Перспективы развития мировой авиации (на примере «Аэрофлота» и «Lufthansa»)

Донцова О.И.1, Волохов А.В., Морковкин Д.Е.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Донцова О.И., Волохов А.В., Морковкин Д.Е. Перспективы развития мировой авиации (на примере «Аэрофлота» и «Lufthansa») // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 363-380. – doi: 10.18334/eo.10.2.110109.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43076852
Цитирований: 10 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
Настоящая работа посвящена рассмотрению перспектив развития мировой авиации. Актуальность данной темы определяется высокой значимостью авиационных перевозок не только для всех слоёв населения и самих авиакомпаний, но и для государств в целом, поскольку данных сектор играет одну из ведущих ролей в повышении конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке и способствует расширению возможностей реализации и развития потенциала страны путем повышения уровня эффективности и рентабельности современной транспортной инфраструктуры. Целью исследования является выявление аспектов развития таких авиакомпаний, как «Аэрофлот» и «Lufthansa». Для достижения данной цели в работе поставлены и решены задачи: рассмотрены программы инновационного развития авиакомпаний «Аэрофлот» и «Lufthansa», изучены стратегии развития исследуемых авиакомпаний ввиду цифровой трансформации, оценены перспективы развития международных воздушных перевозок, составлены личные рекомендации по усовершенствованию деятельности «Аэрофлота». Для решения поставленных задач были применены такие методы, как абстрактно-логический, дедуктивный, аналитический и метод сравнения. В статье делается вывод, что развитие авиационной отрасли невозможно без внедрения современных инноваций. Отечественная компания «Аэрофлот» наиболее полно и широко развивает свою инновационную деятельность, нежели «Lufthansa». Государство также играет большую роль в развитии рынка авиаперевозок. На примере России выделяются такие нормативные документы, как Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года и Государственная программа Российской Федерации \\\\\\\"Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы, которые содержат основные задачи для решения и совершенствования внутри страны. Предложенные рекомендации для компании «Аэрофлот» способны усовершенствовать деятельность перевозчика как на внутреннем, так и на внешнем рынках

Ключевые слова: Аэрофлот, Lufthansa, авиакомпании, авиационный сектор, инновационная деятельность, современные технологии

JEL-классификация: L93, O31, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Актуальность темы исследования и постановка задач

Международный воздушный транспорт сегодня является одним из наиболее эффективных средств установления и углубления экономических и социальных связей между странами. В условиях глобализации авиационный транспорт стал одним из системообразующих элементов мировой экономики, который обеспечивает быстрое и комфортное перемещение пассажиров и различных видов грузов. Усиление интегрированности мирового хозяйства и потребности в транспортном взаимодействии между отдельными регионами обеспечило значительный экономический рост международных авиационных перевозок в начале XXI века [9] (Koren, 2018).

Индустрия пассажирских перевозок стала играть сегодня ключевую роль в работе и отдыхе миллионов людей, а воздушный транспорт и поддерживающие его сферы начали вносить в мировой ВВП больше любых других индустрий [6] (Gorbunov, 2018). Помимо обеспечения достаточно высокого уровня занятости, авиационная сфера предоставляет колоссальные инвестиционные возможности. Помимо указанных экономических привилегий, гражданская авиация создает второстепенные положительные эффекты. К ним можно отнести уменьшение стоимости транспортировки, стимулирование развития новых технологий.

Воздушные перевозки неизмеримо важны для России. Из-за большой протяженности территории страны добраться в отдельные регионы возможно только воздушным транспортом. Помимо этого, выгодное геостратегическое положение открывает перед страной возможности для развития отечественной авиаотрасли и укрепления международного сотрудничества. При наличии у зарубежных перевозчиков желания в эксплуатации отдельных маршрутов (например, транссибирского), создается возможность для получения дополнительного дохода в бюджет России.

Настоящая работа посвящена рассмотрению перспектив развития мировой авиации. Актуальность данной темы определяется высокой значимостью авиационных перевозок не только для всех слоев населения и самих авиакомпаний, но и для государств в целом, поскольку данный сектор играет одну из ведущих ролей в повышении конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке и способствует расширению возможностей реализации и развития потенциала страны путем повышения уровня эффективности и рентабельности современной транспортной инфраструктуры.

