Инновация как форма реализации предпринимательской функции: формирование трансляционного механизма и проблема менталитета
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Предпринимательские способности по разработке и внедрению инноваций стали сегодня серьезным конкурентным преимуществом. Практический интерес представляет механизм транслирования возникающих новых знаний в бизнес-среду, а также скорость распространения и качество восприятия информации потенциальными пользователями. Речь идет о системе предпочтений, этических нормах и традициях хозяйствования.
Ключевые слова: инновации, внедрение инноваций, знания
Предпринимательские способности по разработке и внедрению инноваций стали сегодня серьезным конкурентным преимуществом. Практический интерес представляет механизм транслирования возникающих новых знаний в бизнес-среду, а также скорость распространения и качество восприятия информации потенциальными пользователями. Речь идет о системе предпочтений, этических нормах и традициях хозяйствования.
Для понимания происходящих в современном мире трансформационных процессов и эффективного формирования механизмов решения возникающих противоречий необходимо осознание психологии и мотивации принятия хозяйственных решений. Как отмечает профессор В.В. Куликов, «производственные отношения и экономические законы осуществляются через деятельность людей. Соответственно, движение и разрешение экономических противоречий осуществляются также через нее. В свою очередь, люди приводятся в движение их интересами. Поэтому анализ противоречий необходимо доводить до выявления субъектов, заинтересованных и ответственных за реализацию каждой из противоположных сторон» [2].
Для эффективного управления творческим трудом нужно понимание мотивационных факторов и нахождение механизма целенаправленного воздействия на них с целью формирования наилучшего решения. Такого рода механизм может быть сформирован на основе применения методологического аппарата этнической психологии, которая изучает «язык, нравы и обычаи питания и одевания, вплоть до попечения права и государственных учреждений, а также искусства, ремесла и научную культуру, религию» [3] и позволяет выявить и понять особенности психологии индивида конкретной страны.
Психология во многом определяет принципы принятия хозяйственных решений и ведения бизнеса. Примером могут служить японские и китайские предприниматели, без изучения менталитета которых сложно вести успешный бизнес с представителями этих народов. Кроме того, от психологии зависит и качество восприятия нового. На ментальной основе формируется инновационный климат в обществе. Он «складывается из многих составляющих: психологических, социальных, организационных, экономических» [4].
В. Зомбарт, характеризуя хозяйственную жизнь в эпоху развитого капитализма, различает предпринимателей трех типов: «специалиста, купца и финансиста».
Специалист исходит из своего продукта, которому он стремится обеспечить успех. Он связан со своей отраслью... По всей своей деятельности он – человек одного измерения: он сверлит вглубь. Из трех различных возможностей конкуренции он склонен к конкуренции качеством. Этот тип предпринимателя назвали «Captain of Industry» – «капитаном промышленности».
Купец исходит из потребностей рынка и сосредоточивает свое внимание на производстве тех продуктов, которые он считает наиболее пригодными для сбыта. У него глаза способны видеть будущее. Предвидя потребности, которые могут возникнуть путем умелой пропаганды, он сам способствует возникновению этих потребностей. Главной областью его деятельности является не рынок труда, а товарный рынок, не организация фабрики, а организация сбыта.
В отличие от специалиста, знающего лишь одно измерение, купец – человек двух измерений, он идет как бы не по одной прямой, а по плоскости, двигаясь в разных направлениях. Его склонности и способности направлены в сторону конкуренции, действующей внушением. Англичане называют его: business man (делец).
Финансист исходит из потребности в капитале. Главным предметом его деятельности является привлечение и собирание капиталов, в частности посредством биржевых и технических маневров. Поэтому из всех трех рынков он лучше всего знаком с рынков капиталов. Учреждение и слияние предприятий, образование концернов – вот содержание его жизни. Он особенно любит создавать предприятия. Он строитель – человек трех измерений. Он предпочитает конкуренцию, действующую методами насилия. В англосаксонских странах, и в особенности в настоящее время в Соединенных Штатах, его называют «Corporation financier».
Охарактеризованные выше три типа представляют собой ступени растущей деконкретизации предпринимательской деятельности» [5]. Они трансформируются ныне в креативное предпринимательство и дополняются реализацией творческой функции по организации команды и продвижению имиджа на конкурентном рынке.
