Условия институционализации ценностей человеческой личности
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В настоящее время во всех развитых странах происходит смена экономической парадигмы, усиление значения стадии (фазы) распределения в воспроизводственном процессе. Нарастают гуманистические тенденции в теории и практике хозяйствования. Сфера нематериальных услуг признается производственной сферой, где созидается богатство общества, а его творцом является человек, его интеллект, дух и этика, т.е. человек как многомерное био-социо-культурное существо, субъект и объект деятельности. На смену экономическому человеку приходит человек активный – Homo activus, «обрабатывающий», «производящий» самого себя* в процессе творческой деятельности.
Ключевые слова: управление персоналом, человеческий капитал, качества личности
В настоящее время во всех развитых странах происходит смена экономической парадигмы, усиление значения стадии (фазы) распределения в воспроизводственном процессе. Нарастают гуманистические тенденции в теории и практике хозяйствования. Сфера нематериальных услуг признается производственной сферой, где созидается богатство общества, а его творцом является человек, его интеллект, дух и этика, т.е. человек как многомерное био-социо-культурное существо, субъект и объект деятельности. На смену экономическому человеку приходит человек активный – Homo activus, «обрабатывающий», «производящий» самого себя* в процессе творческой деятельности.
Основная методологическая ошибка некоторых исследователей заключается в традиционно зауженном понимании трудовой деятельности, в игнорировании человеческих ценностей, потребностей и желаний, в исключении из поля зрения важнейшего поведенческого мотива – когнитивно-ценностного и психологического восприятия субъектом деятельности всей совокупности свойств субъектно-объектной реальности этого «загадочного» мира труда.
Объективные свойства таких элементов реального процесса труда, как оборудование, предметы труда, производственный персонал, преломляясь через призму ценностных ориентаций, обретают в рамках конкретного трудового процесса разную значимость, ценность для различных по своему совокупному интеллектуальному и духовному потенциалу работников. Следовательно, трудовой процесс как ядро производственного процесса вообще является не только технико-организационной, сколько социальной реальностью, его социально-культурным фоном (нормы, принципы, ценности, традиции, представления работников).
В нашей экономической литературе, лишенной всякой цензуры, то и дело обосновываются так называемые новые подходы к исследованиям, связанным с изучением роли человеческого фактора. Но роль человеческого фактора вторична относительно всех его атрибутивных свойств и признаков. В первую очередь, как говорил основоположник менеджмента Ф. Тейлор, объектом научного изучения становится работающий человек (до Тейлора всем организаторам производства казалось, что они его знают). «При системе научного менеджмента, ‑ писал Тейлор, ‑ мы производим определенное и тщательное исследование каждого рабочего». Это необходимо для того, чтобы каждому работнику найти «такое дело, в котором он будет первоклассным» [2]. Более того, «при системе, индивидуализирующей каждого отдельного рабочего, вместо того, чтобы грубо увольнять рабочего или понижать оплату в том случае, если он не работает как надо, ему дают надлежащее время и помощь, чтобы сделать его приспособленным к данному виду работы или же переводят на другую работу, для которой он приспособлен лучше физически или духовно» [3].
По Тейлору, наиболее оптимальный вариант повышения производительности труда состоит в том, чтобы совместить или наложить друг на друга две модели:
‑ модель рабочего места, т.е. основные его «требования» к человеку;
‑ модель человека, т.е. уровень его притязаний, «требований» к рабочему месту; способности, психофизиологические и антропологические характеристики трудящегося.
Чем больше модель рабочего места соответствует модели работника, его склонностям и психофизиологическим особенностям, тем с большим энтузиазмом он трудится.
Следовательно, необходима развернутая информация о квалификации совокупности рабочих мест по их «способности» удовлетворять потребности различных типов работников (степень развития и уровень удовлетворения которых должны постоянно выявляться – в их познании огромная созидательная сила) на основе анализа карт учета социально-экономической эффективности рабочих мест. Это во-первых. Во-вторых, необходима информация об адекватной вербальной конструкции рабочего места, моделирующей конкретные характеристики различных параметров самого процесса труда. В-третьих, необходимо иметь информацию о типах личности, имеющих различные уровни притязаний к труду, ценностные ориентации. Эта модель должна быть дополнена всесторонней паспортизацией всех работников, на основании которой станет возможным формирование адекватной системы показателей, в комплексе характеризующих их потенциал и меру трудового вклада.
Только на основе всестороннего учета потенциала личности, степени ее соответствия рабочему месту, должности можно исключить ошибки при первоначальном включении людей в сферу трудовой деятельности, а также при последующем ее перемещении. Поскольку трудовая деятельность является наиважнейшей формой жизнедеятельности человека как личности, постольку самореализация личности должна изначально произойти (осуществиться) в непосредственном процессе труда. «Цель человека, ‑ писал Фромм, ‑ быть многим, а не обладать многим» [4]. Чем более развит человек, тем большее значение в его жизни имеет бытие, время жизни, в течение которого он достигает высшей ступени общего благосостояния, частью которого выступает экономическое благосостояние. А. Пигу признавал, что «экономическое благосостояние не служит барометром, или показателем благосостояния в целом» [1]. Он имел в виду стремление человека к творческой деятельности, к реализации всех своих потенциальных способностей, но, конечно, уже на базе удовлетворенного стремления человека к обладанию, на базе достигнутого определенного экономического благосостояния, которое в структуре благосостояния «целостного» очень масштабно и интенсивно «теснится» благосостоянием креативным.
В современных условиях «методологического индивидуализма», ориентированного на распознание и использование совокупного потенциала каждого из нас, очень остро актуализируется проблема самореализации личности каждого.
Человек может быть описан и описывается по-разному определенной системой личностных потенциалов. Однако самым распространенным представлением о личности является представление как о совокупности пяти потенциалов: гносеологического (познавательного), созидательного (творческого), аксиологического (ценностно-ориентированного), коммуникативного («общенческого») и эстетического (частью которого является художественный потенциал). Личностный потенциал не есть сумма указанных пяти горизонтов, а есть сверхсуммативное единство, синергия которых (горизонтов) и обусловливает высокий эммержентный эффект личности.
Потенциал относится к сфере возможного. Но возможности не могут бесконечно накапливаться. Полностью или частично они должны превращаться в действительность, т.е. реализовываться в человеческой деятельности – материальной, духовной, политической, научной, культурной и т.д.
Наличие потенциала ещё ничего не говорит о том, насколько полно он будет реализован. Не только для формирования, но и для реализации потенциала нужны условия, которые могут быть и благоприятными, и неблагоприятными.
Каким же образом «наладить» процесс самореализации личности, реализация её совокупного потенциала?
Вопрос об общей постановке крайне сложен, прежде всего, своей нелинейной многокомпонентностью. Даже в самом упрощенном рассмотрении самореализация личности зависит как от двух внешних факторов ‑ востребованности личности и условий для её развития, так и двух внутренних ‑ природной предзаданности человека, его генетического фона и той части его личностных свойств, которые приобретаются, формируются и развиваются в процессе самореализации. Причем каждый из этих компонентов взаимосвязан с тремя остальными. Это и есть нелинейность!
Источники:
2. Тейлор о тейлоризме. – Л.; М.: Техника управления, 1931.
3. Тейлор Ф.У. Научная организация труда. – М.: Транспечать, 1925.
4. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1986.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 09:21:50