Целью проведенного исследования является выявление аспектов развития таких авиакомпаний, как «Аэрофлот» и Lufthansa.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотреть программы инновационного развития авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa.

2. Изучить стратегии развития авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa ввиду цифровой трансформации.

3. Оценить перспективы развития международных воздушных перевозок.

4. Составить личные рекомендации по усовершенствованию деятельности «Аэрофлота».

Международный рынок авиаперевозок сегодня

Авиатранспортные услуги на сегодняшний день являются динамично развивающимся сектором международной торговли услугами. Ежегодно в мире авиаперевозчики открывают новые маршруты для перевозок, все большее количество людей отправляются в путешествия.

Обратимся к рисунку 1, который показывает рост пассажирских авиаперевозок в мире с 2001 по 2018 год. Согласно графику, стремительный рост увеличения международных авиаперевозок приходится на следующий год после глобального экономического кризиса.

Рисунок 1. Рост пассажирских авиаперевозок в мире (млн человек)

Источник: Международная ассоциация воздушного транспорта. URL: https://www.iata.org/pages/default.aspx (дата обращения: 02.02.2020).

Таблица 1 иллюстрирует темпы роста пассажирских авиаперевозок в мире с 2009 по 2018 год. Как мы видим, за данный период ежегодно количество авиационных перевозок увеличивалось как минимум на 3% (2009 г.) и как максимум – на 12% (в 2012 г.).

Таблица 1

Темпы роста пассажирских авиаперевозок в мире в 2009–2018 годах (в процентах)

Год
Темп роста (%)
2009
3
2010
7
2011
6
2012
12
2013
5
2014
5
2015
6
2016
8
2017
8
2018
5
Источник: составлено авторами.

Популяризация воздушных перевозок связана с внедрением на пассажирские рейсы новых, технически выгодных для перевозчика самолетов. Данные воздушные суда оборудованы двигателями, которые являются наиболее топливно-эффективными, то есть помогают перевозчику снизить процент издержек [21] (Sarin, 2020). Как отмечают эксперты, количество авиалайнеров, используемых авиакомпаниями сегодня, увеличится вдвое к 2034 году. Наиболее популярными и востребованными самолетами среди авиакомпаний станут региональные самолеты с вместимостью от 120–180 пассажиров.

Во-вторых, на сегодняшний день на рынке авиаперевозок преобладает тенденция либерализации. Это приводит к увеличению числа авиакомпаний, росту конкуренции и, как следствие, снижению тарифов на перевозки [22] (Shrivastava, James Daniel Paul, Sharma, 2020). Появление бюджетных перевозчиков, то есть лоукостеров, способствует популяризации перевозок. Бюджетные компании предлагают дешевые билеты по своей маршрутной сети. Данный фактор позволяет путешествовать низшим классам населения и тем, для кого комфорт не является приоритетом [15] (Dudás, Boros, Pál, Pernyész, 2016).

В-третьих, рынок авиаперевозок характеризуется глобализацией. Термин «национальный перевозчик» довольно размыт сегодня. Компании заключают между собой различные код-шеринговые соглашения, которые позволяют продавать билеты на один рейс двум авиакомпаниям и более. Помимо данных соглашений происходят слияния авиаперевозчиков (Air France и KLM в 2004 году), создаются международные альянсы [17] (Klophaus, Lordan, 2018).

Анализируя ситуацию на авиационных рынках в отдельных регионах мира, стоит отметить, что наибольшая доля авиаперевозок приходится на Азиатский регион. Затем следует Северная Америка и Европа. На данные три региона приходится 84,3% всех перевозок в мире в 2017 году. Лидерство данных регионов также связано с тем, что именно в Азии, Северной Америке и Европе находятся крупнейшие пересадочные аэропорты мира. Множество пассажиров предпочитают путешествовать с пересадкой, так как это и дешевле, и позволяет побывать в том городе, где они еще не были. Например, довольно популярным направлением для пересадки является Сингапур. По прилету в аэропорту на месте оформляется транзитная виза, благодаря которой можно отправиться в город и оценить местные достопримечательности. Список стран, которые можно посетить без визы при стыковке, достаточно велик. Зачастую многие национальные перевозчики предлагают своим клиентам услугу Stopover. Благодаря ей можно получить возможность взять продолжительную пересадку и получить в подарок проживание в отеле [23] (Wang, Cole, Chen, 2018).

