«Нобелевские городки» как фактор реализации социальной ответственности бизнеса на рубеже XIX-ХХ вв

Бессолицын А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Одним из важных факторов успеха экономических реформ в современной России является уровень социальной ответственности предпринимателей и бизнеса в целом. Социальная ответственность бизнеса – это ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого эти решения влияют – прямо или косвенно.

Ключевые слова: предпринимательство, история предпринимательства, социальная ответственность бизнеса, история экономики, нобелевские городки



Одним из важных факторов успеха экономических реформ в современной России является уровень социальной ответственности предпринимателей и бизнеса в целом.Социальная ответственность бизнеса – это ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого эти решения влияют — прямо или косвенно.

Социальная ответственность носит многоуровневый характер.Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременную оплату налогов, выплату заработной платы, предоставление (по возможности) новых рабочих мест.Второй уровень социальной ответственности бизнеса связан с обеспечением работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня их квалификации, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы и т.д. Этот тип условно называется «корпоративной ответственностью».Третий, высший, уровень социальной ответственности предполагает благотворительную деятельность.

Как начинались нобелевские городки

Российская история знает примеры успешного внедрения социальных программ предпринимателями на рубеже XIX-ХХ вв. на этапе первой волны российской экономической модернизации. Примером комплексного подхода к реализации социальных программ является деятельность Товарищества нефтяного производства «Братьев Нобель», которое к началу ХХ в. являлось одной из крупнейших акционерных компаний России.Товарищество нефтяного производства «Бр. Нобель» было учреждено 18 мая 1879 г. как товарищество на паях с основным капиталом в 3 млн руб. [1].В 1913 г. баланс товарищества составлял более 186, 5 млн. руб., дивиденд – 26%, годовой объем производства достигал 93 млн. руб., численность рабочих – 12,5 тыс. чел. К 1917 г. товарищество «Бр. Нобель» являлось ведущей нефтепромышленной компанией в России, капитал которой был около 30 млн руб. [2].Практически во всех поволжских городах Нобели имели свое производство. В Астрахани в 1880 г. были построены мастерские по ремонту нобелевского флота (плавучий док), которые вскоре переросли в судоремонтный завод. Флотилия нобелевских танкеров перевозила сырую нефть и так называемые «нефтяные остатки» (керосин, мазут) по Волге из Баку через Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, Нижний Новгород, Ярославль, Рыбинск и затем груз по Мариинской системе доставлялся в Санкт-Петербург и дальше в Ригу. По пути движения нобелевских транспортов с нефтью и нефтепродуктами из Баку через Астрахань и далее вверх по Волге, возникали производства компании и поселки для рабочих и служащих – так называемые «нобелевские городки».Идея с городками была реализована в Царицыне, Астрахани, Саратове, Самаре, Уфе, Рыбинске и др. При строительстве поселков Людвиг и Роберт Нобели разрабатывали новый тип социального поселения для трудящихся. Эти поселки включали в себя функции жизнедеятельности – «труда», «быта» и «отдыха». В идее нобелевских поселков соединялась установка упорядочения общественного устройства («честный капитализм») с планировочными установками формирования организованной регулярной упорядоченной среды жизнедеятельности. Нобелевский городок всегда был «новым», он не вписывался в существующие городские кварталы. Он заново строился и реализовывал цивилизирующую роль градостроительства, европеизируя малоосвоенные в то время земли [3].

Царицын был пыльным поволжским городком XIX века…

Одним из первых в 1880 г. начал работать нефтепромышленный комплекс в Царицыне, который положил здесь начало «городку Нобеля», разительным образом отличавшегося от остальной части Царицына.В Прикаспийской газете за 1900 г. помещена статья под названием «Царицын, его благоустройство и общественная жизнь» и с подзаголовком – «Из записок туриста», в которой в форме фельетона, достаточно иронично, но правдиво, описано, что представлял из себя этот уездный город. Автор пишет: «Царицын красиво раскинулся на правом берегу Волги со своим 40-тысячным населением. Если через него проезжать летом, при тихой погоде, город радует взор путешественника и оставляет о себе хорошее впечатление, но при условии, что в нем пришлось пробыть не больше одного дня. Но беда поселиться здесь человеку интеллигентному. Внешние «прелести» города скоро дадут о себе знать.Летом при малейшем дуновении ветерка поднимается такая пыль, что на улице невозможно смотреть на свет божий, не рискуя ослепнуть. В безветренную погоду часто бывает нестерпимая жара, которую можно кое как выносить, только запершись в темной комнате. Вечером воздух также стоит накаленный, и обывателю некуда пойти освежиться: единственное бесплатное место для гуляния – это городской сквер, но расположен он на самой бойкой улице, и в нем нельзя дышать от пыли …Осенью другая беда: на улицах грязь непролазная и тьма кромешная; последнее обстоятельство очень неприятно в Царицыне, так как здесь много такого населения, для которого пырнуть вас ни с того, ни с сего в темном углу ножом, ударить по голове камнем и т.п. – простая невинная забава.Такой мерзости, какую представляют из себя дворы, редко где можно найти – и это на главных улицах, у богачей … [4].

