Важнейшая задача реформирования энергетики России – формирование регионального электроэнергетического комплекса
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Каримов А.Р. Важнейшая задача реформирования энергетики России – формирование регионального электроэнергетического комплекса // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 64-68.
Аннотация:
Современное состояние и развитие экономики России в решающей степени предопределяется эффективностью деятельности энергетического комплекса, имеющего высокую степень влияния на все отрасли народного хозяйства. Энергетика представляет собой ядро экономики, взаимоувязывает ее структурные подразделения.
Ключевые слова: электроэнергетика, топливно-энергетический комплекс, региональный электроэнергетический комплекс
Современное состояние и развитие экономики России в решающей степени предопределяется эффективностью деятельности энергетического комплекса, имеющего высокую степень влияния на все отрасли народного хозяйства. Энергетика представляет собой ядро экономики, взаимоувязывает ее структурные подразделения.
Национальный электроэнергетический комплекс России имеет сложную структуру. До реформирования отрасль представляла единую сеть с региональными подразделениями. Традиционно исследовалась вертикальная структура комплекса, основанная на характеристике его функциональных составляющих. Однако современные процессы в народном хозяйстве таковы, что возрастает значимость регионов в решении общих экономических и социальных проблем. Поэтому принципиально важной становится необходимость исследования горизонтальной структуры отрасли с выделением региональных электроэнергетических комплексов.
В настоящее время суммарно техническую основу электроэнергетики России составляют 440 тепловых и гидравлических электростанций мощностью соответственно 132,1 и 43,8 млн. кВт и 9 атомных мощностью 22,1 млн. кВт. Протяженность линий электропередач всех классов напряжений составляет 2,67 млн. км.
Развитие энергетической системы России на каждом этапе характеризовалось специфическими особенностями. Суть их сводилась, прежде всего, к тому, что решение технических, технологических или экономических задач осуществлялось в разные периоды на разных структурных уровнях управления.
На первом этапе после распада СССР было образована электроэнергетическая монополия – РАО «ЕЭС». Атомные электростанции были объединены в государственную компанию «Росэнергоатом».
На втором этапе с формированием РАО «ЕЭС» и последующим образованием региональных акционерных энергокомпаний, была достигнута максимальная централизация управления отраслью. Вместе с тем, это не привело к принципиальным изменениям и решению накопившихся за многие годы проблем.
На каждом из этих этапов российская электроэнергетика, оказавшись участником рыночных процессов, сама не приступала к собственному реформированию. В течение почти десятилетия с начала акционирования отрасль служила опорой реформ в других секторах экономики. Безусловно, данный фактор сдерживал развитие энергетики и требовал новых подходов к управлению в данной сфере.
На третьем этапе возникла необходимость трансформации централизованного управления электроэнергетикой. В соответствии с этим были приняты решения о горизонтальном разделении монополии по видам деятельности. Реформирование РАО «ЕЭС» привело к появлению развернутой инфраструктуры рынков электроэнергии, включающей в себя:
‑ системного оператора;
‑ администратора торговой системы;
‑ федеральную и региональные сетевые компании;
‑ значительное число генерирующих и сбытовых компаний.
При всех несомненных достоинствах выбранной модели преобразований российской электроэнергетики произошло определенное ослабление связей новых хозяйствующих субъектов с региональными властями и территориальными потребителями. Это может привести в будущем к негативным последствиям в социально-экономическом развитии субъектов РФ.
Применительно к электроэнергетике существенные преобразования должны были проявиться в делегировании централизованно выполняемых функций региональным комплексам, обеспечивающим производство, передачу, распределение электроэнергии, решение экономических задач и оперативно-технологическое управление этими процессами на местах.
Особенности электроэнергии как вида продукции лежат в основе формирования специфических организационных управленческих структур, охватывающих процессы ее производства, передачи, сбыта и использования. Существует несколько подходов к трактовке сущности электроэнергетики, которые можно рассматривать и как научную основу её реформирования.
С одной стороны, энергетика представляет собой совокупность естественных и искусственных систем, предназначенных для получения, преобразования, распределения и использования в народном хозяйстве энергетических ресурсов всех видов [1]. Во многих публикациях изложен взгляд на электроэнергетику как структурную составляющую ТЭК. В исследованиях широко представлен также и отраслевой подход к ее определению.
