Инновационная парадигма развития социальной ответственности российского бизнеса: экономические и институциональные факторы

Шулимова А.А.1,2
1 Волгоградский государственный университет
2 Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Апрель 2015)

Цитировать:
Шулимова А.А. Инновационная парадигма развития социальной ответственности российского бизнеса: экономические и институциональные факторы // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 4. – С. 453-460. – doi: 10.18334/ce.9.4.203.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23442939
Цитирований: 20 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В статье рассмотрена проблема становления социальных инноваций в качестве передового формата корпоративной социальной ответственности. Выделены экономические и институциональные факторы развития социально инновационного бизнеса России. Автор предлагает отойти от противопоставления традиции и инновации в социально ответственном позиционировании российского бизнеса путем творческого переосмысления российской институциональной истории хозяйства.

Ключевые слова: нематериальные активы, социальная ответственность бизнеса, социальные инновации, внутрифирменные институции, институциональная экономическая история России



Введение

В среде передового российского бизнеса в настоящее время наметился переход от экстенсивного расширения социальной активности к инновационному типу воспроизводства социальных инвестиций. Эти позитивные изменения обусловлены возрастающим влиянием человеческого фактора и его социального окружения на конкурентные позиции бизнеса.

Постепенно предпринимательское сообщество осознает то, что экономические функции современного предпринимателя не ограничиваются только производством конкурентоспособных товаров и услуг, а включают в себя также и функции по созданию внешних социальных эффектов, общественных благ и социальных технологий. Инновационный формат социальной ответственности бизнеса предусматривает креативный подход к решению актуальных социальных проблем, переориентацию стратегии фирмы на долгосрочные ориентиры развития.

К сожалению, инициативной деятельности по продуцированию социальных инноваций фирмы нередко предпочитают «слепое» следование за лидерами, имитацию и поверхностное проявление корпоративной социальной ответственности. Внешняя причина затухания инновационного проектирования социального поведения – отсутствие благоприятной институциональной среды, непонимание и непринятие социальных устремлений социально ориентированных предпринимателей со стороны государства и общества [1].

В трудной экономической ситуации фирмы игнорируют экономические преимущества стратегии опережающего развития, переходят на стратегию выживания, минимизируют социальную активность. При улучшении финансового состояния внешние проявления добропорядочности фирмы нередко сводятся к благотворительной деятельности, что обусловлено религиозно-этическими традициями и институциональными инструментами социального самострахования граждан. Экспортируемые образцы социальной политики корпораций нередко вызывают отторжение на внутрифирменном и внешнем уровне реализации.

Автор исходит из предположения, что перспективы развития социальных инноваций связаны с совершенствованием имеющихся социально ответственных практик российского бизнеса, укреплением эндогенных элементов институционального маркетинга и менеджмента корпораций.

Экономические факторы инновационного развития социальной ответственности бизнеса

В условиях современной рыночной экономики успешное позиционирование бизнеса недостижимо без организации сотрудничества на основании долговременных договорных взаимосвязей, планирования результатов совместной деятельности, новшеств, направленных на обслуживание социальных потребностей [3]. Социальные инновации могут выступать механизмом продвижения процесса накопления социального капитала организации и составляющих его капитала доверия, общественного признания, знакомства и иных реальных или потенциальных социальных ресурсов бизнеса [2].

В данном ракурсе намечается реструктуризация отношений распределения, обмена и потребления социальных благ как коллективного блага, перегруппировка элементов социальной инфраструктуры бизнеса. Коммерческая выгода от нестандартных подходов к рыночным коммуникациям проистекает из новых возможностей социальных решений.

Скорейшую окупаемость демонстрируют целенаправленные капиталовложения в социальные инновации, повышающие качество имеющихся производственных ресурсов до конкурентоспособного и перспективного уровня. Существенной практической значимостью обладает социальное обновление трудовых ресурсов как результат внедрения передовых управленческих разработок в сферу образования, здравоохранения, социальной защиты.

Сущность социального новаторства коммерческой компании состоит в креативном соединении социальной миссии бизнеса с высокими показателями экономической эффективности и предпринимательским подходом к формированию социального капитала фирмы. Менеджмент социально ответственной фирмы тесно связан с накоплением и производительным потреблением интеллектуального и человеческого капиталов.

Проблема социальных инноваций трудовой сферы затрагивает следующие аспекты: инновационное развитие социальной инфраструктуры предприятия, внедрение прорывных социальных технологий организации производства и управления персоналом, закупка и внедрение машин и оборудования нового поколения, обеспечивающий повышенный уровень комфорта и удобства эксплуатации. Социальная сфера и социальная работа предприятия формирует условия накопления и возмещения инновационных нематериальных активов фирмы, в числе которых компоненты социального, человеческого и интеллектуального капиталов фирмы (табл. 1).

