Государственная поддержка развития животноводства в Российской Федерации

Пикалова М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пикалова М.А. Государственная поддержка развития животноводства в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 53-56.

Аннотация:
Животноводческая отрасль, к сожалению, до сих пор находится в состоянии кризиса и не способна не только осуществлять экспортные поставки, но и обеспечивать сырьем отечественные перерабатывающие предприятия. Одной из главных причин такого состояния стал массированный импорт молока и мяса.

Ключевые слова: государственная поддержка, животноводство, скотоводство, животноводческая отрасль



Животноводческая отрасль, к сожалению, до сих пор находится в состоянии кризиса и не способна не только осуществлять экспортные поставки, но и обеспечивать сырьем отечественные перерабатывающие предприятия. Одной из главных причин такого состояния стал массированный импорт молока и мяса.

В соответствии с данными таможенной статистики, в 2005 г. в Россию поступило по импорту 2950 тыс. т мяса и мясопродуктов, или в 1,1 раза больше, чем в 2004 г. Импорт молока и молокопродуктов в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился на 5%, составив 6613 тыс. т [2].

Для того чтобы регулировать объем импорта, правительством РФ на основании ряда постановлений о защитных мерах в сельском хозяйстве в апреле 2003 г. были введены квоты сроком на три года [1]. После введения квотирования импорта наметилась тенденция к существенному снижению доли импортного мяса в общем потреблении мясной продукции. Но в I полугодии 2006 г. объем импорта вырос на 29,5%, что свидетельствует о недостаточности мер внешнеторгового регулирования и поддержки внутреннего производителя.

В России в настоящее время имеет место адресная система распределения квот по отдельно взятым странам, что не является лучшим способом защиты отечественного товаропроизводителя и внутреннего рынка от возможного экономического ущерба, так как создает потенциальные возможности импортерам для повышения цен на поставляемую продукцию. Кроме того, ограничиваются возможности отечественных покупателей в выборе зарубежных поставщиков. Введение квот – это эффективная мера, но ее недостаточно, она должна применяться в комплексе с эффективной программой поддержки сельхозпроизводителей.

За 11 месяцев 2006 г. 1159 участников приоритетного национального проекта «Развитие АПК» получили кредитные ресурсы на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов на сумму свыше 45,9 млрд. руб. В регионы из федерального бюджета перечислено около 1230 млн. руб. на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитом, или 41 % от лимита [3].

Основными банками-участниками нацпроекта являются Россельхозбанк (57% от общего количества заключенных кредитных договоров и 32% от объема кредитных ресурсов) и Сбербанк (31 и 41% соответственно). В рамках проекта участвуют и другие финансовые структуры. Так, ОАО «Росагролизинг» закупил 52 тыс. голов племенных животных, из них поставлено в хозяйства более 40 тыс. голов. Заключены договоры на поставку оборудования для оснащения 185 тыс. скотомест, оно закуплено для 65 тыс. скотомест на сумму 784,6 млн. руб., из которых 80,7% отправлено в Республику Татарстан [3].

В 2006 г. государственная поддержка племенного скотоводства составила 745 млн. руб., или 100% к годовому лимиту.

В результате осуществления приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в январе-ноябре 2006 г. реализация скота и птицы на убой в живой массе в хозяйствах всех категорий составила 6736 тыс. т, что на 4,1% больше, чем за соответствующий период 2005 г. В хозяйствах всех категорий за этот период молока произведено 29,2 млн. т, или 100,2% к соответствующему уровню 2005 г. Средний надой молока на одну корову вырос на 8,2%, и достиг 3336 кг [3].

За 11 месяцев 2006 г. не удалось приостановить сокращение поголовья крупного рогатого скота, численность которого уменьшилась до 10,5 млн. голов (95,6% к соответствующей дате 2005 г.). Поголовье свиней составило 8,3 млн. (115%), овец и коз – 4,2 млн. (98,4%), птицы – 256 млн. (107%).

