Анализ взаимосвязи мировых цен на нефть и нефтепродукты и поступления вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской Федерации
Кутузова А.О.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 2 (Апрель-Июнь 2016)
Цитировать:
Кутузова А.О. Анализ взаимосвязи мировых цен на нефть и нефтепродукты и поступления вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской Федерации // Экономические отношения. – 2016. – Том 6. – № 2. – С. 26-32. – doi: 10.18334/eo.6.2.37312.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970142
Аннотация:
В статье проведен анализ взаимосвязи мировых цен на нефть и нефтепродукты и поступления вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской Федерации.
Ключевые слова: нефтепродукты, нефть, таможенные пошлины, рецессия, налог на добычу полезных ископаемых, цена на нефть
Введение
С начала 2014 года мировые цены на нефть упали более чем на 60 % и продолжают постепенно уменьшаться с некоторыми исключениями каждый день.
Для Российской Федерации достаточно масштабное падение цен на нефть было не прогнозируемо и неожиданно, страна оказалась не готова к такому повороту событий. Несмотря на это, выделяют ряд причин, которые уже несколько месяцев подряд порождают падение цен на нефть, и однозначно выделить главную из них сложно [1].
Большую популярность имеет версия о том, что в настоящее время на мировом рынке нефти предложение значительно превышает спрос: страны-экспортеры качают нефть, а продавать столь большие объемы, да еще и по высокой цене практически некому. В частности, когда произошел первый серьезный обвал цен на нефть, его объясняли резким увеличением добычи нефти по всему миру, особенно в Ливии и Ираке.
По другой версии, на мировом рынке нефти идет его передел: экспортеры с более устойчивыми экономиками борются за его доли, стараясь ликвидировать неэффективных игроков. Предоставляя скидки своим покупателям при и так дешевеющей нефти, страны-экспортеры рассчитывают сохранить свою долю нефтяного рынка и убрать конкурентов. Это сделали как минимум Саудовская Аравия, Ирак, Иран и Кувейт [2].
Кроме этого, широко используемой остается версия и о заговоре с целью влиять на внешнюю и внутреннюю политику в ряде стран, зависимых от добычи нефти – таких как Россия или Венесуэла.
По еще одной версии, Саудовская Аравия целенаправленно снижает цены, чтобы не допустить масштабного выхода на мировой рынок сланцевой нефти из США, добыча которой с 2012 года сильно выросла. Если цены на нефть в мире будут низкими, то США будет невыгодно заниматься проектами по разработке и добыче сланцевой нефти, а значит, они не смогут конкурировать со странами ОПЕК [3].
В России экспортные пошлины являются одним из важнейших источников доходов государственного бюджета, их фискальная роль чрезвычайно велика.
В течение последних десяти лет в России стратегия по управлению нефтегазовой отраслью основывалась на максимизации налоговых и иных поступлений, что позволило добиться рекордного уровня добычи и формировать за счет этого около половины бюджета. Падение цен на нефть разрушило это равновесие, в результате чего Россия столкнулась с дефицитом и второй год находится в рецессии [4].
Вопросам анализа влияния цен на нефть на российскую экономику посвящено достаточное количество исследований отечественных экспертов.
Однако интерес представляет анализ взаимосвязи мировых цен на нефть и нефтепродукты и поступления вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет Российской Федерации.
Исполнение федерального бюджета в 2015 году происходило в условиях продолжения действия основных внешне- и внутриэкономических тенденций, сформировавшихся в 2014 году, и характеризовалось критическим для российского экспорта и доходов бюджета снижением уровня цен на нефть на мировом рынке, повышенным уровнем инфляции, продолжающейся девальвацией и высокой волатильностью курса национальной валюты, отрицательными темпами прироста ВВП и промышленного производства, падением реальной заработной платы [5].
В первые пять месяцев 2015 года наблюдалась повышательная динамика, а начиная с июня среднемесячные цены снижались (за исключением сентября и октября 2015 года). Диапазон колебаний среднемесячных цен на нефть в 2015 году составил 27,3 доллара США.