…но ему посчастливилось оказаться на перекрестке торговых путей…

Следует отметить, что это была типичная картина поволжского уездного города. В воспоминаниях инженера-путейца Н.Н. Изнара, представлявшего интересы железнодорожных обществ и проехавшего все Поволжье, содержится следующее замечание: «Что сказать про целый ряд городов Среднего и Нижнего Поволжья, в которых мы от Вольска до Астрахани побывали? Право, затрудняюсь. Всюду одно и то же неустройство, пыль или грязь, в зависимости от того, сухая ли погода или мокрая, всюду отсутствие самых элементарных признаков какого бы то ни было благоустройства» [5].Чем же заинтересовал Царицын Товарищество нефтяного производства «Бр. Нобель»? Прежде всего, своим выгодным географическим и экономическим положением, что стимулировало его быстрый экономический рост. Не смотря на то, что Царицын оставался уездным городом Саратовской губернии, он находился на перекрестке транспортно-торговых путей, что способствовало созданию в нем крупного рынка рабочей силы, а это, в свою очередь, стимулировало создание новых промышленных предприятий. Промышленность становилась основным градообразующим фактором, оказывая влияние на развитие города и социальный состав его населения.Крупнейшим предприятием в Царицыне был механический и бондарный завод Товарищества «братьев Нобель», на котором трудилось более 300 человек [6]. Кроме того, Нобели открыли еще завод по выработке из нефти масел (нефтеперегонный завод), а также крупную нефтебазу с резервуарами для хранения нефти и нефтепродуктов. К концу века Царицынская нефтебаза имела 116 резервуаров емкостью 11,2 млн пудов нефтепродуктов и 6 хранилищ для мазута на 8,5 млн пудов. В 1910 г. царицынские нефтехранилища вмещали до 30 млн пудов. Ежегодно перевалка нефтепродуктов составляла порядка 80 млн пудов [7].

Четырехкомнатные дома с палисадниками, бильярд, аптека, баня…

Рядом с этими предприятиями и был построен нефтегородок, который и стал реализацией модели нового социального поселения для рабочих. Это был городок индустриального типа. Нижняя часть, обращенная к Волге, представляла собой пристань, соединенную с берегом прочными сходнями. Рядом размещалась паровая качка для подачи керосина с судов. В нижней части также располагались склады и железнодорожная ветка, по которой керосин в вагонах доставлялся до вокзала Грязе-Царицынской железной дороги. На средней террасе располагался двухэтажный каменный дом – контора Нобелевского завода. В этом же доме на верхних этажах были квартиры для управляющего и старших служащих, библиотека и бильярд. На третьей – верхней террасе были построены одноэтажные коттеджи для проживания служащих, утопавшие в зелени. Всего было высажено около четырех тысяч молодых декоративных деревьев. Дома-флигели были стандартными и состояли из четырех комнат, в окружении палисадников с яблонями и вишнями. Имелась аптека, приемный покой для рабочих, ясли, начальная школа для детей рабочих, столовая и баня.Весь нобелевский городок освещался электричеством, что было тогда редкостью. [8].

…непроходимые овраги, где ютились беглые и жулики, стали неузнаваемыми

Современник писал о Нобелевском городке: «Кто видел в 1870-х годах местность, где стоит теперь завод Нобеля, тот невольно изумится энергии этого «нефтяного короля», бывшие в то время дебри, непроходимые страшные овраги, где ютились беглые и жулики, теперь неузнаваемы; по отлогостям оврагов устроены вымощенные камнем пологие спуски, всюду закипела жизнь и видны следы трудов, энергии и цивилизации. Прежде эта местность была отдалена от города, а теперь городские постройки примыкают к ней».Нобелевский городок в Царицыне не являлся исключением. На средства их компании учреждались школы для детей рабочих, имелся специальный капитал для помощи служащим и выдачи стипендий на образование их детей. К началу ХХ в. на балансе компаний Нобелей находились 159 собственных и 14 арендованных домов, общежития, больницы, аптеки, столовые, библиотеки и школы [9].Таким образом, можно сказать, что Нобели в своей деятельности реализовали все три уровня социальной активности предпринимателя, что является примером для современного бизнеса.


Источники:

.Устав Товарищества нефтяного производства Бр. Нобель. СПб., 1881.
2.Барышников М.Н. Деловой мир дореволюционной России: индивиды, организации, институты. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. - С. 262.
3.Птичникова Г.А. Нобелевские городки в дореволюционной России. www.niitag.ru С. 3-4.
4.Прикаспийская газета. - Астрахань.- 1900. - № 9.
5.Изнар Н.Н. Записки инженера // Вопросы истории.- 2004. - № 11. - С. 96.
6.Государственный архив Саратовской области (ГАСО). - Ф. 177. - Оп. 1. - Д. 12. - Л. 33.
7.http:// region 34.nm.ru/ history/ tsaritsyn/ article.
8.Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда 1589-1967. - М.: Наука, 1968. - С. 114.
9.Барышников М.Н. Указ.соч. - С. 263.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 16:42:09