Использование инструментов контроллинга в стратегическом управлении промышленным предприятием
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В науке об управлении предприятие рассматривается как сложная открытая система. Наличие обратной связи с внешней средой и способность адаптироваться к ее изменениям являются обязательными условиями успешной работы предприятия.
Ключевые слова: промышленные предприятия, контроллинг, стратегическое управление
В науке об управлении предприятие рассматривается как сложная открытая система. Наличие обратной связи с внешней средой и способность адаптироваться к ее изменениям являются обязательными условиями успешной работы предприятия.
Поиск путей и методов, которые позволят отслеживать движение предприятия к намеченной стратегической цели своего развития и при различных отклонениях своевременно принимать необходимые управленческие решения является злободневной проблемой для многих предприятий России.
При решении данной проблемы предлагается использовать инструменты контроллинга, а именно: метод анализа разрыва и метод сценариев, которые помогают специалистам в наиболее раннем нахождении будущих «узких мест» экономического роста предприятия. Система контроллинга особенно эффективна на предприятиях с высоким уровнем диверсификации, занятых одновременно производством, реализацией и продажей различных изделий, работ, услуг [2].
Чтобы доказать практическую значимость рекомендуемых подходов, автором исследована деятельность трех промышленных предприятий Нижегородского региона: ОАО «Ритм», ОАО «Инвест» и ОАО « Альфа-Риданс» [1]. На основе проведенного анализа деятельности данных компаний доказано, что в ближайшие пять лет выручка от реализации продукции не будет удовлетворять собственников. Поэтому возникает вопрос: насколько эффективна разработанная стратегия развития на данных предприятиях?
Эффективность стратегии определяется разрывом между стратегическим планом и реальными возможностями предприятия [4]. Определение возникшего разрыва предполагает разработку новой стратегии или модификацию старой, чтобы можно было достичь долгосрочных целей. Для этого разрабатывается сценарий развития предприятия на ближайшие годы. Под сценарием понимают описание мыслимой будущей ситуации, в которой окажется предприятие, а также путей развития, ведущих к этой ситуации. Понятие сценария было дано в 1960 г. футорологом X. Каном при разработке прогнозов при решении стратегических задач в военной области [1].
В процессе проведенного исследования были выявлены рассогласования между запланированной и фактической траекторией развития предприятия. В результате предприятиям было рекомендовано ликвидировать возникший разрыв между желаемыми и ожидаемыми показателями за счет разработки новых видов изделий, расширения и усовершенствования сервисного обслуживания потребителей продукции. Если компания за счет центров сервиса хочет действовать на рынке более эффективно, ей необходимо знать, как внутренние и внешние факторы влияют на потребительский спрос.
Для ликвидации возникшего разрыва предприятиям было рекомендовано разработать два сценария экономического роста:
− ожидаемый сценарий, предусматривающий устойчивую стабильность на основе достигнутых показателей;
− инновационный сценарий [3].
Вероятность наступления того или иного варианта сценария определяли экспертным путем (при этом использовано мнение 6-9 реципиентов).
Особым направлением анализа вариантов сценария развития является их проверка применительно к факторам риска – возможным в будущем экстремальным ситуациям, которые способны возникнуть во внешней и внутренней среде.
Анализ деятельности рассматриваемых предприятий показал, что следует уделять особое внимание нефинансовым показателям. К ним рекомендуется относить критерий качества разработки показателей сценария. Установлено, что необходимо использовать нефинансовые показатели во взаимосвязи с традиционными финансовыми показателями.
В качестве критерия качества разработки показателей сценариев рекомендуется использовать степень адекватности теоретической модели сценарного показателя ожидаемым (фактическим) данным, определяемую коэффициентом К. Значение коэффициента возрастает с увеличением временного периода. Для исследуемого горизонта предполагаемого будущего состояния предприятий через 5 лет его отклонение от заданного не должно превышать ±15%. Если ожидаемый показатель будет больше желаемого, следует увеличить число учитываемых факторов.
Критерий качества разработки показателей сценариев рекомендуется определять на основе формулы (1), используя при этом темповые показатели предприятий (табл. 1):
Таблица 1
Критерии качества разработки показателей сценарного развития предприятий
Критерии качества показателей, %
|
2007 г.
|
2008-2010 г.
|
2011 г. к 2006 г.
|
ОАО «Ритм»
| |||
К(Выручка от продажи)
|
-1,6
|
-4,2
|
-3,4
|
К(Рост объема продаж за счет сервисных центров)
|
-2,3
|
-1,2
|
-4,6
|
К(Рост объема продаж
за счет новых видов продукции) |
-0,4
|
-1,0
|
-2,7
|
ОАО «Инвест»
| |||
К(Выручка от продажи)
|
-1,2
|
-2,9
|
-14,8
|
К(Рост объема продаж за счет сервисных центров)
|
-1,3
|
-1,2
|
-4,7
|
К(Рост объема продаж за счет новых видов продукции)
|
-1,0
|
-1,0
|
-4,8
|
ОАО «Альфа-Риданс»
| |||
К(Выручка от продажи)
|
-2,3
|
-3,4
|
-9,9
|
К(Рост объема продаж за счет сервисных центров)
|
-1,8
|
-2,3
|
-8,4
|
К(Рост объема продаж за счет новых видов продукции)
|
-1,6
|
-1,6
|
-5,9
|
Все показатели сценарного развития предприятий находятся в допустимых пределах (не более ±15%). Уровень качества разработки показателей сценарного развития ОАО «Ритм» наиболее высок, так как отклонения от прогнозных величин в перспективе – минимальные.
При проведении анализа деятельности предприятия необходимо помнить, что важность различных показателей и факторов для предприятий неодинакова. Для ОАО «Ритм» и ОАО «Альфа-Риданс» приоритетным направлением в стратегической перспективе будет разработка новых видов продукции, для ОАО «Инвест» ‑ развитие сервисного обслуживания.
Таким образом, сложно выполнять проекты и добиваться реальных практических результатов на предприятиях, не имеющих формализованной и последовательно выполняющейся бизнес-стратегии. Ориентируясь на традиционно использовавшиеся индикаторы, по которым оценивают эффективность деятельности организации, невозможно определить причину ухудшения финансовых показателей. В оптимальной стратегии обязательно должно быть отмечено, как и за счет чего предполагается достигнуть желаемого состояния в будущем.
Рекомендуемые подходы использования инструментов контроллинга позволяют сконцентрировать и скоординировать практические усилия руководителей и управленческого персонала в решении вопроса оптимизации управления предприятием, значительно повысить эффективность его деятельности в условиях рынка.
_______________________________ [1] При анализе использованы данные бизнес-планов и бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.
Источники:
2. Толкач В., Данишевич С., Гавриша М. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvath Partners; Пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 269 с. - ISBN 5-9614-0234-7.
3. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л.Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 288 с. – ISBN 5-279-01737-Х.
4. Хан Д., Хунгерберг Х. ПиК. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. Л.Г.Головача, М.Л. Лукашевича и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 928 с. – ISBN 5-279-03096-1.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:33:17