Сравнительная оценка работы авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa

«Аэрофлот» сегодня – это самая большая отечественная авиакомпания на всем постсоветском пространстве. Наряду с тремя своими дочерними компаниями «Россия», «Аврора» и «Победа», «Аэрофлот» образует Группу «Аэрофлот», являющуюся крупнейшим авиационным холдингом в СНГ [5] (Volosatova, Markovskaya, 2018). Ссылаясь на статистику, подготовленную Федеральным агентством воздушного транспорта, на долю «Аэрофлота» приходится около 31% всех пассажирских перевозок, выполняемых отечественными компаниями [13] (Chuykova, Popova, 2019).

Самолетный парк авиакомпании активно модернизируется с появлением на рынке новых моделей – более вместительных и экономичных. Компания активно поддерживает разработку российских самолетов. «Аэрофлот» – крупнейший заказчик отечественного ближнемагистрального самолета Sukhoi

Superjet 100 и среднемагистрального МС-21. Авиакомпания планирует ввести в строй около 100 новых единиц данных судов до конца 2026 года.

Lufthansa German Airlines, или сокращенно Lufthansa – немецкий флагманский авиаперевозчик. Вместе с авиакомпаниями SWISS, Austrian Airlines образует группу Lufthansa Group [18] (Maertens, 2018). Авиакомпания так же, как и «Аэрофлот» вносит вклад в развитие авиационной промышленности страны. Конечно, в Германии нет производства своих национальных воздушных судов, как в России, но на заводе в Гамбурге, например, производится сборка самолетов Airbus, которые составляют значительную долю самолетного парка авиакомпании.

На немецком рынке гражданских перевозок присутствуют только 15 местных перевозчиков, причем один из них, Eurowings, входит в Lufthansa Group. Из оставшихся 13 перевозчиков 7 являются чартерными авиакомпаниями, а остальные 6 занимаются бизнес-, лоукост- и местными перевозками [4] (Borodin, Pyatanova, Yashin, 2019). Данное деление перевозчиков позволяет Lufthansa называться национальным перевозчиком страны.

«Аэрофлот» и Lufthansa – одни из старейших авиакомпаний мира, берущих свое начало в начале прошлого столетия. История авиакомпаний кажется похожей, ведь перевозчикам пришлось перейти через множество трудностей, чтобы сохранить свое имя и доверие пассажиров.

Исходя из того, что Lufthansa обладает высшей оценкой британского авиационного рейтингового агентства Skytrax, следует составить SWOT-анализ деятельности «Аэрофлота», чтобы проанализировать его слабые и сильные стороны, возможности и угрозы (табл. 2).

Анализируя сильные стороны российского перевозчика, можно с уверенностью подчеркнуть тот факт, что «Аэрофлот» является сегодня крупнейшей авиакомпанией нашей страны, которая выполняет наибольшее количество рейсов как по России, так и за ее пределами. «Аэрофлот» осуществляет перелеты по 152 направлениям в 55 различных стран мира. Вторая по объему пассажирских перевозок авиакомпания России – S7 Airlines располагает 130 направлениями для перевозок в 22 странах. «Аэрофлот» предлагает высокое качество обслуживания и обладает самым молодым парком самолетов в мире. Высокое качество сервиса, предоставляемого на борту рейса авиакомпании, отмечено множеством престижных наград от российских и зарубежных критиков. Особое внимание в компании уделяется государству, которое владеет большей частью акций компании [3] (Belalov, 2016). В соответствии с действующим российским законодательством некоторые категории граждан имеют субсидии на перелеты внутри России. Список для перелетов достаточно мал, насчитывает на данный момент всего лишь 18 направлений.

