Проблема формирования региональной системы сельской кредитной кооперации в Ставропольском крае

Шиянов С.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Современный малый и средний бизнес занимает достаточно значимое место в аграрном секторе экономики. В то же время, одной из причин, сдерживающей развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве, является ограниченный доступ к внешним источникам финансирования и существующие условия получения кредитов.

Ключевые слова: кредитование малого бизнеса, банковское кредитование, агропромышленный комплекс, экономика региона, Ставропольский край, кредитная кооперация



Современный малый и средний бизнес занимает достаточно значимое место в аграрном секторе экономики. В то же время, одной из причин, сдерживающей развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве, является ограниченный доступ к внешним источникам финансирования и существующие условия получения кредитов.

Эффективным инструментом расширения доступа малого бизнеса к финансовым услугам является микрофинансирование и система кредитной кооперации (СКК) как одна из ее форм. В Ставропольском крае СКК находится в начальной стадии развития. Сегодня на территории региона зарегистрировано 20 кредитных потребительских кооперативов, при этом реально функционирует только 8 [6].

Создание сель­ской СКК является одним из важней­ших направлений реформирования финансово-кредитного механизма в агропромышленном комплексе. Функционирование системы сельской кредитной кооперации способствует:

‑ развитию свободной предпринимательской деятельности, реализации различного рода государственных, муниципальных программ;

‑ доступу к финансовым услугам широким слоям сельского населения и малого бизнеса, что позволяет привлекать средства населения в развитие бизнеса;

‑ более справедливому распределению доходов, реализации экономических и социальных гарантий работникам села, увеличению занятости населения, экономическому и социальному развитию сельских территорий.

В процессе исследования зарубежного опыта и практики функционирования кредитной кооперации выявлено, что государству следует оказывать развитию сельской СКК всемерную поддержку, которая должна основываться, в первую очередь, на принципах взаимовыгодного сотрудничества и партнерства [5].

Целью государственной поддержки региональной системы кредитных кооперативов является формирование условий для эффективной деятельности кооперативного сектора экономики региона. Поддержка должна осуществляется по следующим направлениям:

‑ создание условий для эффективного формирования и развития кооперативного сектора экономики на территории региона;

‑ вовлечение в экономику региона через кредитные кооперативы хозяйств граждан [8].

Объединение кредитных кооперативов на региональном уровне и построение двухуровневой СКК – это сложная и многогранная задача, которая предполагает:

‑ создание концепции развития системы кредитной кооперации;

‑ формирование региональных институтов;

‑ насыщение системы подготовленными кадрами;

‑ организацию информационной системы и т.д.

Сегодня из общего количества регионов, входящих в СКК, региональный уровень кредитной кооперации имеют менее половины [7]. Не выстроена такая система и в Ставропольском крае.

На рис. 1 представлена схема региональной системы кредитной кооперации в Ставропольском крае. Построение такой системы – это процесс достаточно сложный и многоаспектный, который может состоять из нескольких этапов. Нами выделены следующие этапы построения региональной системы кредитной кооперации.

Первый этап – подготовительный. Этот этап характеризуется подготовкой теоретической (научной) основы построения системы кредитной кооперации.

Рис. 1. Региональная система сельской кредитной кооперации Ставропольского края.

На этом этапе формирования сельской кредитной кооперации изучаются:

‑ теоретические и организационные основы кооперативного кредита на селе;

‑ отличительные черты российского исторического опыта создания сельской кредитной кооперации;

‑ проблемы становления российской кредитной кооперации на современном этапе;

‑ факторы, оказывающие влияние на возникновение и развитие сельской кредитной кооперации;

‑необходимые условия для эффективного функционирования системы.

Второй этап – информационно-просветительский. Это бессрочный во времени этап, так как его цель – популяризация идей кредитной кооперации и накопившегося опыта функционирования кредитных кооперативов, а также разъяснение и обучение будущих членов кооперативов. Организация консалтинговой работы в течение этого этапа предусматривает:

‑ анализ спроса и выявление тематики семинаров;

‑ подготовку необходимого материала для проведения семинарских занятий и тренингов;

‑ проведение семинарских занятий, тренингов, индивидуальных консультаций;

‑ издательскую деятельность, распространение специальной литературы, сотрудничество с региональными средствами массовой информации и т.д.

Третий этап – организационно-правовой. Он связан с формированием правовой и нормативной базой организации и функционирования системы кредитной кооперации на региональном уровне; подготовкой и проведением процедур по учреждению и регистрации кооперативов. На этом этапе предполагается разработка региональной концепции развития СКК; формирование правовой базы и организация функционирования необходимых элементов системы кредитной кооперации (формирование фонда поддержки и гарантий СКПК, формирование краевого учебного центра, краевого залогового фонда и ревизионного союза).

Четвертый этап – расширение системы кредитной кооперации. Этот этап характеризуется:

‑ активным процессом привлечения пайщиков;

‑ широким взаимодействием кооперативов с региональными органами власти;

‑ организацией кредитных кооперативов районного и краевого уровня;

‑ привлечением международной финансовой и технической поддержки.

Этапность построения системы региональной кредитной кооперации носит условный характер, так как во временном отрезке эти этапы могут совпадать или носить бессрочный характер. Кроме того, задачи этапов могут перекликаться. Однако в целом они позволяют:

‑ представить процесс построения региональной системы в определенной последовательности с выделением конкретных целей и задач;

‑ более четко разработать концепцию и программу формирования СКК;

‑ активизировать процесс построения единой системы сельской кредитной кооперации в России.


Источники:

1. Федеральный закон Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации» от 11.06. 2003 г. №73-ФЗ.
2. Федеральный закон Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 3 ноября 2006 г. №183-ФЗ.
4. Концепция развития системы сельской кредитной кооперации. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 23 марта 2006г.
5. Сельскохозяйственная кредитная кооперация: Учеб. пособие. / Под ред. С.Б. Коваленко и З.Н. Козенко. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 448с.
6. Сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация: Учебное пособие. / А.Ф. Максимов, Л.Ю. Питерская, Л.А. Латышева и др. – Ставрополь: АГРУС, 2008. – 368 с.
7. Шиянов С.Е. Государственная поддержка формирования и функционирования системы сельской кредитной кооперации. // Актуальные проблемы социально-экономического развития региона: теория, методология, практика: Сборник трудов межрегиональной научно-практической конференции. – Ставрополь: СтГАУ, 2007. – С.7-11.
8. Питерская Л.Ю. Шиянов С.Е. Теоретические аспекты развития сельской кредитной кооперации. // Современные финансово-экономические проблемы в условиях глобализации: Сборник трудов международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Издательство СтГАУ, 2007. – С.139-147.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 23:31:09