инвестиционная политика в топливно-энергетическом комплексе: регионально-отраслевой аспект

Айзенберг И.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (105), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Айзенберг И.Р. инвестиционная политика в топливно-энергетическом комплексе: регионально-отраслевой аспект // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 60-63.

Аннотация:
Формирование благоприятных условий для реализации крупных инвестиционных программ осуществляется на основе общегосударственной инвестиционной политики, основным содержанием которой должен стать институтированный комплекс мер реализации капиталовложений, государственной поддержки и стимулирования инвестиций. В этом же ряду создание инвестиционного климата, благоприятного в равной степени для отечественного и иностранного капитала. При этом цели инвестиций должны соответствовать общегосударственным установкам по социально-экономическому развитию страны и регионов. Последнее представляет российскую специфику, поскольку большая по территории страна предполагает учет местных и региональных условий, их различий в ресурсном, социальном, инновационном и инвестиционном потенциалах.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, топливно-энергетический комплекс, экономика региона



Формирование благоприятных условий для реализации крупных инвестиционных программ осуществляется на основе общегосударственной инвестиционной политики, основным содержанием которой должен стать институтированный комплекс мер реализации капиталовложений, государственной поддержки и стимулирования инвестиций. В этом же ряду создание инвестиционного климата, благоприятного в равной степени для отечественного и иностранного капитала. При этом цели инвестиций должны соответствовать общегосударственным установкам по социально-экономическому развитию страны и регионов. Последнее представляет российскую специфику, поскольку большая по территории страна предполагает учет местных и региональных условий, их различий в ресурсном, социальном, инновационном и инвестиционном потенциалах.

Реализуемая в настоящее время инвестиционная политика носит в основном структурный характер, так как основным содержанием макроэкономической стратегии правительства является реструктуризация, реформирование национального хозяйства, российских предприятий на основе инновационного типа хозяйствования. По мнению ряда экономистов, главная направленность проводимых преобразований состоит в том, чтобы обеспечить предприятия новым оборудованием, побудить хозяйствующие единицы внедрять ресурсосберегающие технологии, улучшить финансово-экономические результаты хозяйственной деятельности.

Реализация структурно-инвестиционной политики предполагает учет интересов и проблем регионов. В рамках общегосударственной инвестиционной политики могут и должны разрабатываться местные программы инвестирования с целью преодоления отсталости регионов, решения социально-экономических проблем, таких как безработица, вынужденная миграция, низкий уровень доходов и т.д. При этом целесообразно согласование и сопряженность национально-государственных и региональных уровней инвестиционной политики.

Вместе с тем следует критически оценивать существующую структурно-инвестиционную политику в России, поскольку в ней слабо представлен регионально-отраслевой аспект, который в перспективе создает значительные возможности для инвестирования средств с учетом темы настоящего исследования. Более глубокий анализ содержания структурно-инвестиционной политики, реализуемой сегодня в России, позволяет выявить и ряд других недостатков.

Инвестиционная политика по реструктуризации национального хозяйства концептуально нацелена на реализацию структурных преобразований в экономике: преодоление диспропорций между секторами и отраслями, определение приоритетов в экономических подсистемах федерального и территориального уровня, последовательное свертывание устаревших производств, содействие распространению конкурентоспособных производств, развитие рыночной инфраструктуры. Однако, по мнению автора, трактовку ее принципов и целей необходимо значительно расширить.

Правительству следует, во-первых, более четко определить границы централизации инвестиционного процесса: какие приоритеты должны остаться за государством, а какие может взять на себя частный сектор; усилить роль внутренних источников накопления предприятий для финансирования их инвестиционных проектов. При этом государственные программы инвестирования должны органически дополняться усилиями частного капитала. С учетом высокой капиталоемкости топливно-энергетического комплекса это становится объективной необходимостью.

Во-вторых, необходимо использовать принцип частно-государственного партнерства при осуществлении масштабных инвестиционных программ, что позволяет реализовать на практике достижение определенного «разделения труда» между субъектами собственности на капитал.

В ходе обсуждения данной проблемы на Красноярском экономическом форуме в 2005 году представители крупных российских предпринимательских и банковских структур заявили о готовности инвестировать в различные производственные и энергетические программы Восточной Сибири до 200 миллиардов долларов. При этом в инвестиционной политике российского бизнеса четко определяется региональная направленность капиталопотоков. В то же время в существующей структурно-инвестиционной политике государства практика совместного частно-государственного предпринимательства обозначена в самых общих чертах и проводится крайне непоследовательно.

В-третьих, в структурно-инвестиционной политике в перечне решаемых задач средне- и долгосрочной перспективы практически не просматриваются проблемы развития топливно-энергетического комплекса, за исключением электроэнергетики, и то лишь в плане разработки новых и экологически чистых источников энергии.

Неустойчивое развитие экономики страны требует некоторых корректив в макроэкономической политике в целом и в инвестиционной в частности. Разработку многочисленных форм и разновидностей инвестиционной политики вряд ли можно считать целесообразной, однако внесение корректив, дополнений и специфических направлений в области привлечения капиталовложений вполне приемлемо.

В методологическом плане вполне правомерна постановка вопроса о разработке регионально-инвестиционной политики в качестве составной части инвестиционной политики государства. При этом, по нашему мнению, следует сделать несколько теоретических посылок.

1. Регионально-инвестиционная политика должна являться органической частью структурно-инвестиционной политики правительства и быть сопряжена со всеми остальными макроэкономическими программами по реструктуризации национального хозяйства России.

2. Ее необходимость обусловлена специфическими условиями развития топливно-энергетического комплекса страны, особой его значимостью для обеспечения динамичного поступательного развития экономики и национальной безопасности, реализации задач энергетической геополитики страны в международном экономическом пространстве. В то же время возможность реализации регионально-инвестиционных программ обусловлена наличием достаточных ресурсов при условии использования экономических, административных и правовых рычагов. В современной экономической литературе получил широкое распространение далеко не бесспорный тезис о недостатке (отсутствии) инвестиций в реформирование не только российского топливно-энергетического комплекса, но и всех остальных секторов национального хозяйства.


Источники:

1. Андреев С.А. Структурная перестройка производства в условиях изменения инвестиционной политики. - СПб. : Питер. 2000.
2. Арбатов А.А., Конопляник А.А., Курский А.Н. и др. Проблемы воспроизводства сырьевой базы, потребления, правового регулирования и привлечения инвестиций // Нефть России. – М.: АОЗТ «Геоинформарк», 2003.
3. Биггар Д. Развитие конкуренции в газовой промышленности // Политика в области конкуренции и реформа регулирования в газовой отрасли: Доклад на Международной научной конференции. – М. : 24-25 сентября 2001 года.
4. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: 2001.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:54:04