Таблица 2

SWOT-анализ деятельности «Аэрофлота»

Сильные стороны:
1. Государственная компания
2. Ведущая авиакомпания России
3. Молодой парк воздушных судов
4. Высокое качество предоставляемых услуг
5. Следование экологической политике
6. Участник альянса SkyTeam
7. Субсидированные перевозки
8. Официальный перевозчик футбольного клуба «Манчестер Юнайтед»
9. Официальный авиационный перевозчик Профессионального футбольного клуба ЦСКА
10. Активность компании в социальных сетях
Слабые стороны:
1. Неэффективность использования определенных рейсов
2. Высокие цены на перевозки
3. Новые требования для перевозки багажа (действуют с 2018 года)
4. Большие объемы рекламы при покупке билетов через официальный сайт
Возможности:
1. Наличие возможностей для расширения парка воздушных судов путем их приобретения или аренды
2. Увеличение пассажирооборота
3. Открытие новых рейсов
4. Увеличение направлений для субсидированных перевозок
Угрозы:
1. Конкуренция со стороны зарубежных компаний
2. Конкуренция со стороны лоукостеров
3. Большое количество самолетов авиакомпании находятся не в собственности перевозчика, а в лизинге
Источник: составлено авторами.

Компания обладает большими возможностями для увеличения своего пассажирооборота [12] (Petrashin, 2019). Достигаться это может за счет приобретения новых воздушных судов, увеличения количества рейсов и открытия новых направлений (включая субсидированные).

Слабые стороны авиакомпании заключаются в завышенной стоимости билетов по сравнению с другими российскими перевозчиками. Проанализировать данный пункт можно при помощи поиска билетов по направлению Москва – Екатеринбург. Перевозка «Аэрофлотом» является самой дорогой и составляет 7144 рублей. S7 Airlines предлагает перелет за 7026 рублей, «Победа» – за 5100 рублей. Некоторые внутренние рейсы «Аэрофлота» являются нерентабельными, так как пассажиры предпочитают выбрать более дешевый тариф у других авиакомпаний. Отказаться от выполнения данных экономически невыгодных полетов «Аэрофлот» не может, так как тогда компания покинет данный региональный рынок и другие перевозчики займут его полностью.

Угрозы компании заключаются в растущей конкуренции на рынке авиаперевозок. Вдобавок к региональным перевозчикам добавляются еще и бюджетные компании, как российские, там и зарубежные. Конкурировать с ними достаточно тяжело, ведь пассажирам зачастую сегодня более симпатизируют лоукостеры [8] (Ivanov, Kuznetsov, 2013). Также весь самолетный парк «Аэрофлота» находится не в его собственности, а в финансовой и операционной аренде. Подобная ситуация прослеживалась и в ранее существовавшей дочерней компании «Аэрофлота» – «Добролет», которая была вынуждена прекратить свои полеты из-за запрета европейских властей на обслуживание бортов компании.

Подводя итог SWOT-анализа, можно сказать, что сильные стороны и возможности «Аэрофлота» преобладают над его слабыми сторонами и угрозами. Компания никогда не стоит на месте и старается предложить своим клиентам только лучшее. Конкуренция у «Аэрофлота» существует и представлена как отечественными компаниями, так и западными. Для того чтобы оставаться востребованным перевозчиком на рынке, необходимо снизить цену на перелеты.

Внедрение инноваций в деятельность перевозчиков

«Аэрофлот», как и многие авиакомпании, уделяет большое внимание инновационным программам [1] (Ivanov, Kuznetsov, 2013). Долгосрочная Программа инновационного развития Группы Аэрофлот входит в Стратегию развития компании до 2025 года. Ключевые положения программы основаны на улучшении важных для перевозчика показателей, которые связаны с обеспечением безопасности, совершенствованием обслуживания пассажиров и реализуемого продукта в целом.

Под инновационным развитием понимается продуктивная разработка революционных технологий. Исследования и разработки реализуются по ключевым направлениям социально-экономического развития России, способствующим развитию авиационной деятельности [16] (Gershman, Thurner, 2016).

В «Аэрофлоте» выделяются пять технологических групп для дальнейшего развития:

1. Технологии, направленные на повышение уровня безопасности и надежности, предотвращение авиакатастроф.

2. Технологии «озеленения» авиаперевозок – экологические и эргономические системы.

3. Технологии энергосбережения и снижения ресурсоемкости.

4. Технологии, направленные на повышение физической и экономической доступности авиатранспорта, а также на рост удовлетворенности и лояльности клиентов.

5. Технологии оптимизации наземной авиационной инфраструктуры с использованием новейших информационных и логистических систем.

