Формирование системы выравнивания ресурсного обеспечения развития территориальных социально-экономических систем
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Существенные различия состояния российских муниципальных образований обусловили необходимость исследования их как сложной территориальной социально-экономической системы, характеризующейся определенной совокупностью структурных элементов и связей между ними. Данная система, вступая во взаимодействие с внешней средой, образует с ней единое экономическое пространство и распределяет ограниченные ресурсы в соответствии с иерархией целей и задач своего функционирования.
Ключевые слова: ресурсное обеспечение, экономика региона, социально-экономическая система
Существенные различия состояния российских муниципальных образований обусловили необходимость исследования их как сложной территориальной социально-экономической системы, характеризующейся определенной совокупностью структурных элементов и связей между ними. Данная система, вступая во взаимодействие с внешней средой, образует с ней единое экономическое пространство и распределяет ограниченные ресурсы в соответствии с иерархией целей и задач своего функционирования.
Наиболее важной объективной характеристикой территориальной системы является ее целенаправленность, основная цель которой заключается в наиболее полном удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей населения в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами морали.
Для исследования функциональной структуры территориальных образований целесообразно использовать подход, в соответствии с которым сущность муниципального образования как сложной социально-экономической системы раскрывается через совокупность, структуру и задачи его подсистем: экономической; социальной; бюджетной; кадровой; экологической; правовой; управленческо-информационной [5].
Значительная, имеющая тенденцию к углублению, дифференциация муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, обуславливает объективную необходимость в регулировании процессов муниципального развития со стороны субфедеральных органов власти. В то же время, в процессе регулирования муниципального развития возникает проблема перераспределения, сформулированная в рамках классической экономической теории – дилемма социальной справедливости и экономической эффективности, которая в данном приложении имеет вид обратной зависимости между объемом перераспределяемых между территориями ресурсов и стимулами муниципальных властей к наращиванию собственных доходов [2].
В этой связи ключевой задачей, которую должна решать система регулирования территориального развития, является достижение оптимума между равномерностью развития территорий и экономической эффективностью использования перераспределяемых средств. Необходимо выделить следующие требования к системе ресурсного обеспечения развития хозяйственного комплекса:
‑ необходимость обеспечения прав всех граждан на пользование стандартным набором услуг, гарантированных на соответствующей территории;
‑ направленность на создание в долгосрочной перспективе условий для выхода территории, являющейся реципиентом в ресурсном перераспределении, на уровень самообеспечения;
‑ создание условий для реализации единой социально-экономической политики реализуемой федеральным центром;
‑ функциональная полнота, т.е. система должна обеспечивать четкое разграничение по уровням субъекта территориального менеджмента его процессных функций – администрирования, регулирования и финансирования.
На основании этого целесообразной является следующая структура системы ресурсного обеспечения управления территориальным развитием в субъекте РФ (рис. 1).
При этом предлагается распределение процессных функций по уровням её управляющей подсистемы (таб. 1).
Таблица 1. Распределение процессных функций по уровням субъекта регионального менеджмента
Направления распределения ресурсов
|
Процессные функции
| ||
Администрирование
(объект воздействия) |
Регулирование
(субъект воздействия) |
Финансирование
(источники) | |
Выравнивающее
|
муниципалитет
|
муниципалитет
|
субъект РФ
|
Стимулирующее
|
муниципалитет
|
муниципалитет
|
субъект РФ
|
Инвестиционное
|
муниципалитет
|
субъект РФ
|
субъект РФ
|
Регулятивное
|
муниципалитет
|
субъект РФ
|
субъект РФ
|
Администрирование представляет собой непрерывный целенаправленный процесс, включающий совокупность взаимосвязанных функций, процедур, операций и методов, направленных на оказание мотивирующих воздействий на муниципалитеты.
Регулирование рассматривается как деятельность органов власти по нивелированию вертикальных и горизонтальных дисбалансов местных бюджетов с помощью соответствующего набора инструментов.
В рамках «выравнивающего» направления происходит перераспределение финансовых ресурсов из бюджета субъекта РФ в целях обеспечения единого стандарта доступа к бюджетным услугам на всей территории региона. Институциональное закрепление данного направления осуществляется в виде создаваемого в региональном бюджете регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов. Последний создается за счет средств субъекта РФ, его объем, а также распределение дотаций из фонда между муниципальными районами утверждаются региональным законодательством.
Для определения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов в будущем году целесообразно использовать подход факторного прогнозирования. Он предполагает выделение факторов, детерминирующих траекторию развития исследуемого объекта на основе корреляционного анализа, выявление зависимости динамики объекта и детерминирующих факторов с построением регрессионного уравнения, получения прогнозного значения интересующей величины на основе прогнозных значений детерминирующих факторов.
Суммарные бюджетные расходы муниципальных районов рассчитываются как сумма нормативных затрат по следующим разделам и подразделам бюджетной классификации (за исключением расходов на выполнение государственных полномочий и полномочий поселений): общегосударственные вопросы, национальная экономика, ЖКХ, образование, культура, кинематография и СМИ, здравоохранение и спорт, социальная политика. После определения номинального объема расходов бюджета, учитываемых при соотнесении уровней бюджетной обеспеченности, проводится их корректировка.
В рамках второго направления – стимулирующего выравнивания – ключевой задачей является мотивация местных органов власти к наращиванию налогового потенциала на собственной территории и формированию, таким образом, условий для будущего наращивания уровня бюджетной обеспеченности. В качестве институционального закрепления данной формы выравнивания может выступить создаваемый в структуре бюджета субъекта РФ фонд стимулирования бюджетных капиталовложений, за счет которого предполагается софинансирование капиталовложений госучреждений и муниципальных предприятий.
В рамках третьего направления – инвестиционного – необходим расчет средств, подлежащих перечислению муниципальному образованию из создаваемого в бюджете для этих целей Фонда региональных инвестиций. Из его средств предполагается выделение субсидий на инвестиционные цели местным хозяйствующим субъектам.
Целью четвертого – регулятивного – направления ресурсного обеспечения является расчет влияния размера финансовой помощи на объем и состав бюджетных услуг, предоставляемых населению на территории муниципальных образований. Институциональной формой его закрепления могут стать региональные Фонд софинансирования социальных расходов и Фонд компенсаций. Порядок формирования и расходования средств данных фондов, применяемый в настоящее время на федеральном уровне, представляется адекватным стоящим перед ними целям и может быть воспроизведен на уровне субъектов РФ.
Предложенная система прогнозирования и выравнивания ресурсного обеспечения развития локального хозяйственного комплекса позволяет решить проблему противоречия эффективности работы органов местного самоуправления и создать благоприятные условия для обеспечения расширенного воспроизводства в регионе.
Источники:
2. Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. - 240 с.
3. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. Иванова В.В., Коробовой А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 392 с.
4. Парахина В.Н., Феодосиади Е.А. Особенности антикризисного управления муниципальными образованиями. Монография. – Георгиевск, 2003. - 198 с.
5. Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. - М.: Новый век, 2002. – 364 с.
Страница обновлена: 13.11.2024 в 00:40:23