Особенности применения интегрированного траста в региональных корпоративных образованиях

Капитунова О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Как показывает мировой опыт развития корпоративных структур, одним из важнейших направлений их создания является разработка, так называемой, схемы «переплетения капиталов». От этого направления, по мнению автора, во многом зависит успех функционирования создаваемой группы организаций, или коллективных образований.

Ключевые слова: корпоративные образования, группа организаций, интегрированный траст



Как показывает мировой опыт развития корпоративных структур, одним из важнейших направлений их создания является разработка, так называемой, схемы «переплетения капиталов». От этого направления, по мнению автора, во многом зависит успех функционирования создаваемой группы организаций, или коллективных образований.

В качестве схемы «переплетения капиталов» нами предлагается трастовый способ взаимодействия капиталов внутри группы. Это обосновано спецификой построения региональных корпоративных образований. Предположим, если интегрированная структура создается по принципу «партнерство», предполагающему определенную схему взаимодействия капиталов внутри группы, то результатом объединения станет обеспечение относительной независимости участников внутри ее.

Необходимо отметить, что в настоящее время практически отсутствуют разработки по трастовым схемам внутри создаваемых региональных корпоративных образований. Однако их значение очень велико, поскольку от эффективного управления собственностью группы зависит успешное функционирование интегрированных структур.

Трастовая схема позволит составить основу развития, так называемой, схемы переплетения капиталов, от которой в целом зависит сращивание и перекрестное владение средствами группы. Это, по мнению автора, является одной из важных основ успешного развития корпоративного образования. Введение представленной трастовой схемы позволит в полной мере произвести аккумулирование как материальных, так и нематериальных средств. Их соединение необходимо для решения важных проблем развития предприятий, поскольку создание единой материальной базы способствует более мобильному управлению, что является залогом успешного развития группы в целом.

Необходимо отметить, что внедрение траста дает возможность реализовать главный принцип создания группы: аккумулирование различных потенциалов финансового, научно-технического и торгового капитала. Трастовая схема управления капиталом группы в данном случае будет являться инструментом для его реализации.

Внедрение трастовой схемы позволит в большей мере реализовывать научно-технический потенциал группы и способствовать внедрению инноваций в производство. Особое внимание автор обращает на тот факт, что именно применение интегрированного траста в рамках создаваемых корпоративных структур позволяет дать дополнительный синергический эффект.

Использование трастовых схем при построении региональных корпоративных образований является одним из перспективных направлений их успешного функционирования. Однако в случае применения траста должны учитываться его особенности при создании групп интегрированного типа.

Автор выделяет следующие особенности трастовых схем, которые рекомендуется учитывать при использовании в интегрированных структурах:

Во-первых, при формировании трастовой схемы необходимо учитывать тот факт, что в качестве собственников имущества выступает не одно лицо, как это наиболее распространено при обычном виде траста, а десятки хозяйствующих субъектов. С экономической точки зрения нам представляется целесообразным объединить их по группам согласно видам деятельности. На основании этого можно сформировать организационную схему, включающую в себя ряд блоков – производственный, финансовый, информационный, торговый и научный. Это приведет к минимизации временных характеристик при создании финансово-промышленной группы и совокупных затрат на заключение договоров о совместной деятельности. Заключение договоров с каждым хозяйствующим субъектом, с нашей точки зрения, является неэффективным, поскольку для объединения капиталов формируется единый договор о совместной деятельности.

Во-вторых, в качестве особенностей траста необходимо особо выделить тот факт, что именно при формировании региональных интегрированных групп создаются все предпосылки для развития так называемого научно-технического траста, предлагаемого для развития в общероссийской системе научно-исследовательских институтов. Его использование в данной системе позволит научно-исследовательским институтам получить дополнительные источники финансирования своей деятельности. Кроме того, применение научно-технического траста будет способствовать внедрению инноваций в производственную деятельность.

В-третьих, в рамках интегрированных образований получает свое наибольшее распространение определяемый нами интегрированный траст.

Проведенный анализ показывает, что наиболее благоприятные предпосылки для развития интегрированный траст имеет при формировании финансово-промышленных групп, построенных по горизонтальному типу.

Таким образом, процесс создания и успешного функционирования корпоративных структур, наряду с другими факторами, во многом зависит от эффективного построения организационной структуры интегрированного образования. При этом при их формировании необходимо учитывать особенности их построения, к которым целесообразно отнести:

1. Форму построения интегрированного образования;

2. Разграничение функций управления;

3. Схему переплетения капиталов.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что процесс построения организационной структуры группы является сложным и многогранным по своему содержанию. От его эффективной реализации, и, в большей степени, от учета его особенностей зависит успешное функционирование создаваемых региональных корпоративных структур.


Источники:

1. Гражданский кодекс РФ. – М.: [б.и.], 2001.
2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 1456 с.
3. Федеральный Закон «О финансово-промышленных группах» № 190 ФЗ от 30.11.1995.
4. Гальперин С.Б. и др. Экономическое обоснование и оценка эффективности проектов создания корпоративных структур. - М.: Новый век, 2001. – 56 с.
5. Гальперин С.Б. и др. Механизм анализа и прогноза деятельности корпоративных структур. – М.: Новый век, 2001. – 60 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:34:29