Активизация роли государства в развитии человеческого капитала

Шапошникова И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (108), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шапошникова И.В. Активизация роли государства в развитии человеческого капитала // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 82-86.

Аннотация:
Известно, что человечество вступило в инновационно-информационную стадию своего развития, где интеллектуальный потенциал нации становятся решающим фактором эффективного развития экономики. Сегодня нет необходимости доказывать, что это зависит от интеллектуального, образовательного и квалификационного уровня работников, непрерывного развития их творческих сил и способностей, принимающих форму человеческого капитала, который в передовых странах составляет преобладающую часть национального богатства.

Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный капитал, интеллектуальный потенциал, государственная поддержка, воспроизводство человеческого капитала, развитие человеческого капитала, национальное богатство



Известно, что человечество вступило в инновационно-информационную стадию своего развития, где интеллектуальный потенциал нации становятся решающим фактором эффективного развития экономики. Сегодня нет необходимости доказывать, что это зависит от интеллектуального, образовательного и квалификационного уровня работников, непрерывного развития их творческих сил и способностей, принимающих форму человеческого капитала, который в передовых странах составляет преобладающую часть национального богатства.

Человеческий капитал выступает в качестве определяющей составной части интеллектуального капитала, он создает базисную основу для формирования знаний, создания креативных идей и инновационных технологий, приобретения опыта. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Успешное социально-экономическое развитие любого государства зависит от конкурентоспособности интеллектуального капитала, открытости общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способности народного хозяйства продуктивно их перерабатывать. Поэтому государственное регулирование экономики наиболее развитых стран сосредоточено на расширенном воспроизводстве человеческого капитала.

В России, к сожалению, сложились не совсем благоприятные условия для воспроизводства человеческого капитала, которые связаны с низкой рождаемостью и высокой смертностью, сравнимой только со слаборазвитыми государствами, низким уровнем жизни населения, оттоком высококвалифицированных кадров за рубеж. Все это влечет за собой ухудшение человеческого капитала России на длительную перспективу, оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику.

В измерении уровня развития человеческого капитала, как известно, используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Оценка качества жизни с использованием данного индекса строится на трех базовых показателях: образование, продолжительность жизни населения (долголетие) и внутренний валовой продукт (ВВП) на душу населения (уровень жизни). По первому показателю Россия находится на хороших позициях, по двум остальным серьезно отстает. Страна, занимающая первое место в мире по уровню национального богатства на душу населения, находится лишь на 85-м месте по производству ВВП на человека, а по качеству жизни населения - на 151-ом месте.

В этой связи интерес вызывает динамика государственных расходов на сферы, которые связаны с воспроизводством человеческого капитала (табл. 1).

Таблица 1. Динамика государственных расходов на различные сферы (2000г. и 2006г.)

Статья расходов
2000 год
(млрд. руб.)
2006 год
(млрд. руб.)
Во сколько раз выросли расходы
Госуправление
26
281
11
Здравоохранение и спорт
16
144
9
Образование
3
196
6,1
Социальная политика
63
205
3,3

Из таблицы видно, что в фаворитах явно оказалась чиновничья каста, расходы на ее содержание выросли в 11 раз, рост же расходов на образование, здравоохранение и социальную политику был значительно ниже. Иначе говоря, правительству важнее иметь мощный госаппарат для укрепления вертикали власти и крепкую силовую поддержку, нежели вкладывать деньги в воспроизводство человеческого капитала. Сложившуюся ситуацию надо коренным образом менять.

Правительству Российской Федерации надо осознать, что самое перспективное направление социально-экономического развития страны – создание эффективной системы воспроизводства высококачественного человеческого капитала. Национальные проекты в области образования и здравоохранения, несомненно, будут способствовать этому, но в целом проблему не решат. Необходимо на государственном уровне разработать комплексную национальную программу формирования и развития человеческого капитала, в которой сочетались бы меры макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственные действия с местными инициативами. В ней должны сочетаться меры экономического, организационного и административно-законодательного характера.

Самыми перспективными инвестициями являются инвестиции в человека, которые связаны с рождением и воспитанием детей, образованием, профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров, здравоохранением, трудовой мобильностью.

Рождение и воспитание детей создает дополнительные условия для воспроизводства человеческого капитала в следующем поколении, родители закладывают в своих детей приобретенный опыт и знания, тем самым формируется фундамент, база для последующего развития человеческого капитала.

Образование и профессиональная подготовка, обогащая человека знаниями и умениями, увеличивают объем человеческого капитала, а охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок его службы.

Трудовая мобильность способствует переносу приложения человеческого капитала в те сферы, где цена за его использование выше. А значит, рационально используются трудовые ресурсы, снижается социальная напряженность.

К первоочередным проблемам, которые требуют безотлагательного решения на государственном уровне, следует отнести:

‑ устранение пропасти между бедными (большинство) и богатыми (меньшинство) через механизмы распределения общественных благ. Сегодня чрезмерно большая доля национального дохода изымается из экономики и тратится не на инвестиции, а на дорогостоящие удовольствия кучки миллиардеров, прожигается на заграничных курортах, в игорных домах. Эта проблема должна быть решена посредством перераспределения с помощью цивилизованных, рыночных, опробованных в других странах методов: прогрессивной шкалы подоходного налога, налога на предметы роскоши, более справедливого механизма учета и распределения природной ренты;

‑ повышение доли заработной платы в структуре ВВП с 22% до 60-70%, как это имеет место в странах с развитой экономикой. Нельзя мириться с тем, что труд российского человека стал одним из самых дешевых в мире, а его эксплуатация служит источником огромных сверхприбылей;

‑ реформирование системы оплаты труда. Необходимо ввести почасовую оплату труда, предусмотрев региональную дифференциацию и повышающие коэффициенты в зависимости от режима работы, квалификации, стажа работы. Основой экономических расчетов надо сделать не минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум, на который прожить невозможно, а социальный стандарт потребления, куда включены расходы не только на питание и предметы первой необходимости, но и на воспитание детей, содержание жилья, лечение, образование, отдых;

‑ обеспечение населения социальным жильем. Сейчас главная ставка в решении жилищного вопроса сделана на ипотечное кредитование. Однако, учитывая средний процент по ипотечному кредиту, который сегодня составляет 12%, и некоторые другие аспекты самого алгоритма ипотеки, следует признать, что она на сегодняшний день доступна не более 7% россиян. Необходимо создать государственную строительную компанию, которая за бюджетные деньги будет строить жилые дома, квартиры в которых будут сдаваться в социальный наем;

‑ обеспечение достойного государственного финансирования тех отраслей и сфер народного хозяйства, которые связаны с воспроизводством качественного человеческого капитала;

‑ повышение ответственности хозяйствующих субъектов за формирование и развитие человеческого капитала.

Осуществление государственной политики в области формирования и развития человеческого капитала предполагает закрепление в народном хозяйстве концепции первостепенной ценности человеческого созидательного потенциала, обеспечение приоритета социальных факторов роста.


Источники:

1. Корчагин Ю.А.Современная экономика России. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 544 с.
2. Власова О. Человеческий потенциал // Эксперт. – 2003. ‑ №46. – С. 93.
3. Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации. // Вопросы экономики. – 2004. ‑ №5. – С. 85.
4. Социально-экономические проблемы формирования и расширенного воспроизводства интеллектуального капитала в современной России: Материалы международной научно-практической конференции, 10 ноября 2006 г. – М.: РГСУ, 2007. – 256 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:48:24