Использование топливных карт как современного механизма сбыта нефтепродуктов
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Продолжавшийся в последние годы рост цен на топливо заставляет транспортные компании искать новые возможности для экономии. Реагируя на запросы потребителей, крупные предприятия, работающие на рынке нефтепродуктов, предлагают современные системы расчетов, позволяющие контролировать расход горюче-смазочных материалов (ГСМ), а также снизить риски, связанные с процедурами оплаты. В этих условиях использование дисконтных схем безналичных расчетов становится основным способом оплаты для организаций, владеющих автотранспортом.
Ключевые слова: нефтепродукты, транспортные компании, горюче-смазочные материалы, безналичная оплата, топливные карты
Продолжавшийся в последние годы рост цен на топливо заставляет транспортные компании искать новые возможности для экономии. Реагируя на запросы потребителей, крупные предприятия, работающие на рынке нефтепродуктов, предлагают современные системы расчетов, позволяющие контролировать расход горюче-смазочных материалов (ГСМ), а также снизить риски, связанные с процедурами оплаты. В этих условиях использование дисконтных схем безналичных расчетов становится основным способом оплаты для организаций, владеющих автотранспортом.
Как отмечают представители компаний, осуществляющих реализацию нефтепродуктов, рост объемов продаж по топливным картам вырос в 2004-2006 гг. примерно в два раза. Подобная ситуация наблюдается и в Смоленской области: общая реализация нефтепродуктов по топливным картам «ЛИКард» возросла в 2006 г. в полтора раза [1].
Для успешного функционирования электронных систем оплаты ГСМ необходимо выполнение двух основных требований.
Первым является необходимость обеспечения повышенной надежности. Водитель, имеющий топливную карту, как правило, не получает наличных денег на ГСМ, поэтому неисправность карты может привести к длительной задержке в пути. Указанное требование предъявляется также к системе хранения и передачи данных в системе оплаты при помощи карт.
Вторым требованием является необходимость обеспечения возможности непрерывного контроля над расходом топлива. Корпоративный клиент должен иметь возможность отслеживать расходы на ГСМ, что в ряде случаев помогает снизить вероятность мошеннических действий со стороны водителей.
Рассмотрим основные выгоды от применения рассматриваемой системы оплаты нефтепродуктов в розничной сети для различных участников канала распределения.
Как правило, в канале распределения участвует владелец нефтепродуктов, корпоративный клиент и агент-посредник, который обеспечивает работу системы безналичных расчетов. Владельцам нефтепродуктов использование топливных карт позволяет привлечь новых клиентов и закрепить существующих, получать предоплату за ГСМ, а также достоверную оперативную статистическую отчетность по АЗС.
При работе с международными перевозчиками, которые почти полностью перешли на ту или иную форму безналичных расчетов, применение топливных карт может служить одним из основных способов привлечения клиентов. В связи с этим наблюдается интеграция российских систем топливных карт с европейскими (например, ОАО «Лукойл-Интер-Кард» и EURO Shell). Это позволяет привлечь значительное число перевозчиков из Восточной Европы.
Для корпоративных клиентов использование системы электронной оплаты позволяет снизить затраты на топливо на 15-20% за счет минимизации фактов мошенничества и увеличения безопасности расчетов за нефтепродукты. При этом также значительно облегчаются процедуры по возмещению НДС, а также контроля качества используемых ГСМ при помощи установления ограничений на виды используемого топлива. Кроме того, владелец нефтепродуктов может предоставлять дополнительную скидку наиболее перспективным клиентам в размере 3-5%.
В настоящее время существуют различные варианты безналичных расчетов по пластиковым картам:
‑ электронные ведомости ‑ электронный аналог широко распространенных ранее так называемых лимитно-заборных ведомостей;
‑ электронные талоны – позволяют приобретать нефтепродукты в пределах номинала;
‑ обычные пластиковые карты с магнитной полосой ‑ имеют низкую стоимость, что позволяет приобретать их в нужном количестве организациям и предприятиям, ранее использующим лимитно-заборные ведомости
‑ смарт-карты и т.п.
