Использование инструментов контроллинга в стратегическом управлении промышленным предприятием

Романова М.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Романова М.М. Использование инструментов контроллинга в стратегическом управлении промышленным предприятием // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 12. – С. 54-57.

Аннотация:
В науке об управлении предприятие рассматривается как сложная открытая система. Наличие обратной связи с внешней средой и способность адаптироваться к ее изменениям являются обязательными условиями успешной работы предприятия.

Ключевые слова: промышленные предприятия, контроллинг, стратегическое управление



В науке об управлении предприятие рассматривается как сложная открытая система. Наличие обратной связи с внешней средой и способность адаптироваться к ее изменениям являются обязательными условиями успешной работы предприятия.

Поиск путей и методов, которые позволят отслеживать движение предприятия к намеченной стратегической цели своего развития и при различных отклонениях своевременно принимать необходимые управленческие решения является злободневной проблемой для многих предприятий России.

При решении данной проблемы предлагается использовать инструменты контроллинга, а именно: метод анализа разрыва и метод сценариев, которые помогают специалистам в наиболее раннем нахождении будущих «узких мест» экономического роста предприятия. Система контроллинга особенно эффективна на предприятиях с высоким уровнем диверсификации, занятых одновременно производством, реализацией и продажей различных изделий, работ, услуг [2].

Чтобы доказать практическую значимость рекомендуемых подходов, автором исследована деятельность трех промышленных предприятий Нижегородского региона: ОАО «Ритм», ОАО «Инвест» и ОАО « Альфа-Риданс» [1]. На основе проведенного анализа деятельности данных компаний доказано, что в ближайшие пять лет выручка от реализации продукции не будет удовлетворять собственников. Поэтому возникает вопрос: насколько эффективна разработанная стратегия развития на данных предприятиях?

Эффективность стратегии определяется разрывом между стратегическим планом и реальными возможностями предпри­ятия [4]. Определение возникшего разрыва предполагает разработ­ку новой стратегии или модификацию старой, чтобы можно было дос­тичь долгосрочных целей. Для этого разрабатывается сценарий развития предприятия на ближайшие годы. Под сценарием понимают описание мыслимой будущей си­туации, в которой окажется предприятие, а также путей развития, ведущих к этой ситуации. Понятие сценария было дано в 1960 г. футорологом X. Каном при разработке прогнозов при решении стратегических задач в военной области [1].

В процессе проведенного исследования были выявлены рассогласования между запланированной и фактической траекторией развития предприятия. В результате предприятиям было рекомендовано ликвидировать возникший разрыв между желаемыми и ожидаемыми показателями за счет разработки новых видов изделий, расширения и усовершенствования сервисного обслуживания потребителей продукции. Если компания за счет центров сервиса хочет действовать на рынке более эффективно, ей необходимо знать, как внутренние и внешние факторы влияют на потребительский спрос.

Для ликвидации возникшего разрыва предприятиям было рекомендовано разработать два сценария экономического роста:

− ожидаемый сценарий, предусматривающий устойчивую стабильность на основе достигнутых показателей;

− инновационный сценарий [3].

Вероятность наступления того или иного варианта сценария определяли экспертным путем (при этом использовано мнение 6-9 реципиентов).

Особым направлением анализа вариантов сценария развития яв­ляется их проверка применительно к факторам риска – возможным в будущем экстремальным ситуациям, которые способны возникнуть во внешней и внутренней среде.

Анализ деятельности рассматриваемых предприятий показал, что следует уделять особое внимание нефинансовым показателям. К ним рекомендуется относить критерий качества разработки показателей сценария. Установлено, что необходимо использовать нефинансовые показатели во взаимосвязи с традиционными финансовыми показателями.

В качестве критерия качества разработки показателей сценариев рекомендуется использовать степень адекватности теоретической модели сценарного показателя ожидаемым (фактическим) данным, определяемую коэффициентом К. Значение коэффициента возрастает с увеличением временного периода. Для исследуемого горизонта предполагаемого будущего состояния предприятий через 5 лет его отклонение от заданного не должно превышать ±15%. Если ожидаемый показатель будет больше желаемого, следует увели­чить число учитываемых факторов.

Критерий качества разработки показателей сценариев рекомендуется определять на основе формулы (1), используя при этом темповые показатели предприятий (табл. 1):

Таблица 1

Критерии качества разработки показателей сценарного развития предприятий

Критерии качества показателей, %
2007 г.
2008-2010 г.
2011 г. к 2006 г.
ОАО «Ритм»
К(Выручка от продажи)
-1,6
-4,2
-3,4
К(Рост объема продаж за счет сервисных центров)
-2,3
-1,2
-4,6
К(Рост объема продаж
за счет новых видов продукции)
-0,4
-1,0
-2,7
ОАО «Инвест»
К(Выручка от продажи)
-1,2
-2,9
-14,8
К(Рост объема продаж за счет сервисных центров)
-1,3
-1,2
-4,7
К(Рост объема продаж за счет новых видов продукции)
-1,0
-1,0
-4,8
ОАО «Альфа-Риданс»
К(Выручка от продажи)
-2,3
-3,4
-9,9
К(Рост объема продаж за счет сервисных центров)
-1,8
-2,3
-8,4
К(Рост объема продаж за счет новых видов продукции)
-1,6
-1,6
-5,9

Все показатели сценарного развития предприятий находятся в допустимых пределах (не бо­лее ±15%). Уровень качества разработки показателей сценарного развития ОАО «Ритм» наиболее высок, так как отклонения от прогнозных величин в перспективе – минимальные.

При проведении анализа деятельности предприятия необходимо помнить, что важность различных показателей и факторов для предприятий неодинакова. Для ОАО «Ритм» и ОАО «Альфа-Риданс» приоритетным направлением в стратегической перспективе будет разработка новых видов продукции, для ОАО «Инвест» ‑ развитие сервисного обслуживания.

Таким образом, сложно выполнять проекты и добиваться реальных практических результатов на предприятиях, не имеющих формализованной и последовательно выполняющейся бизнес-стратегии. Ориентируясь на традиционно использовавшиеся индикаторы, по которым оценивают эффективность деятельности организации, невозможно определить причину ухудшения финансовых показателей. В оптимальной стратегии обязательно должно быть отмечено, как и за счет чего предполагается достигнуть желаемого состояния в будущем.

Рекомендуемые подходы использования инструментов контроллинга позволяют сконцентрировать и скоординировать практические усилия руководителей и управленческого персонала в решении вопроса оптимизации управления предприятием, значительно повысить эффективность его деятельности в условиях рынка.

_______________________________ [1] При анализе использованы данные бизнес-планов и бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.


Источники:

1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: Учебник. – М.: Омега-Л, 2003. – 280 с. – ISBN 5-98119-076-0.
2. Толкач В., Данишевич С., Гавриша М. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvath Partners; Пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 269 с. - ISBN 5-9614-0234-7.
3. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л.Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 288 с. – ISBN 5-279-01737-Х.
4. Хан Д., Хунгерберг Х. ПиК. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. Л.Г.Головача, М.Л. Лукашевича и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 928 с. – ISBN 5-279-03096-1.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:33:17