В рамках вышеперечисленных групп формируются долгосрочные мероприятия, направленные на достижение поставленных целей.

Исходя из таблицы 3, в которой представлены некоторые примеры проектов по реализации инновационной деятельности авиакомпании «Аэрофлот», можно сделать вывод о том, насколько разноплановыми они являются. Некоторые проекты посвящены обновлениям на воздушных судах, другие касаются подготовки обслуживающего персонала, а третьи направлены на модернизацию виртуальных ресурсов компании. Конечно, все проекты осуществляются для клиентов компании, которым должны быть гарантированы комфорт и безопасность.

Таблица 3

Примеры проектов инновационной деятельности «Аэрофлота»


Наименование проекта
Ожидаемый результат
Инновационные проекты
1.
Строительство ангарного комплекса, не имеющего схожести с другими в России
Увеличение производительности, проведение технологического обслуживания самолетов типа Boeing 777 на базе авиакомпании
2.
Установление инвалидных колясок на бортах самолетов Airbus и Boeing
Повышение уровня удовлетворенности пассажиров
3.
Замена стандартного освещения салона самолетов Airbus А320 на светодиодное
Уменьшение потребления электроэнергии
4.
Установка беспроводного интернета на самолетах Airbus А320
Повышение уровня удовлетворенности пассажиров
Исследования и разработки
5.
«Разработка, внедрение в производство отечественной универсальной ПОЖ»
Импортозамещение
6.
Разработка новейшей психодиагностической системы для отбора инструкторов, занимающихся подготовкой пилотов
Повышение безопасности
7.
Доработка мобильных приложений «Аэрофлота»
Повышение уровня удовлетворенности клиентов
Проекты контрагентов из системы одного окна
8.
Внедрение космического питания на бортах авиакомпании
Повышение уровня удовлетворенности клиентов
Источник: составлено авторами.

По официальным заявлениям авиакомпании, в 2017 году Программа инновационного развития была полностью исполнена с превышением плановых показателей. Значительно увеличилось количество проектов, связанных с цифровыми технологиями.

Lufthansa Innovation Hub – это цифровое инновационное подразделение глобального авиационного конгломерата Lufthansa Group [20] (Redpath, O'Connell, Warnock-Smith, 2017). Компания исследует вопросы перевозчиков, входящих в Lufthansa Group, программы поощрения часто летающих пассажиров и касается других дочерних компании групп. Цель Lufthansa Innovation Hub – построение стратегических отношений с игроками мирового технологического сектора, развитие цифровых решений для отдыха.

Деятельность компании можно рассмотреть исходя из четырех пунктов:

1. Открытие. Систематически исследуется и анализируется глобальная система путешествий.

2. Построение. Создание и тестирование инноваций в бизнес-моделях.

3. Партнерство. Предоставление Lufthansa Group новейших проектов в сфере путешествий.

4. Инвестирование. Воодушевление Lufthansa Group на вложение денежных средств в разработку.

Основными примерами разработок организации являются множественные онлайн-приложения для путешественников, которые помогают сэкономить время при прохождении предполетных процедур. С данными примерами немецких разработок можно ознакомиться в таблице 4.

Таблица 4

Примеры разработок Lufthansa Innovation Hub

Название проекта
Функция проекта
CompChoice
Компенсация задержи рейса
LINEA
Компенсация потери багажа
Skyroam
Портативная колонка с беспроводным интернетом для путешественников
Mission Control
Консьерж-сервис для путешественников
Bite
Страхование путешественников
AirlineCheckins.com
Автоматическая регистрация на рейсы более 200 перевозчиков
Источник: составлено авторами.

Как мы видим, компания разрабатывает современные программы для того, чтобы пассажир самостоятельно смог пользоваться всеми возможными услугами без работников авиакомпаний и аэропортов. Регистрация на рейсы, получение компенсаций за задержку рейса и потерю багажа – все это пассажир может сделать сам посредством разработок Lufthansa Innovation Hub [14] (Chen, Kazman, Schütz, Matthes, 2017).