В настоящее время на отечественном рынке в основном предлагаются два вида смарт-карт – так называемые «рублевые» платежные и «литровые». Преимущество первых заключается в том, что они хранят информацию о денежных средствах на карточном счете, что позволяет не только приобретать топливо и пользоваться скидками, но и оплачивать дополнительные услуги на АЗС. Однако при повышении цен на топливо такая карта не позволяет приобретать нефтепродукты по фиксированным ценам.
«Литровые» смарт-карты фиксируют информацию об объеме купленного топлива в литрах, что позволяет застраховаться от колебания цен за время нахождения транспорта в пути. Однако область применения «литровых» карт сужается вследствие использования крупными российскими межрегиональными карточными системами («РосБерлио», «ЛИКард», «Арис», «Петрол») расчетов с владельцами нефтепродуктов в регионах, в которых цены могут существенно различаться. Поэтому «литровые» карты применяются в настоящее время в основном региональными операторами.
Тенденции последних лет показывают, что межрегиональные карточные системы крупных нефтяных компаний постепенно вытесняют других участников рынка электронных систем оплаты ГСМ. Это обусловлено тем, что крупные нефтяные компании уже имеют собственные сети АЗС и продолжают реализацию стратегии вертикальной интеграции вперед [2]. Так, повсеместное распространение топливных карт «ЛИКард», которые обслуживаются почти на двух тысячах АЗС, связано с наличием в центральном регионе сети АЗС «Лукойл», что позволяет предоставлять клиентам гибкую систему скидок. Однако данная система применяется в тех регионах, где сеть «Лукойла» занимает доминирующее положение.
Анализ показывает, что перспективы расширения карточных систем нефтяных компаний связаны с привлечением новых клиентов промышленного и торгового сектора, многие из которых еще не перешли полностью на безналичные расчеты. Пока же межрегиональные карточные системы ориентированы в большей мере на компании-перевозчиков, поэтому покрытие обслуживаемых регионов ориентировано на установку дополнительных терминалов, принимающих карты, в основном на АЗС, расположенных на крупных магистралях.
Практика показывает, что крупные транспортные организации используют, как правило, одновременно топливные карты различных карточных систем. Кроме того, транспортные организации обычно имеют возможность работать только в кредит, поэтому риск неоплаты в срок нефтепродуктов перевозчиками по топливным картам достаточно велик. В то же время, работа с торговыми или промышленными организациями с использованием карточных систем имеет ряд преимуществ.
Большинство таких клиентов готово работать на условиях предоплаты, так как для них важным является возможность полного контроля над расходованием ГСМ. Опыт работы смоленского агентства «ЛИКард» показывает, что в отличие от транспортных компаний, крупных задолженностей у торговых и промышленных предприятий обычно не возникает.
О перспективности данного сегмента рынка для карточных систем крупных нефтяных компаний говорит то обстоятельство, что региональные операторы не имеют достаточно развитой сети АЗС для обслуживания клиентов. Завоеванию указанного сегмента будет также способствовать большее доверие потребителей крупным нефтяным компаниям, чем частным нефтетрейдерам. Это часто и определяет выбор межрегиональных карточных систем национальных производителей нефтепродуктов крупными промышленными и торговыми предприятиями.
Таким образом, основное направление развития межрегиональных карточных систем национальных производителей нефтепродуктов в регионах связано с привлечением крупных промышленных и торговых предприятий. Это создает большие перспективы для российских корпораций по привлечению клиентов за счет развития собственных карточных систем, которые позволяют обеспечить гибкую систему скидок, оперативную систему контроля и широкую сеть обслуживания.
Источники:
2. Томсон-мл. А., Стрикленд III. А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. — М.: Вильямс, 2003. — 928 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:38:44