Блок 4 предназначен для обоснования системы показателей социально-экономического развития региона в соответствии с поставленными задачами исследования.
Количество отбираемых показателей должно определяться статистической отчетностью. Причем, на первом этапе формирования корреляционно-регрессионной модели можно включать все показатели, имеющие количественные значения и, возможно, связанные между собой. Затем на основе корреляционной матрицы следует провести отсев факторов, связанных между собой определенной зависимостью [10].
В блоке 5 осуществляется выбор приоритетов социально-экономического развития региона. Показано, что одним из основных таких приоритетов на первом этапе является его стремление к выходу из дотационности, а затем — к удвоению ВВП. Решение этой задачи связано с требуемым переходом от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке регионов – «локомотивов роста» [12].
Блок 6 предназначен для проверки условия реальности достижения цели социально-экономического развития региона и тем самым решения поставленных задач в заданные сроки и с учетом выделенных ресурсов. Для этого рекомендуется уточнить выбор и обоснование приоритетов социально-экономического развития региона, в том числе в отраслевом (по видам экономической деятельности) и территориальном разрезе.
В блоке 7 выполняется разработка мероприятий с учетом их стоимости и сроков выполнения, а также механизмов по реализации намеченных приоритетов.
Блок 8 предназначен для формирования перечня инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития региона.
В блоке 9 осуществляется проверка программ на их реализуемость.
В блоке 10 на основе проверки результатов программ на их реализуемость разрабатываются системы контроля выполнения поставленных задач и осуществляется их внедрение.
В результате будут определены приоритеты социально-экономического развития региона с учетом имеющегося у него ресурсного потенциала. Мероприятия и механизмы по реализации намеченных приоритетов обеспечат приращение бюджета региона, при этом оценка влияния и эффективность этих мероприятий будет осуществляться с помощью экономико-статистической модели.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:00:15