В России предпринимательство начиналось с торговли внутренней и внешней, торговли с европейскими городами и странами. Значительный объем товаров и инвестиций поступал в Россию из Великобритании и Германии.
В XII столетии в Англии возникают купеческие гильдии, сыгравшие существенную роль в формировании купеческого капитала. Е.В. Тарле отмечал: «Шерстяная торговля, продажа сначала сырья, потом и обработанных изделий – вот что было главным нервом английской торговли с XII и XIII вв., степлеры – вот был цвет купеческого класса, собиравший и умножавший из поколения в поколение свои капиталы» [6].
Заметим, что и сегодня английские шерстяные костюмы конкурентоспособны на мировом рынке. Франция отставала по торговому обороту. Основными статьями французского экспорта в Россию были шерсть, вина и предметы роскоши. Французские предприниматели вкладывали средства в текстильное и парфюмерное производства. Старейшим из промышленных предприятий, основанных французами в России, является ситценабивная мануфактура, открытая в Москве в 1825 году уроженцем Эльзаса И. Штейнбахом.
В конце XIX века экономика России динамично развивалась, в связи с чем особенно актуальной стала проблема расширения рынков сбыта. С.Ю. Витте, занимавший пост министра финансов Российской империи в 1892-1903 гг., связывал экономическое развитие страны с активной борьбой за рынки сбыта на Дальнем Востоке.
Для реализации политики проникновения России на рынки Дальнего Востока было учреждено несколько банков, находившихся под контролем Министерства финансов и ставших проводниками этой политики. С помощью казенных и иностранных капиталов правительство рассчитывало решить задачи, которые были не по плечу частным предпринимателям.
В конце 1895 года по инициативе С.Ю. Витте в Санкт-Петербурге был учрежден акционерный Русско-Китайский банк. Его основными задачами были финансирование строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и содействие проникновению российского капитала на северо-восток Китая.
Приведенные примеры говорят о сотрудничестве государства и предпринимателей в достижении стратегических целей проникновения на рынки других стран. В настоящее время наиболее сильные государства также проводят политику протекционизма по отношению к национальному бизнесу и распространению его влияния за рубежом.
Современное разделение труда основано на высоких технологиях. Экономически мощные государства получают преимущества за счет патентов и продажи лицензий. Передача лицензионной сборки техники в развивающиеся страны и постепенная адаптация этого производства на их внутренних рынках на практике показывают характер и направление межкультурного «транслирования». При этом в мире постепенно стандартизуется все большая часть производимой продукции. Стандарты с возрастающей скоростью «транслируются» в другие культуры, «выравнивая» их. Однако при этом имеет место неоднородность качества восприятия транслируемого материала.
Так, восточные цивилизации в большей степени сохраняют идентичность, нежели страны западного мира. Система ценностей, основанная на традициях и культивировании их сохранения, показывает более высокую адаптивность к внешним проникновениям, тверже и сильнее противостоит нежелательным элементам.
Россия в настоящее время также испытывает проникновение элементов других культур. Достаточно посмотреть на изменение стандартов поведения, языка, традиций употребления пищи (например, кухни других стран), музыки, одежды, предметов интерьера, литературы, потребления и его структуры, проникновения и закрепления новых финансовых институтов и т.д.
Источники:
2. Куликов В.В. Экономические противоречия социализма: характер и формы разрешения. – М. : Экономика, 1986. – С. 25.
3. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – СПб. : Алетейя, 1996. – С. 22.
4. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М. : Издательство политической литературы, 1989. – Часть II. Введение нового. В чем проблемы? – Глава 1. Истоки напряжений. – С. 89.
5. Зомбарт Вернер Современный капитализм. Том третий. Хозяйственная жизнь в эпоху развитого капитализма. Первый полутом / пер. с нем. Ст. Вольского и Б.Я. Жуховецкого, с предисловием профессора С.Б. Членова и с послесловием И. Альтера «Эволюция Зомбарта». – Москва; Ленинград: Государственное издательство РСФСР, 1929. – Глава II. Новые вожди. – 2. Типы предпринимателей. – С. 15-16.
6. Тарле Е.В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени / Сочинения в двенадцати томах. – Том I (работы 1896 – 1907гг.). – М. : Издательство Академии наук СССР, 1957. – Глава II. Главнейшие черты экономического и социального состояния Английского Королевства в начале XVI столетия. – С. 153.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:49:34