Авиакомпании уделяют много времени и средств на инновационные разработки. Сопоставив инновационную деятельность «Аэрофлота» и Lufthansa, можно сделать вывод о том, что деятельность российской компании затрагивает множество сфер функционирования компании. Инновационная деятельность «Аэрофлота» не ограничивается созданием всевозможных компьютерных программ для пассажиров и отдельных полезных вещей для путешествий, как это происходит в Lufthansa. Отечественный перевозчик помимо этого напрямую занимается решением таких вопросов, как совершенствование обслуживания пассажиров на борту, обеспечение безопасности перелетов, подготовка кадров.

В 2018 году Группа «Аэрофлот» разработала и приняла новейшую стратегию развития ввиду цифровой трансформации до 2023 года. Цели стратегии, преследуемые группой «Аэрофлот», разработаны с учетом их реального достижения. Всего можно выделить пять основных целей для достижения:

1. Увеличить пассажиропоток до 100 млн пассажиров.

2. Повысить международный транзитный поток до 10–15 млн.

3. Открыть региональные базы в Сочи, Екатеринбурге, Новосибирске и международную – в Красноярске.

4. Ввести в эксплуатацию около двухсот отечественных самолетов (до 2026 года).

5. Создать прогрессивный уровень цифровизации авиакомпаний, входящих в группу.

Эксперты авиационного рынка положительно оценили данную стратегию. По их заявлениям, Группе «Аэрофлот» по силам выполнить поставленные цели, так как при сравнении деятельности компании в 2009 году и в 2017 будут заметны значительные изменения.

Обратившись к официальным отчетам, можно сделать выводы о росте загрузки пассажирских кресел на рейсах «Аэрофлота». За 8 лет авиакомпании удалось увеличить показатель на 17,3%. Значительно лучше обстоят дела с пассажиропотоком. За аналогичный период компания смогла увеличить свой пассажиропоток почти в 4 раза.

Цифровизация не стоит на месте и проникает во все сферы ведения бизнеса. Под ней понимается использование цифровых технологий с целью повышения эффективности бизнеса. Касаемо работы авиакомпаний, данное явление наблюдается в сферах обслуживания на борту, управления полетами, технического обслуживания бортов. «Аэрофлот» сегодня занимает 4-е место в мире среди лидеров по цифровизации (табл. 5). На сегодняшний день перевозчик не только активно использует новейшие платформы в своей работе, но и участвует в разработке таких систем, причем отечественных. В будущем «Аэрофлот» планирует ввести портативные устройства для пассажиров, чтобы принимать заказы на питание на борту, продавать товары. Сейчас же такие устройства доступны только для экипажа воздушного судна.

Таблица 5

Лидеры среди авиакомпаний по цифровизации по оценке Bain & Company

Место
Авиакомпания
Индекс
1
Singapore Airlines
100
2
Qantas
97
3
Delta
94
4
Аэрофлот
92
5
Air Canada
90
Источник: Новая стратегия Аэрофлота в рамках цифровой трансформации. Аэрофлот – российские авиалинии. URL: https://www.aeroflot.ru/media/aflfiles/media/about/novaia_strategiia_aeroflota_v_ramkakh_tsifrovoi_transformatsii.pdf (дата обращения: 29.11.2019).

Стратегия Lufthansa Group, разработанная до 2022 года, включает в себя три ключевых пункта [1]:

1. Перевозчики Lufthansa, Austrian и SWISS, выполняющие свои рейсы из ключевых европейских городов, должны позиционировать себя как перевозчики премиального класса и быть ориентированными на увеличение прибыли. Рост группы может быть достигнут за счет единого управления доходами группы, введением премиальных сервисов и эксплуатации экономичных бортов.

2. Бюджетные перевозчики Eurowings и Brussels Airlines должны сфокусироваться на укрупнении конкурентоспособности в своих регионах.

3. Дочерние предприятия Lufthansa Cargo, Lufthansa Technik и LSGroup должны занять первые места в мире на рынке авиационных услуг.

Компания уделяет большое внимание качественному образованию сотрудников, защите их здоровья, поддержке инноваций и, конечно, расширению собственного воздушного флота. Lufthansa Group рассчитывает на современный, эффективный и надлежащим образом структурированный флот и продолжает инвестировать в его фундаментальное обновление. Именно поэтому группа заказала в общей сложности 205 самолетов на сумму около 30 миллиардов евро с датами поставки до 2025 года для своих авиакомпаний.

