Наиболее значимые страны для развития российского промышленного экспорта

Шифлингер Е.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
К 90-м годам ХХ века сложилась достаточно устойчивая «приоритетность» континентов во внешнеэкономических связях России. Так, на Европу в 1992 г. приходилось 51,9% внешней торговли России (в 1999г. – 61,3%), на Азию – 15,6% (20,3%), на Северную и Южную Америку – 6,3% (10,0%), на Африку – 1,2% (0,6%), на Австралию и Океанию – 0,07% (0,3%). К середине первого десятилетия XXI века в страновой структуре внешней торговли крупнейшим экономическим партнером России продолжает оставаться Европейский Союз. Однако можно сделать вывод и о географической привлекательности для России Евразии: близость поставок, наработанные связи, контакты, существующие устойчивые и формирующиеся рынки сбыта российской продукции и т.д.

Ключевые слова: экспорт, внешнеэкономическая деятельность, Европейский Союз



К 90-м годам ХХ века сложилась достаточно устойчивая «приоритетность» континентов во внешнеэкономических связях России. Так, на Европу в 1992 г. приходилось 51,9% внешней торговли России (в 1999г. – 61,3%), на Азию – 15,6% (20,3%), на Северную и Южную Америку – 6,3% (10,0%), на Африку – 1,2% (0,6%), на Австралию и Океанию – 0,07% (0,3%). К середине первого десятилетия XXI века в страновой структуре внешней торговли крупнейшим экономическим партнером России продолжает оставаться Европейский Союз. Однако можно сделать вывод и о географической привлекательности для России Евразии: близость поставок, наработанные связи, контакты, существующие устойчивые и формирующиеся рынки сбыта российской продукции и т.д.

Европа – наиболее мощный рынок. Тем не менее, для России он может периодически расти или сокращаться вследствие открыто проводимой странами-членами ЕС политики по их желанию вытеснить Россию с этого направления.

В то же время, азиатский рынок постоянно растет: рост уровня и доход стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) в целом, динамизм в развитии НИС Азии, отдельных группировок типа АТЭС, ТЭС, АСЕАН и др. Россия переориентировала часть своих зарубежных поставок, так как рынок Азии очень емок в экономическом плане и перспективах своего развития.

Что касается американского рынка, то у России с США существует устойчиво деформированная система торгового баланса, а вот с Канадой и Мексикой отношения нужно развивать, что более или менее сейчас и осуществляется. То же самое касается Кубы. Что говорить о перспективах в Южной Америке, если после 2003 г. торгпредства оставили там только в двух странах – Бразилии и Аргентине? На них и приходится ориентироваться по экспорту. Но в то же время нельзя не сказать о частных инициативах стран-импортёров, в частности о внезапном увеличении экспорта российских вооружений в Венесуэлу вследствие изменения геополитической обстановки в этом регионе.

Африканский рынок представлен в основном странами, куда со времен СССР продавалось и продается оружие, где были построены промышленные и хозяйственные объекты. Сейчас этот рынок для России почти потерян (кроме торговли оружием с несколькими странами), а этого делать никак нельзя. Другое дело, этот сектор мирового рынка сейчас нельзя выдвигать в приоритетные направления развития экспорта России. Пока освоить и вернуть его сил не хватает.

Импорт из региона Австралии и Океании в разы превышает российский экспорт, и коренным образом изменить ситуацию в ближайшие 10-20 лет вряд ли представляется возможным.

Если говорить о конкретных странах, то в 2005 г. основными партнерами по объему экспорта российских товаров были:

Нидерланды - 10,2%

Германия -8,2%

Италия - 7,9%

Китай - 5,4%

Украина - 5,1%

Турция - 4,5%

Швейцария - 4,3%

Белоруссия - 4,2%.

Польша - 3,6%.

Великобритания - 3,4%. [1]

Следует отметить, что уже сейчас поступает экспорт высокотехнологичной продукции из России в некоторые страны ЕС, США, Японию и СНГ, Индию, Турцию, Китай и др.

Необходимо иметь в виду, что, во-первых, Россия должна экспортировать в предполагаемые страны не сырье и материалы, а высокотехнологичную и среднетехнологичную продукцию, такую, которую эти страны или не производят, или не могут производить (нет средств, опыта или производств такого класса). То есть эти страны должны быть в отдельных, может быть достаточно узких вопросах экономически менее развитыми, чем Россия, но при этом платежеспособными.

Кроме того, эти страны должны быть знакомы с Россией и с российской продукцией. Желательно, чтобы это были государства нашей «орбиты влияния» или военного или экономического присутствия (содействия). Наконец, эти страны должны быть расположены достаточно близко в географическом плане (в целях экономии на транспортных издержках). Вначале необходимо завоевать рынки этих стран, а затем, набравшись сил, завоевывать рынки развитых стран (разве что кроме США).

Выстраивая страны приоритетном порядке, мы можем выделить следующие региональные группы стран. [2]

1. Страны СНГ.