Как известно, запланированные в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» меры по поддержке отрасли – расширение доступности кредитных ресурсов, повышение генетического потенциала разводимых животных, снижение или отмена ввозных пошлин на оборудование для животноводства – призваны заложить основы для полноценных преобразований. Однако эти меры не могут и не должны заменить собой приход в отрасль масштабных инвестиций, специализированных мер господдержки, эффективных механизмов регулирования.

Поддержка со стороны государства должна стать не формальным «обозначением приоритетов», а действенным фактором структурных преобразований – по крайней мере, до тех пор, пока в животноводческий комплекс не начнет поступать избыточный поток частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Основными концептуальными элементами программы развития животноводческого комплекса России должны стать следующие положения:

‑ всесторонняя государственная поддержка селекционно-племенных центров и высокотехнологичных откормочных комплексов и птицефабрик путем реконструкции существующих и создания новых мощностей;

‑ создание в зерноизбыточных регионах сверхкрупных откормочных комплексов по откорму свиней и крупного рогатого скота;

‑ развитие кормовой базы животноводства;

‑ поддержка производства молока и мяса в личных и фермерских хозяйствах;

‑ дополнительные меры по устойчивому развитию сельских территорий, формирование социально-экономических предпосылок для прекращения оттока и сокращения численности трудоспособного сельского населения;

‑ государственная поддержка потребления молочных и мясных продуктов на уровне медицинского минимума для детей, школьников и др.;

‑ создание благоприятных условий для привлечения в сектор частного капитала.

Основным количественным индикатором предлагаемой программы должно стать обеспечение к 2010 г. чистого прироста производства мяса всех видов на 1,91 млн. т. Этот прирост позволит восстановить утраченные с начала 1990-х годов позиции, стабилизировать импорт, добиться повышения среднедушевого потребления мяса с 51,6 кг до 65 кг в год.

В качестве возможных мер повышения инвестиционной привлекательности отрасли предлагается следующее.

‑ увеличить срок предоставления областных государственных гарантий по инвестиционным проектам в рамках нацпроекта до срока их реализации, т.е. с 2 до 8 лет, привлекая коммерческие банки к участию в проектах, отобранных по конкурсу.

‑ для стимулирования формирования холдинговых объединений предлагается снизить налогооблагаемую прибыль на суммы, которые предприятие тратит на расширение и технологическую модернизацию своих сырьевых зон;

‑ развивать сельскохозяйственное машиностроение, повышать инвестиционную привлекательность предприятий этой отрасли. В связи с этим предлагается восстановить льготы по налогу на прибыль предприятиям машиностроения, которые инвестируют ее в развитие и обновление собственного производства на качественно новом технологическом уровне;

‑ в целях повышения доходности и интенсификации отрасли животноводства, сохранения поголовья скота, необходимо рассмотреть возможность предоставления субсидий на компенсацию части расходов на содержание поголовья продуктивных животных;

‑ продолжать политику долгосрочного прогнозирования цен и тарифов на перевозки, электроэнергию, газ и горюче-смазочные материалы;

‑ бюджетное возмещение части затрат на приобретение племенного материала для улучшения генофонда поголовья скота.

Реализация целевой программы позволит добиться решительного преодоления существующего на сегодняшний день депрессивного состояния животноводческого сектора России путем опережающего развития наиболее конкурентоспособных производств и стабилизации положения в наиболее массовых и товарно-значимых укладах. Будут заложены основы для устойчивого и конкурентоспособного роста отечественного производства молока и мяса, обеспечения должного уровня продовольственной безопасности государства, замедления и постепенного преодоления процессов сокращения трудоспособной части сельского населения и депопуляции сельских территорий.


Источники:

1. Ефимов П.Л. Влияние конъюнктуры международного рынка продукции животноводства на систему регулирования внешней торговли в РФ. // Международная экономика. – 2007. ‑ №2. – С.23-27.
2. Основные показатели сельского хозяйства России в 2005 году (информация Росстата) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2006. ‑ №5. – С.16-17.
3. Сельское хозяйство Российской Федерации в 2006 году (статистический обзор) // Экономика сельского хозяйства России. – 2007. ‑ №1. – С.42-43.

Страница обновлена: 08.08.2024 в 13:18:02