Таблица 1

Экономическая природа социальных инноваций

Объект воздействия
Инновационное содержание социально ответственного ресурсообеспечения бизнеса
социальный капитал
свободная коммуникация, гибкость и динамизм структуры внутренних взаимодействий персонала фирмы
интеллектуаль-ный капитал
формирование и поддержание творческой атмосферы, целенаправленное воспитание инновационно настроенных трудовых коллективов
человеческий капитал
творческое преобразование систем профессионального обучения и мотивации профессионального развития персонала, поддержка стремлений к самореализации среди наемных работников

Основное экономическое назначение социальных инноваций – повышение эффективности социальных инвестиций и других мероприятий корпоративной социальной ответственности. В мировой бизнес-практике имеется немало случаев, когда принятие нестандартных решений на внутрифирменном уровне генерировало оптимальные способы разрешения противоречий экономического и социального развития. К примеру, увеличение социальных гарантий в ситуации экономической нестабильности противоречит логике максимизации прибыли, поскольку налагает на бизнес дополнительные обязательства, а значит, и издержки по их выполнению. В то же время бизнес приобретает встречные обязательства и экономию на конъюнктурных колебаниях, что косвенно содействует успеху компании. Такой стратегический взгляд на вопросы труда и заработной платы позволил компании Форд снизить организационные расходы, связанные с текучестью кадров и значительно повысить конкурентоспособность бизнеса. Применительно к данной ситуации и аналогичным социальным инновациям П. Друкер сформулировал тезис, что социальные проблемы предприятия при умелом руководстве обращаются в новые возможности бизнеса [5].

Повышенные стандарты социальных обязательств бизнеса диктует постиндустриальное общество, где господствуют специфичные (неперемещаемые) трудовые активы, высокотехнологичные и знаниеёмкие производства. Российское корпоративное предпринимательство в настоящее время подходит к инновационному типу развития. Стабильность результатов экономического развития достигается при условии утверждения инновационной культуры хозяйства, благоприятной институциональной среды.

Институциональное наследие России в контексте инновационного развития бизнеса

Особенности институционального закрепления социально ответственного поведения фирмы обусловлены воздействием статусно-ценностных факторов внешней и внутренней среды. Устойчивое воспроизводство социально инновационной деятельности требует привычек, традиций, норм и стандартов креативности социально-ориентированной деятельности бизнеса. Возникает вопрос относительно наличия в России условий для воспроизводства институции социального новаторства бизнеса как статусно-ролевого закрепления функций социального предпринимательства.

Традиции и обычаи социального страхования русского крестьянства общепризнанны как наиболее действенные институциональные атрибуты восстановления экономического равновесия в критических обстоятельствах. Определенная степень маневренности и изобретательности социальных практик перманентно присуща русскому крестьянству в ситуации крайней неопределенности внешних факторов хозяйствования. Однако в традиционной экономике общинная организация сельского хозяйства поддерживала коллективизм и устойчивость структуры социальных взаимодействий. Тогда как социальные инновации предполагают отход от привычного типа мышления, изменение стиля и качества жизни.

Повышенную норму инициативности, гражданской активности и конкурентной динамики демонстрирует социальная практика российского ремесленничества [4]. Инновационное преобразование экономического пространства достигалось за счет социальной мобильности территориально-профессионального сотрудничества городских ремесленников, когда стандартный набор социальных гарантий занятости, финансовой безопасности и экономической устойчивости дополнялся в зависимости от ситуации на локальном рынке.

Актуальный опыт русских ремесленных корпораций воплощен в следующих институциональных элементах корпоративных социальных практик:

- коллективные формы поддержания индивидуального мастерства и ориентации на запросы потребителя (кодексы профессиональной и деловой этики);

- совместные проекты по социальному обустройству территорий и поддержанию инфраструктуры бизнеса (корпоративное гражданство, частно-государственное партнерство);

- социально приемлемые способы трансляции деловых практик (корпоративная культура).

В силу преобладания деревенского типа социальности в промышленности и институциональной неразвитости мелкотоварного уклада городского жизни России институциональные рутины ремесленничества при переходе к фабричному типу организации промышленности оказались в забвении. Между тем, как показывают результаты институционального исследования экономической истории Англии и Китая, переход к инновационному типу организации экономических систем происходил под воздействием не только роста знаний, но и социальных инноваций, повышающих продуктивность новых социальных технологий [6]. Устойчивый рост богатства и процветания нации невозможен без адекватного институционального капитала – институтов развития, приспособленных к уникальным условиям эволюции общества.

Определенная степень инновационности присуща творческой модификации привычных форм социальной ответственности, актуализации культурно-исторического наследия российского бизнеса. Экономическое возрождение образцов поведения, норм, ценностей, нравственно-этических ориентаций должно осуществляться по принципу: «все новое – это хорошо забытое старое». В этом смысле позитивное воспитательное значение имеют ответственно организованные традиционные антикризисные мероприятия, продуцирующие мощный социально полезный эффект в соответствии с требованиями рынка и запросами гражданского общества.

Итак, выход на траекторию гуманистического развития бизнеса способны обеспечить инициативные социальные инновации, опирающиеся на традиции товарищеской взаимопомощи, кооперативного поведения, децентрализации социального контроля. В этом качестве реализуются преимущества поступательной и прорывной динамики экономического роста.

Заключение

Современное российское предпринимательство испытывает трудности с эффективным совмещением социального и экономического аспекта инновационной активности. При этом экономическая логика социальных инноваций бизнеса опирается на опережающие стандарты постиндустриального развития общества.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:49:10