Особенности проведения анализа на малых предприятиях как одного из этапов работы над сбалансированной системой управления

Лебедева Э.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лебедева Э.Е. Особенности проведения анализа на малых предприятиях как одного из этапов работы над сбалансированной системой управления // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 34-37.

Аннотация:
В последнее время система сбалансированных показателей (ССП) получает всё более широкое распространение. Новый подход, предложенный профессорами Гарвардского университета Робертом Капланом и Девидом Нортаном в 1990 г., к разработке и реализации стратегии бизнеса позволяет достичь впечатляющих результатов. Этот факт доказывают практические результаты внедрения данной системы в зарубежных компаниях и активный интерес крупных российских предприятий. Однако проблема сбалансированного управления стоит не только перед крупными, зрелыми компаниями, но и перед предприятиями малого бизнеса, которым необходим инструмент для сбалансированного развития. Именно достижение и получение таких преимуществ, обращает всё больше компаний к концепции ССП.

Ключевые слова: малый бизнес, управление предприятием, система сбалансированных показателей



В последнее время система сбалансированных показателей (ССП) получает всё более широкое распространение. Новый подход, предложенный профессорами Гарвардского университета Робертом Капланом и Девидом Нортаном в 1990 г., к разработке и реализации стратегии бизнеса позволяет достичь впечатляющих результатов. Этот факт доказывают практические результаты внедрения данной системы в зарубежных компаниях и активный интерес крупных российских предприятий. Однако проблема сбалансированного управления стоит не только перед крупными, зрелыми компаниями, но и перед предприятиями малого бизнеса, которым необходим инструмент для сбалансированного развития. Именно достижение и получение таких преимуществ, обращает всё больше компаний к концепции ССП.

На практике ещё не выработано единого подхода к внедрению ССП. В классическом представлении авторами модели – система сбалансированных показателей разрабатывается «сверху-вниз», то есть сначала формализуется стратегия на уровне всего предприятия, а затем цели и показатели каскадируются до подразделений. Но если подразумевать, что ССП – это проект, который впервые реализуется на предприятии, то можно провести апробацию в рамках какого-либо подразделения, а затем полученный опыт применить для разработки ССП всей компании.

Однако на малых предприятиях весь процесс разработки и внедрения ССП следует рассматривать, именно, как «пилотный проект», эффективное управление которым строится по средством инструментов проектно менеджмента.

Достаточно трудно устанавливать цели на будущее, если не ясно настоящее положение и не выявлены проблемные области компании. Поэтому процесс проведения стратегического анализа является первоначальным этапом в работе над системой сбалансированных показателей.

Учитывая тот факт, что рассматриваемый подход стратегического управления базируется на формировании целей в четырёх аспектах, поэтому при проведении анализа необходимо делать акцент на выявлении проблем по четырём направлениям: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, персонал и развитие.

Было выбрано пять малых предприятий Ростовской области: ООО «Фирма Янтарь», «2Д плюс», «Велтекс-юг» и два предприятия сферы обслуживания. По результатам проведённых исследований, видится целесообразным начинать анализ с формирования общего банка проблем предприятия. Для этого можно предложить заполнить анкету собственникам и руководителям подразделений. В данном случае анкета формируется по принципу интервьюирования, и вопросы носят открытый характер, то есть требуют развёрнутого ответа. Например:

  • Увеличилась или уменьшилась численность персонала предприятия за последний год? С чем, по Вашему мнению, связано?
  • Имеется ли детальный план работы с персоналом на год?
  • Чем Вы руководствуетесь, подбирая себе сотрудников?
  • Какие недостатки Вы видите в подборе кадров на предприятии? Какие проблемы встают перед Вами при подборе кадров?
  • В чем состоят сильные стороны коллектива предприятия?
  • Результатом анкетирования является формирование банка проблем по наиболее часто встречаемым ответам, которые важны для проведения дальнейшего исследования объекта.