Не только авиакомпании занимаются развитием авиационной отрасли. Государственные органы всех стран также заинтересованы в проведении модернизации [19] (Morkovkin, Shmanev, Shmaneva, 2017), так как любое государство должно создать благоприятные условия для экономического роста, повышения конкурентоспособности своей экономики и качества жизни населения путем предоставления доступа к безопасным транспортным услугам [11] (Manushina, Torukalo, 2018).

В нашей стране государство оказывает всяческую помощь развитию авиационного сектора [10] (Kukin, Grigoryan, Katylevskaya, 2019).

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Правительством Российской Федерации, включает в себя ключевые цели и приоритеты развития всей транспортной системы страны [2]:

1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.

2. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны.

3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.

4. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны.

5. Повышение уровня безопасности транспортной системы.

6. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Реализация данных целей сможет удовлетворить потребности инновационного социально ориентированного развития отечественной экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами [7] (Dontsova, 2020).

Рассматривая отдельно модернизацию воздушного транспорта, можно выделить следующие пункты из стратегии:

1. Увеличение числа действующих аэропортов.

2. Создание национальной опорной сети аэропортов, состоящей из международных, внутренних узловых и неузловых портов.

3. Развитие социально значимых аэропортов на Дальнем Востоке.

4. Развитие инфраструктуры аэронавигационной системы страны.

5. Обеспечение сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта.

6. Сокращение монопольной деятельности.

7. Поддержка развития конкуренции.

8. Применение современных информационно-коммуникационных технологий.

9. Достижение мирового уровня качества перевозок в соответствии со стандартами IATA.

10. Повышение комфорта, увеличение частоты выполнения рейсов, расширение дополнительных услуг, обновление парка воздушных судов, создание авиационных альянсов.

11. Либерализация рынка.

Стоит также выделить другой официальный документ – Государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Основными задачами программы являются [3]:

1. Разработка российских самолетов и вертолетов.

2. Производство собственных авиационных приборов.

3. Содействие формированию непрерывно обновляемого опережающего научно-технического задела.

4. Реализация дополнительных мер поддержки авиационной промышленности, направленных на комплексное развитие отрасли.

Ожидаемым результатом от реализации программы являются [2] (Bauer, Morkovkin, Moskvitina, Malikova, Silvestrov, Teplyakov, Tolkachev, Tsvetkova, 2018):

1. Сохранение статуса России как авиационной державы.

2. Обеспечение компаний отечественными воздушными судами.

3. Осуществление значительного вклада в ВВП страны.

4. Создание конкурентоспособных компаний мирового уровня.

Заключение

Достаточно сложно сравнивать такие авиационные гиганты, как Lufthansa и «Аэрофлот». По мнению независимых рейтинговых агентств, немецкий перевозчик находится на ступень выше по своему развитию, чем наш отечественный. Именно поэтому руководство «Аэрофлота» должно брать в пример деятельность таких крупных перевозчиков (как Lufthansa) и стараться создать что-то подобное, но с поправкой на свой собственный рынок и его особенности. К личным рекомендациям по усовершенствованию деятельности «Аэрофлота» можно отнести следующие шаги:

1. Увеличение пассажирской загрузки путем открытия новых рейсов, увеличения парка воздушных судов и количества направлений для субсидированных перевозок.

2. Снижение стоимости перевозки на всех рейсах, чтобы перелеты «Аэрофлота» не казались чем-то недоступным для населения.

3. Развитие отечественного авиастроения.

4. Продолжение активной инновационной политики компании и поддержка отечественных разработок.

5. Увеличение пассажиропотока на Дальнем Востоке на рейсах авиакомпании «Аврора», входящей в группу «Аэрофлот».

В завершение необходимо отметить важность рынка международных гражданских воздушных перевозок. Помимо перевозки пассажиров в различных регионах мира, гражданская авиация вносит большой вклад в мировую экономику.

[1] Group strategy. Lufthansa Group. URL: https://www.lufthansagroup.com/en/responsibility/economic-sustainability/group-strategy.html (дата обращения: 29.11.2019)

[2] Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р).

[3] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 303 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» (с изменениями и дополнениями).