Особый характер производимой продукции, ряд специфических особенностей электроэнергетики придают ей свойства, которых лишены другие отрасли промышленности [5].
Исходя из комбинированности производства электроэнергии и тепла, целесообразно ввести понятие «национальный электроэнергетический комплекс» (НЭЭК). Это комплекс технологически взаимообусловленных видов экономической деятельности, обеспечивающих производство, передачу и распределение электроэнергии и тепла на территории страны.
Данное определение НЭЭК учитывает не только все перечисленные традиционные подходы к трактовке сущности электроэнергетики, но и при этом включает в себя учет пространственной компоненты. Особенностью НЭЭК является то, что он должен исследоваться в двух аспектах. С одной стороны, интересен анализ, исходя из структурных элементов системы, c другой – в исследовании должна быть учтена и рассмотрена его территориальная организация.
Исследование представленной функциональной модели комплекса позволяет увидеть, что при ее разработке реализованы и отраслевой, и видовой подходы. С учетом значимости энергетики на национальном и региональном уровнях наиболее логична и правомерна постановка вопроса о реформировании её путем создания двухуровневой системы управления НЭЭК.
С одной стороны, НЭЭК включает в качестве организационных элементов отдельные предприятия всех форм собственности и различных ведомств, занятых производством почти (за исключением тепла) однородной продукции. По этим признакам и формируется отрасль (электроэнергетика), составляющая комплекс с другой структурной составляющей – производство тепла.
С другой стороны, если рассматривать выработку электроэнергии и тепла с точки зрения объединения ресурсов для производства продукции (услуг), то этот процесс можно представить уже как экономическую деятельность особого вида.
Предложенная функциональная модель НЭЭК позволяет представить его вертикальный срез, то есть выявить структурные составляющие с системой взаимосвязей между ними. Однако при этом необходимо исследовать электроэнергетический комплекс страны в горизонтальном аспекте через его территориальную организацию.
При этом функционирование территориально обособленных региональных электроэнергетических составляющих нуждается в сбалансированном и эффективном управлении. Рациональность здесь может быть достигнута с созданием региональных электроэнергетических комплексов (РЭЭК). Именно такая задача была поставлена при реформировании башкирской энергосистемы.
В 2000 г. совет директоров ОАО «Башкирэнерго» принял решение о реализации собственной программы изменений организационной структуры предприятия. В целях оптимизации управления предлагалось поэтапное уменьшение количества обслуживающих основное производство филиалов, а затем образование сервисных, сбытовых, транспортных и генерирующей компаний. В течение пяти лет произошло полное разделение видов деятельности в соответствии с программой реформирования и, тем самым, были созданы необходимые условия создания «региональный электроэнергетический комплекс» (РЭЭК).
Процесс реформирования энергосистемы Башкортостана при этом сопровождался активным участием энергетиков в совершенствовании системы управления коммунальным хозяйством городов. Решением правительства Башкортостана в ОАО «Башкирэнерго» были переданы в эксплуатацию тепловые сети ряда городов республики, что положительно сказалось не только на управлении данным имуществом, но и повысило надежность и экономичность работы всего РЭЭК в целом.
Успешные результаты работы ОАО «Башкирнерго» совместно с энергетическими предприятиями других отраслей и ведомств в постреформенные годы подтвердили, что в республике создана основа регионального электроэнергетического комплекса, дальнейшее укрепление которого позволит ещё успешнее решать приоритетные задачи социально-экономического развития Башкортостана.
Источники:
2. Гумеров А.Г., Сафиуллин Р.Ш. Проблемы энергоснабжения РБ и пути их решения. – Уфа: Транс ТЭК, 2000.
3. Зиятдинов Ш., Миркин Б. Энергетика Республики Башкортостан: сегодня и завтра. // Экономика и управление. – 2004. ‑ №5. – с. 68-73.
4. Поспелов В.К. Электроника и электрификация арабских стран. – М.: Финансовая академия, 2004. – с. 15.
5. Самсонов В.С., Вяткин М.А. Экономика предприятий энергетического комплекса. – М.: Высшая школа, 2001.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:46:47