    Преимущество данного метода заключается в том, что достаточно быстро, полно и достоверно выявляется проблемные зоны предприятия по интересующим нас направлениям, а недостаток – это большая трудоёмкость в обработке анкет.

    Когда получены первичные результаты, необходимо расставить приоритеты в очерёдности проработки по каждому из направлений.

    Исследование финансового аспекта деятельности позволяет подтвердить или опровергнуть правильность выбранного стратегического направления развития. Практический опыт показал, что проведение финансово-экономического анализа в полном объёме на большинстве предприятий малого бизнеса невозможно, поскольку бухгалтерская отчётность предприятия ведётся согласно упрощённой системе налогообложения.

    В связи с этим, анализ финансов малых предприятий сводится к расчёту абсолютных и относительных показателей прибыли предприятия, показателей рентабельности, в лучшем случае, проведения АВС-анализа по структурам затрат или по источникам доходов. Это возможно при условии, если менеджмент ведёт самостоятельно внутренний учёт.

    Однако работа над формализацией стратегии основывается на всестороннем изучении как внутренней среды и проблем предприятия, так и рыночной ситуации в которой действует предприятие.

    Согласно архитектуре ССП предлагается использование следующих инструментов стратегического маркетинга и менеджмента для исследования каждой из составляющих (табл. 1).

    Таблица 1

    Стратегические инструменты анализа для исследования каждой из составляющих

    Составляющие ССП Стратегические инструменты исследования
    1. Первоначальный анализ
    Выявление проблемных зон по средством анкетирования SWOT-анализ
    2. Финансовая
    финансово-экономический анализ (если невозможно), то расчёт показателей рентабельности; определение прибыли, изучение динамики; АВС-анализ.
    3. Клиентская
    определение конкурентной позиции по средством построения конкурентных профилей; расчёт ёмкости рынка, применение анализа разрывов (gap-анализа) для постановки маркетинговых задач; STEP-анализ: оценка влияния факторов внешней среды; исследование конкуренции по М.Портеру; применение модели Кано для выявления степени удовлетворённости клиента; сегментирование рынка.
    4. Составляющая внутренних бизнес-процессов
    Построение матрицы BKG с целью выявления приоритетных направлений развития: новатора или последователя; анализ причин («5 почему») диаграмма Исикава для выявления причинно следственной цеплчки; бенчмаркинг процессов.
    5. Составляющая обучения и развития
    исследование корпоративной культуры по Хофстаде; исследование корпоративной культуры по Камерону и Куину; психологическое анкетирование сотрудников предприятия.

    Данные инструменты позволяют провести диагностику и выявить наиболее проблемные зоны, чтобы в дальнейшем более глубоко провести анализ.

    По результатам диагностики, проведённой на предприятиях малого бизнеса, были выявлены следующие особенности:

  • Невозможность проведения комплексного финансово-экономического анализа на многих предприятиях.
  • Отсутствие достоверной информации о собственных клиентах и их потребностях при условии, что маркетинговая стратегия малых предприятий подразумевает близость потребителю, ориентацию на запросы клиента.
  • Разный уровень подготовки в области менеджмента у сотрудников, занимающих руководящие должности, и как следствие необходимость осуществления одновременного обучения сотрудников данного предприятия.
  • Внедрение системы сбалансированных показателей в большей степени обусловлено необходимостью упорядочивания целей по составляющей внутренних бизнес-процессов.
  • Инициатива в руках руководителя-лидера, который благодаря личной заинтересованности, вовлекает сотрудников в проект.

  • Источники:

    1. Вишняков О.ССП для новичков/ Вишняков О., Ламонов Д.// Консультант. – 2005. - №7.
    2. Гершун А. Технологии сбалансированного управления. / Гершун А., Горский М. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 416 с.
    3. Внедрение сбалансированной системы показателей/ Horvath & Partners; Пер. с нем. – М.: Альпина бизнес Букс, 2005. – 478 с.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:52:58