Наиболее значимые страны для развития российского промышленного экспорта
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
К 90-м годам ХХ века сложилась достаточно устойчивая «приоритетность» континентов во внешнеэкономических связях России. Так, на Европу в 1992 г. приходилось 51,9% внешней торговли России (в 1999г. – 61,3%), на Азию – 15,6% (20,3%), на Северную и Южную Америку – 6,3% (10,0%), на Африку – 1,2% (0,6%), на Австралию и Океанию – 0,07% (0,3%). К середине первого десятилетия XXI века в страновой структуре внешней торговли крупнейшим экономическим партнером России продолжает оставаться Европейский Союз. Однако можно сделать вывод и о географической привлекательности для России Евразии: близость поставок, наработанные связи, контакты, существующие устойчивые и формирующиеся рынки сбыта российской продукции и т.д.
Ключевые слова: экспорт, внешнеэкономическая деятельность, Европейский Союз
К 90-м годам ХХ века сложилась достаточно устойчивая «приоритетность» континентов во внешнеэкономических связях России. Так, на Европу в 1992 г. приходилось 51,9% внешней торговли России (в 1999г. – 61,3%), на Азию – 15,6% (20,3%), на Северную и Южную Америку – 6,3% (10,0%), на Африку – 1,2% (0,6%), на Австралию и Океанию – 0,07% (0,3%). К середине первого десятилетия XXI века в страновой структуре внешней торговли крупнейшим экономическим партнером России продолжает оставаться Европейский Союз. Однако можно сделать вывод и о географической привлекательности для России Евразии: близость поставок, наработанные связи, контакты, существующие устойчивые и формирующиеся рынки сбыта российской продукции и т.д.
Европа – наиболее мощный рынок. Тем не менее, для России он может периодически расти или сокращаться вследствие открыто проводимой странами-членами ЕС политики по их желанию вытеснить Россию с этого направления.
В то же время, азиатский рынок постоянно растет: рост уровня и доход стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) в целом, динамизм в развитии НИС Азии, отдельных группировок типа АТЭС, ТЭС, АСЕАН и др. Россия переориентировала часть своих зарубежных поставок, так как рынок Азии очень емок в экономическом плане и перспективах своего развития.
Что касается американского рынка, то у России с США существует устойчиво деформированная система торгового баланса, а вот с Канадой и Мексикой отношения нужно развивать, что более или менее сейчас и осуществляется. То же самое касается Кубы. Что говорить о перспективах в Южной Америке, если после 2003 г. торгпредства оставили там только в двух странах – Бразилии и Аргентине? На них и приходится ориентироваться по экспорту. Но в то же время нельзя не сказать о частных инициативах стран-импортёров, в частности о внезапном увеличении экспорта российских вооружений в Венесуэлу вследствие изменения геополитической обстановки в этом регионе.
Африканский рынок представлен в основном странами, куда со времен СССР продавалось и продается оружие, где были построены промышленные и хозяйственные объекты. Сейчас этот рынок для России почти потерян (кроме торговли оружием с несколькими странами), а этого делать никак нельзя. Другое дело, этот сектор мирового рынка сейчас нельзя выдвигать в приоритетные направления развития экспорта России. Пока освоить и вернуть его сил не хватает.
Импорт из региона Австралии и Океании в разы превышает российский экспорт, и коренным образом изменить ситуацию в ближайшие 10-20 лет вряд ли представляется возможным.
Если говорить о конкретных странах, то в 2005 г. основными партнерами по объему экспорта российских товаров были:
Нидерланды - 10,2%
Германия -8,2%
Италия - 7,9%
Китай - 5,4%
Украина - 5,1%
Турция - 4,5%
Швейцария - 4,3%
Белоруссия - 4,2%.
Польша - 3,6%.
Великобритания - 3,4%. [1]
Следует отметить, что уже сейчас поступает экспорт высокотехнологичной продукции из России в некоторые страны ЕС, США, Японию и СНГ, Индию, Турцию, Китай и др.
Необходимо иметь в виду, что, во-первых, Россия должна экспортировать в предполагаемые страны не сырье и материалы, а высокотехнологичную и среднетехнологичную продукцию, такую, которую эти страны или не производят, или не могут производить (нет средств, опыта или производств такого класса). То есть эти страны должны быть в отдельных, может быть достаточно узких вопросах экономически менее развитыми, чем Россия, но при этом платежеспособными.
Кроме того, эти страны должны быть знакомы с Россией и с российской продукцией. Желательно, чтобы это были государства нашей «орбиты влияния» или военного или экономического присутствия (содействия). Наконец, эти страны должны быть расположены достаточно близко в географическом плане (в целях экономии на транспортных издержках). Вначале необходимо завоевать рынки этих стран, а затем, набравшись сил, завоевывать рынки развитых стран (разве что кроме США).
Выстраивая страны приоритетном порядке, мы можем выделить следующие региональные группы стран. [2]
1. Страны СНГ.