Источники:

1. Алексеев А.Н., Лунева Е.И. Управление инновационной деятельностью предприятий транспортной системы России. Транспортное Дело России. 2017;(2):68–69.
2. Бауэр В.П., Морковкин Д.Е., Москвитина Е.И., Маликова О.И., Сильвестров С.Н., Тепляков А.Ю., Толкачев С.А., Цветкова Т.М. Промышленная политика в эпоху цифровой трансформации экономики. Москва, 2018. 204 с
3. Белалов М.В. Эконометрический анализ цен акций ПАО «Аэрофлот». Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016;(12):24–25.
4. Бородин А. И., Пятанова В. И., Яшин А. В. Прогнозирование банкротства авиакомпаний: глобальный рынок. Экономический журнал ВШЭ. 2019;(3):418–443.
5. Волосатова К.И., Марковская Е.И. Структура капитала российских компаний авиаперевозчиков: теоретические и практические аспекты. Экономика и экологический менеджмент. 2018;(4):25–42.
6. Горбунов А. П. Туризм как ключевая отрасль развития технологий продвижения продукта через формирование лояльности потребителя. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018;(4):82–87.
7. Донцова О.И. Актуальные проблемы реализации национальных проектов в промышленности России // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 2. – С. 175-196. – doi:10.18334/ce.14.2.100578.
8. Иванов В. В., Кузнецов А. В. Стратегии формирования московского хаба на основе международных технологий создания крупных авиаузлов. Российский внешнеэкономический вестник. 2013;(2):71–82.
9. Корень А.В. Стратегические вопросы развития авиационной инфраструктуры. Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2018;5(78):43–45.
10. Кукин Н.В., Григорян М. Т., Катылевская А. В. Необходимость четкого правового регулирования транспортной деятельности. Наука без границ. 2019;7(35):55–58.
11. Манушина А. П., Торукало Ю. Е. Таможенно-тарифное регулирование и развитие авиационной отрасли в России. Бюллетень науки и практики. 2018;(8):212–217.
12. Петрашин В. Д. Управление производительностью в авиакомпании на примере ПАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии». Московский экономический журнал. 2019;(9):659–672.
13. Чуйкова Н.М., Попова М.А. Оценка финансовых рисков на примере ПАО «Аэрофлот». Экономика и бизнес: теория и практика. 2019;11(3):164–167.
14. Chen, H.-M., Kazman, R., Schütz, R., Matthes, F. How Lufthansa capitalized on big data for business model renovation. MIS Quarterly Executive. 2017;16(1):19–34.
15. Dudás G., Boros L., Pál V., Pernyész P. Analysis of the lowest airfares considering the different business models of airlines, the case of Budapest. Regional Statistics. 2016;6(1):119–138.
16. Gershman, M., Thurner, T. New development: State-owned enterprises as powerhouses for innovation—the Russian case. Public Money and Management. 2016;36(4):297–302.
17. Klophaus R., Lordan O. Codesharing network vulnerability of global airline alliances. Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2018;(111):1–10.
18. Maertens S. A metric to assess the competitive position of airlines and airline groups in the intra-European air transport market. Research in Transportation Economics. 2018;(72):65–73.
19. Morkovkin D., Shmanev S., Shmaneva L. Problems and Trends in Innovative Transformation of Russian Economy and Infrastructure Development // Proceedings of the 3rd International Conference on Economics, Management, Law and Education (EMLE 2017). - 2017. - T. 32. - C. 10-13.
20. Redpath N., O'Connell J.F., Warnock-Smith D. The strategic impact of airline group diversification: The cases of Emirates and Lufthansa. Journal of Air Transport Management.2017;64(B):121–138.
21. Sarin A. Strategic consumer approach towards Boeing 737 max planes. International Journal of Scientific and Technology Research. 2020;9(1):3709–3715.
22. Shrivastava A., James Daniel Paul P., Sharma J.K. Airline choice: A comparison of classifiers in traditional analysis vs decision trees. International Journal of Business Analytics. 2020;7(2):34–53.
23. Wang W., Cole S.T., Chen J.S. Tourist Innovation in Air Travel. Journal of Travel Research. 2018;57(2):164–177

Страница обновлена: 14.04.2024 в 23:46:53