Организационно-экономическая модель специализированных посреднических фирм в организации товародвижения
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Развитие хозяйственных связей в промышленности России характеризуется тем, что основной акцент переносится с управления себестоимостью производства на управление цепочками поставок. Основным звеном здесь является посредническая транспортная организация, связанная с организацией процесса отправления и получения груза, а также выполнением других видов работ.
Ключевые слова: логистика, управление цепями поставок, посредническая деятельность, товародвижение, транспортные организации
Развитие хозяйственных связей в промышленности России характеризуется тем, что основной акцент переносится с управления себестоимостью производства на управление цепочками поставок. Основным звеном здесь является посредническая транспортная организация, связанная с организацией процесса отправления и получения груза, а также выполнением других видов работ.
Предпринимательская деятельность в цепочке управления поставками реализуется в организационно-экономической модели работы транспортно-экспедиционной компании (ТЭК). Эта модель включает финансовые и бухгалтерские стандарты работы, определение размера и направлений инвестиций, а также ценообразование на услуги компании.
Каждое производственное предприятие есть не что иное, как звено товародвижения. Поэтому одной из важнейших задач предпринимательской деятельности является организация хозяйственных связей субъектов рынка в условиях расширения ассортимента и массы продуктов/товаров, представляющих материальные потоки, которые перемещаются от производителей через оптовых и розничных продавцов к покупателям. Такие материальные потоки образуют систему цепочек поставок продукции/товаров [2].
Цепочка поставок – это взаимосвязанная система отношений между поставщиками материалов и услуг, охватывающая весь цикл трансформации материальных ресурсов из исходного сырья в конечные продукты и слуги, а также доставку этих продуктов и услуг конечному потребителю [1].
Стабильность цепочкам поставок придают специализированные компании, которые образуют составную часть инфраструктуры хозяйственных связей и используют принципы и методы логистики, маркетинга и финансового менеджмента для создания эффективной инфраструктуры товародвижения. Такие фирмы можно охарактеризовать, как посреднические фирмы, деятельность которых базируется на процессе физического товародвижения. При этом они могут обладать правом собственности на товар (дилеры, дистрибьюторы) или не иметь такого права (поверенные, комиссионеры, агенты) [3]. В любом случае издержки специализированной посреднической фирмы содержатся в составе логистических издержек.
Как координатор, специализированная посредническая фирма выполняет не только логистические операции, но и контролирует их выполнение, отслеживает процесс продвижения товара по заданному маршруту, включая пересечение государственных и таможенных границ и следование по зарубежной территории вплоть до конечного пункта.
Одним из ведущих специализированных посредников в товародвижении выступают транспортно-экспедиционные компании. Транспорт имеет дело с реальными материальными ресурсами и товарами, которые, находясь на временной ответственности транспорта (перевозчика), приобретает форму груза – как объекта перемещения выполнения погрузочно-разгрузочных работ, экспедирование и других операций грузопереработки.
Следует отметить, что в западных странах многие транспортно-экспедиторские фирмы называют себя логистическими или компаниями физического распределения (КФР), отражая по форме и по существу современную практику транспортного обслуживания(4).
Особое место в организации товародвижения занимают компании-заказчики малого и среднего бизнеса. Этот сегмент рынка услуг транспортного экспедирования растет быстрыми темпами. Главной проблемой, с которой сталкиваются сегодня ТЭК, обслуживающие малый и средний бизнес – высокая изменчивость направлений его товарных потоков, состав сборных грузов и т.п. В результате отсутствия корпоративных стандартов обслуживания малого и среднего бизнеса, ТЭК теряют потенциальных клиентов «на входе», а также не могут удержать клиента, сделав его постоянным заказчиком своих транспортно-экспедиционных услуг.
Решить эту задачу можно, разработав организационно-экономическую модель работы ТЭК с малым и средним бизнесом. Эта модель включает два направления совершенствования организационно-экономической модели ТЭК: финансовое планирование и центр клиентского обслуживания.
В блоке «Финансовое планирование» предполагается:
‑ провести группировку выручки за одну перевозку по категориям выручки (до 30 т. р.; от 30 т. р. до 60; от 60 т. р. до 90) на основе опыта действующих компаний;
‑ определить цену каждой категории перевозки как среднюю между минимальным и максимальным значением;
‑ спланировать среднемесячные затраты (на зарплату, расходы на рекламу и др.);
‑ сформулировать модель налоговых отчислений;
‑ рассчитать рентабельность деятельности;
‑ разработать план поступления инвестиций;
‑ провести расчет безубыточности деятельности.
Также предлагается выделение центров финансовой ответственности, определение мест формирования доходов и затрат. Целью бюджетного процесса в ТЭК является организация единой системы планирования, контроля и анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также построение такой системы управления, которая основывается в принятии управленческих решений на соответствующих бюджетах. Бюджетный процесс основывается на выделении центров финансовой ответственности (ЦФО), под которым понимается подразделение, полностью отвечающее за величину, целесообразность и экономическую обоснованность затрат (доходов). Для реализации бюджетного процесса ТЭК на основе ЦФО необходимо решить следующие задачи:
‑ разграничить права и обязанности всех участников процесса финансового планирования;
‑ закрепить руководителей за центрами финансовой ответственности;
‑ обеспечить единообразие форм учетной и отчетной информации, а также сроков ее предоставления;
‑ ввести ответственность руководителей ЦФО за неисполнение или ненадлежащие исполнение финансовых планов.
Главной особенностью взаимодействия ТЭК с грузоотправителями и грузополучателями является значительное число контактов, которые требуют постоянного контроля. Поэтому ТЭК должна быть клиенториентированной.
Клиенториентированная компания – это персонализированное взаимодействие с клиентом, в большой степени технологичное, выведенное на уровень корпоративных регламентов, основанное, прежде всего, на систематизированной информации, полученной от клиентов, и на стремлении формировать «долгосрочную», лояльную клиентскую базу.
Основным направлением создания клиентоориентированной компании является создание Центра клиентского обслуживания (ЦКО). Его роль состоит в накоплении детальной информации о клиентах, что помогает выявить разные их категории и выстраивать с ними четкое взаимодействие. Кроме того, ЦКО является хорошим помощником для руководителя в решении сложных ситуаций как внутри отдела, так и за пределами компании.
Сотрудники отдела продаж, непосредственно общаясь с клиентами, накапливают информацию о них и параллельно фиксируют все этапы проделанной работы. Собственно, благодаря этому процесс продаж становится более управляемым: есть, что анализировать и в чем выявлять слабые места.
Чтобы начать формирование клиенториентированной компании, необходимо сосредоточиться на таких ключевых моментах, как изменение менталитета, отношения у сотрудников, отлаженность процессов обслуживания, создание единых информационных потоков.
Предлагаемая методика построения организационного и экономического механизмов деятельности специализированной посреднической фирмы в сфере товародвижения позволит повысить эффективность управления цепочками поставок.
Источники:
2. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. // Под ред. проф. В.И.Сергеева. – М.: Инфра-М, 2004. – 976 с.
3. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика: Учебник для ВУЗов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. ‑ 272 с.
4. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. - М.: Инфра-М, 1999. ‑ 270 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:36:32