Их доля в общем объеме экспорта России на 1999 г. выглядела следующим образом: Украина (40,7%), Белоруссия (33,7%), Казахстан (13,9%), Узбекистан (4,1%), Молдавия (2,4%), Азербайджан (1,1%), Армения (1,0%), Киргизия (1,0%), Грузия (0,8%), Туркмения (0,7%), Таджикистан (0,6%). [3]
В 2005 г. экспорт в абсолютном выражении в страны СНГ составил: в Украину - 12403 млн. долл., Белоруссию – 10118, Казахстан – 6526, Узбекистан – 861, Азербайджан – 858, Молдавию – 448, Киргизию – 397, Грузию – 353, Таджикистан – 240, Туркмению – 224, Армению – 191 млн. долл. [4]
2. Страны Восточной Европы.
Польша, Словакия, Венгрия, Чехия, Румыния, Болгария, Югославия (Сербия и Черногория), Словения, Хорватия, Македония. В 2005 г. российский экспорт в страны Восточной Европы в абсолютном выражении составил: в Польшу – 8623 млн. долл., Венгрию – 5004, Чехию – 3817, Словакию – 3190, Румынию – 3041, в Болгарию – 1900 млн. долл. [5]
3. Страны Азии.
Китай (5,9%), Турция (3,5%), Индия, Иран, Вьетнам, Монголия. В 2005 г. российский экспорт в страны Азии составил: в Китай – 13048 млн. долл., Турцию – 10857, Индию – 2314, Иран – 1927, Вьетнам – 739, в Монголию – 443 млн. долл. [6]
4. Латинская Америка.
Бразилия, Аргентина, Венесуэла. В 2005 г. российский экспорт в страны Латинской Америки составил: в Бразилию – 605 млн. долл., в Аргентину – 71,7 млн. долл. [7] С точки зрения разнообразия импорта и заинтересованности в торговых отношениях с Россией стоит в дальнейшем поставить в этот ряд стран Чили, а с точки зрения импорта вооружений присовокупить к ней Перу. В перспективе к ним могут присоединиться Куба, Мексика и Панама.
5. Африка.
Российский экспорт в Египет в 2005 г. составил 1048 млн. долл. [8] В перспективе сюда следует добавить ЮАР, Нигерию, Алжир, Ливию. Все они (кроме, пожалуй, Ливии) имеют достаточно структурированную систему импорта и платежеспособны.
Таким образом, сформирован приоритетный перечень стран, наиболее перспективных в настоящее время для российского экспорта. Хотелось бы подчеркнуть, что приоритетным критерием выделения в данном случае является гарантирование российским государством экспортных кредитов в эти страны. Однако это тактическое решение вопроса в краткосрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе к этому перечню добавляются страны Западной Европы и США, включая основных торговых партнеров России в настоящее время.
6. Страны Западной Европы и США.
Германия (10,3%), Италия (8,1%), США (5,2%), Великобритания (5,2%), Нидерланды (4,9%), Швейцария (4,3%), Финляндия (3,5%), Франция, Бельгия, Швеция, Испания, Ирландия, Австрия, Греция, Дания, Норвегия, Люксембург, Португалия, Исландия. В 2005 г. экспорт в абсолютном выражении в страны Западной Европы и США составил: в Нидерланды – 24608 млн. долл., Германию - 19736, Италию – 19052, Швейцарию – 10476, Великобританию – 8277, Финляндию – 7651, США – 6318, Францию – 6111, Австрию – 2353, в Швецию – 2321 млн. долл. [9]
Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы.
1. В настоящее время существуют различные подходы к выделению приоритетного списка стран – торговых партнёров России.
В качестве общих критериев выбора таких стран выделяется географическая привлекательность Евразии для России, а именно: близость поставок, наработанные связи, контакты, существующие устойчивые и формирующиеся рынки сбыта российской продукции.
2. На первое место в качестве перспективных партнеров выдвигается Европа, затем следуют Азия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Океания.
3. Частными критериями выделения служит эмпирически сложившаяся десятка основных торговых партнёров России, то есть это те страны, в которые уже сейчас поступает экспорт высокотехнологичной продукции из нашей страны, а также страны, отмеченные в Программе государственной гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции российских предприятий.
[1] В импорте преобладали поставки из Германии - 13,5%, Украины - 7,9, Китая - 7,4, Японии - 5,9, Белоруссии - 5,8, США - 4,6, Италии - 4,5, Республики Корея - 4,1, Франции - 3,7, Казахстана - 3,3%. – http://www.gsk.ru
[2] Отметим, что выстраиваем мы их прежде всего с точки зрения географической близости к России, а также приоритетности возврата этих рынков нашей страной. Также следует отметить, что внутри каждой группировки есть свои собственные приоритеты. Они будут отмечены отдельно.
[3] Атлас. Экономическая и социальная география России. – М.: АСТпресс, 2001. - С. 39
[4] http://www.customs.ru/ru/stats/
[5] http://www.customs.ru/ru/stats/
[6] http://www.gsk.ru
[7] http://www.customs.ru/ru/stats/
[8] http://www.expotsupport.ru
[9] http://www.gsk.ru
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:22:46