Бизнес-сообщество и высшая школа: проблемы интеграции
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (124), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Роль образования в развитии общества известна. От качества образования, соответствия его современному уровню развития научно-технического прогресса зависит экономическое процветание общества, его культура и качество жизни людей. Уровень развития образования, особенно профессионального, в настоящее время определяет и конкурентоспособность любой страны в современном мире.
Ключевые слова: научно-технический прогресс, бизнес, образование, конкурентоспособность государства, бизнес-сообщество
Роль образования в развитии общества известна. От качества образования, соответствия его современному уровню развития научно-технического прогресса зависит экономическое процветание общества, его культура и качество жизни людей. Уровень развития образования, особенного профессионального, в настоящее время определяет и конкурентоспособность любой страны в современном мире.
Современная Россия восстанавливает частично утраченный в конце прошлого столетия научно-промышленный потенциал. Становясь вновь одной из ведущих держав мира, Россия сегодня уделяет развитию высшего профессионального образования (ВПО) первостепенное значение. Подготовка высококвалифицированных кадров для современной инновационной экономики – первоочередная задача отечественной системы профессионального образования.
Правительство Российской Федерации активно влияет на процессы, происходящие в этой сфере. Об этом свидетельствует пакет государственных документов последнего десятилетия, относящихся к образованию. Развитие и модернизация образования объявлены приоритетными задачами социально-экономической политики страны. И, как представляется, государство уже многое сделало, решая задачу модернизации системы российской высшей школы.
По государственной инициативе была проведена демократизация высшего образования. Появились негосударственные учебные заведения, созданы государственные образовательные стандарты ВПО, в состав которых включен региональный компонент, разработан классификатор специальностей. Важным моментом в повышении качества высшего профессионального образования стало введение процедуры государственной аккредитации вузов.
Проблемы российской высшей школы
Вместе с тем в сфере образования есть еще много нерешенных задач. В стране сложилось несоответствие структуры ВПО актуальным и перспективным потребностям современного российского рынка труда. Произошло смещение структуры профессионального образования в пользу высшей школы.
С начала 90-х годов число вузов в Российской Федерации возросло в два раза, численность студентов – в 2,6 раза. Это привело к «перепроизводству» специалистов с высшим образованием в области менеджмента, юриспруденции, экономики. Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случае усугубили проблемы трудоустройства выпускников вузов, особенно коммерческого сектора профессионального образования.
Сегодня около 834 тыс. человек (37,9%), окончивших образовательные учреждения, являются безработными. В то же время возникла нехватка высококвалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей технического профиля.
Другой задачей, стоящей перед высшим образованием страны, является повышение качества профессиональной подготовки специалистов. Участники круглого стола по теме «Взаимодействие бизнеса и образования в реализации приоритетного национального проекта», проведенного по инициативе Комитета государственной думы по образованию и науке в г. Санкт-Петербурге 10 марта 2006 года, отметили: «…в конце 80-х и в течение 90-х годов ХХ века произошло существенное снижение качества и конкурентоспособности образовательного и исследовательского процесса в высшей школе России и, как следствие, снижение качества подготовленных специалистов – выпускников вузов. В настоящее время это приводит к потере авторитета российской образовательной системы, переизбытку на рынке труда невостребованных дипломированных специалистов, острой потребности бизнес - сообщества в современных кадрах менеджеров и системных управленцев» [1, с. 58].
Руководители предприятий и фирм также отмечают низкий уровень подготовки специалистов. Они оценили профессиональные знания выпускников последних лет в пределах 3,5-3,8 баллов [5, с. 36]. Приблизительно каждый четвертый из молодых специалистов с высшим образованием, по их мнению, нуждается в дополнительном образовании [5, с. 40].
Бизнес и образование
Статистика показала, что 29% предприятий ведут свою образовательную деятельность (имеют свои курсы, колледжи, вузы). При отсутствии собственной системы переподготовки работодатели предпочитают посылать своих специалистов доучиваться не в вузы, а на другие предприятия.
Показательна в этом отношении практикуемая сейчас процедура приема молодых специалистов на работу. Наличие диплома о высшем образовании и стажа по специальности рассматриваются лишь как «формальные» признаки профессионализма. На большинстве предприятий и организаций практикуются личное собеседование руководителя с кандидатом на должность, тестирование и испытательный срок. Вывод очевиден: «Если бы диплом или сертификат позволял работодателям получать необходимые представления о качестве профобразования кандидатов, то вряд ли были бы распространены в такой мере внутрифирменные способы оценки посредством тестирования или испытательного срока при найме работников» [5, с. 19].
Следующая проблема – низкий уровень оплаты труда специалистов в ряде отраслей. Это приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.
Реализация инвестиционных и инновационных проектов, развитие отраслей экономики и реализация национального проекта в области образования требуют в настоящее время скоординированных действий со стороны государства, высшей школы и бизнес-сообщества. «Российский бизнес сегодня, ‑ отметили участники круглого стола в Санкт-Петербурге, ‑ должен проявить социальную ответственность именно в сфере образования» [1, с. 65]. Усилия бизнеса, как представляется, должны быть направлены на участие в разработке и осуществлении адресных проектов, включающих в себя профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации специалистов с высшим образованием.
Трудоустройство выпускников
Являясь непосредственными участниками рынка труда, работодатели более четко, чем многие государственные органы, представляет себе реальную потребность в тех или иных профессиях. Поэтому они могут определить, какие профессиональные знания и личностные качества должен сформировать вуз у своих выпускников.
Современные выпускники даже лучших российских вузов, имея хорошие теоретические знания по профессии, не умеют их применить на практике. Поэтому серьезные компании могли бы не только формировать заказы на подготовку специалистов, оплачивать их обучение, но и ежегодно приглашать на практику. Такая связь высшего образования с бизнесом, выпускников с будущими работодателями позволила бы студентам не только лучше понять принципы работы крупных деловых структур страны, но и более четко определиться в том, какие потенциальные возможности существуют для них самих.
Находясь еще на студенческой скамье, молодые люди могли бы видеть перспективы своего трудоустройства и понимать, что необходимо сделать, чтобы быть востребованными и конкурентоспособными на современном рынке труда, и что необходимо сделать, чтобы эта перспектива стала реальностью. Такой опыт в стране уже имеется.
Российское бизнес-сообщество предложило правительству параллельную реформу национального образования. Ее суть: крупные компании «втягивают» в себя нужные вузы, формируют учебные программы, для лучших студентов организуют спецкурсы, для преподавателей проводят мастер-классы и т.д. Это действительно может поднять высшее образование страны на новый качественный уровень.
Источники:
2. О развитии образования в Российской Федерации: доклад, подготовленный к заседанию Госсовета в Кремле: 24 марта 2006 г. // Официальные документы в образовании. - 2006. ‑ №14. - С.2-11.
3. Предпринимательский потенциал населения России: по результатам Global Entrepreurship Monitor // Экономическая социология: электронный журнал. Т. 8. - 2007. Март. ‑ №2. - С.112-116.
4. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. - 248с.
5. Стратегия учреждений профессионального образования: проблемы качества: информационный бюллетень. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006. – 96 с.
6. Спрос на рабочую силу – мнение работодателей: информационный бюллетень. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
Страница обновлена: 02.09.2024 в 00:04:37