Их доля в общем объеме экспорта России на 1999 г. выглядела следующим образом: Украина (40,7%), Белоруссия (33,7%), Казахстан (13,9%), Узбекистан (4,1%), Молдавия (2,4%), Азербайджан (1,1%), Армения (1,0%), Киргизия (1,0%), Грузия (0,8%), Туркмения (0,7%), Таджикистан (0,6%). [3]

В 2005 г. экспорт в абсолютном выражении в страны СНГ составил: в Украину - 12403 млн. долл., Белоруссию – 10118, Казахстан – 6526, Узбекистан – 861, Азербайджан – 858, Молдавию – 448, Киргизию – 397, Грузию – 353, Таджикистан – 240, Туркмению – 224, Армению – 191 млн. долл. [4]

2. Страны Восточной Европы.

Польша, Словакия, Венгрия, Чехия, Румыния, Болгария, Югославия (Сербия и Черногория), Словения, Хорватия, Македония. В 2005 г. российский экспорт в страны Восточной Европы в абсолютном выражении составил: в Польшу – 8623 млн. долл., Венгрию – 5004, Чехию – 3817, Словакию – 3190, Румынию – 3041, в Болгарию – 1900 млн. долл. [5]

3. Страны Азии.

Китай (5,9%), Турция (3,5%), Индия, Иран, Вьетнам, Монголия. В 2005 г. российский экспорт в страны Азии составил: в Китай – 13048 млн. долл., Турцию – 10857, Индию – 2314, Иран – 1927, Вьетнам – 739, в Монголию – 443 млн. долл. [6]

4. Латинская Америка.

Бразилия, Аргентина, Венесуэла. В 2005 г. российский экспорт в страны Латинской Америки составил: в Бразилию – 605 млн. долл., в Аргентину – 71,7 млн. долл. [7] С точки зрения разнообразия импорта и заинтересованности в торговых отношениях с Россией стоит в дальнейшем поставить в этот ряд стран Чили, а с точки зрения импорта вооружений присовокупить к ней Перу. В перспективе к ним могут присоединиться Куба, Мексика и Панама.

5. Африка.

Российский экспорт в Египет в 2005 г. составил 1048 млн. долл. [8] В перспективе сюда следует добавить ЮАР, Нигерию, Алжир, Ливию. Все они (кроме, пожалуй, Ливии) имеют достаточно структурированную систему импорта и платежеспособны.

Таким образом, сформирован приоритетный перечень стран, наиболее перспективных в настоящее время для российского экспорта. Хотелось бы подчеркнуть, что приоритетным критерием выделения в данном случае является гарантирование российским государством экспортных кредитов в эти страны. Однако это тактическое решение вопроса в краткосрочной перспективе.

В долгосрочной перспективе к этому перечню добавляются страны Западной Европы и США, включая основных торговых партнеров России в настоящее время.

6. Страны Западной Европы и США.

Германия (10,3%), Италия (8,1%), США (5,2%), Великобритания (5,2%), Нидерланды (4,9%), Швейцария (4,3%), Финляндия (3,5%), Франция, Бельгия, Швеция, Испания, Ирландия, Австрия, Греция, Дания, Норвегия, Люксембург, Португалия, Исландия. В 2005 г. экспорт в абсолютном выражении в страны Западной Европы и США составил: в Нидерланды – 24608 млн. долл., Германию - 19736, Италию – 19052, Швейцарию – 10476, Великобританию – 8277, Финляндию – 7651, США – 6318, Францию – 6111, Австрию – 2353, в Швецию – 2321 млн. долл. [9]

Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. В настоящее время существуют различные подходы к выделению приоритетного списка стран – торговых партнёров России.

В качестве общих критериев выбора таких стран выделяется географическая привлекательность Евразии для России, а именно: близость поставок, наработанные связи, контакты, существующие устойчивые и формирующиеся рынки сбыта российской продукции.

2. На первое место в качестве перспективных партнеров выдвигается Европа, затем следуют Азия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Океания.

3. Частными критериями выделения служит эмпирически сложившаяся десятка основных торговых партнёров России, то есть это те страны, в которые уже сейчас поступает экспорт высокотехнологичной продукции из нашей страны, а также страны, отмеченные в Программе государственной гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции российских предприятий.

[1] В импорте преобладали поставки из Германии - 13,5%, Украины - 7,9, Китая - 7,4, Японии - 5,9, Белоруссии - 5,8, США - 4,6, Италии - 4,5, Республики Корея - 4,1, Франции - 3,7, Казахстана - 3,3%. – http://www.gsk.ru

[2] Отметим, что выстраиваем мы их прежде всего с точки зрения географической близости к России, а также приоритетности возврата этих рынков нашей страной. Также следует отметить, что внутри каждой группировки есть свои собственные приоритеты. Они будут отмечены отдельно.

[3] Атлас. Экономическая и социальная география России. – М.: АСТпресс, 2001. - С. 39

[4] http://www.customs.ru/ru/stats/

[5] http://www.customs.ru/ru/stats/

[6] http://www.gsk.ru

[7] http://www.customs.ru/ru/stats/

[8] http://www.expotsupport.ru

[9] http://www.gsk.ru


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:22:46