Поступление доходов от внешнеэкономической деятельности составило 3 295,3 млрд рублей в 2015 году. По сравнению с 2014 годом указанные доходы уменьшились на 39,7 %. Более 80 % доходов от ВЭД приходится на вывозные таможенные пошлины.
Тем не менее, таможенные органы выполнили бюджетное задание на 2015 год. Прогноз учитывал перераспределение фискальной нагрузки между таможенными и налоговыми органами (налоговый маневр). В 2015 году акцент в налогообложении экспорта нефти и нефтепродуктов был смещён с внешних налогов (экспортные пошлины) на внутренние налоги. Упор сделан на налог на добычу полезных ископаемых, который администрируют налоговые органы. Таможенные органы в 2015 году в другом формате взимали экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а также цены на них были другими.
Что касается импортных платежей, то они примерно соответствуют уровню предыдущего года. Хотя в силу экономических условий в 2015 году наблюдалось падение объема импорта по отдельным группам товаров до 35 %, свою роль сыграло изменение курса иностранных валют по отношению к рублю. В итоге импортные платежи составили 95,7 % прошлогоднего уровня.
В январе-феврале 2016 года цены на нефть марки «Юралс» сохранялись на низком уровне. Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе-феврале 2016 года в 1,7 раза ниже уровня января-февраля 2015 года и на 20,54 доллара США за баррель ниже среднегодовой прогнозной цены на нефть на 2016 год, учтенной при расчетах к Федеральному закону № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (50 долларов США за баррель).
Доходы федерального бюджета в январе – феврале 2016 года составили 1 841, 5 млрд рублей, из них нефтегазовые доходы – 687,7 млрд рублей.
По сравнению с аналогичным периодом 2015 года общий объем доходов федерального бюджета снизился на 19,2 %, нефтегазовые доходы – на 34,3 %. На снижение нефтегазовых доходов в основном оказало влияние снижение вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, а также НДПИ на нефть в связи со снижением цены на нефть марки «Юралс».
В федеральный бюджет на 2016 год заложена среднегодовая стоимость нефти в 50 долларов за баррель. Бюджет РФ при текущих ценах на нефть недосчитывает 1,5 триллиона рублей по доходам и 900 миллиардов рублей по расходам.
В связи с этим экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 апреля 2016 года выросла на 15,4 доллара, или на 39 % и составила 54,9 доллара за тонну против 39,5 доллара за тонну месяцем ранее. Пошлины выросли впервые с ноября прошлого года. С 1 декабря 2015 года они ежемесячно снижались.
В силу того, что цены на нефть снизились, наблюдается дефицит платежного баланса, но вследствие девальвации рубля в России – положительное активное сальдо платежного баланса, и Россия остается нетто-экспортером, несмотря на то, что цены на нефть упали.
Обвал цен на нефть помог властям временно снизить зависимость бюджета от нефти: доля нефтегазовых доходов в бюджете опустилась до самой низкой за шесть с половиной лет – с августа 2009 года. Падение цен на нефть невольно помогает достигнуть цели сократить чрезмерную зависимость бюджета от углеводородов [6]. Но использовать это снижение как достижение неверно.
Обратная сторона снижения нефтегазовых поступлений – повышение роли ненефтегазовых доходов [7]. Следует рассматривать все возможности по повышению доходной части бюджета, хотя рост налоговой нагрузки может дополнительно замедлить экономику. Второй раз за год повышаются акцизы на бензин, при этом часть доходов от топливных акцизов Министерство финансов предлагает забирать в федеральный бюджет (в настоящее время все доходы от акцизов на бензин получают региональные бюджеты).
Поступления от акцизов на спирт, спиртсодержащую и алкогольную продукцию, табак, легковые автомобили и все подакцизные товары составляют вторую по значимости долю ненефтегазовых доходов федерального бюджета [8].
Федеральной таможенной службе и Центральной энергетической таможне, как органу призванному защищать экономические интересы страны при перемещении энергоносителей через таможенную границу ЕАЭС, отводится значительная роль в выявлении, предупреждении и пресечении попыток совершения преступлений с товарами 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС (сырая нефть, газовый конденсат, природный газ и продукты их переработки).
При таможенном декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, используются показания приборов учета.
В условиях продолжающегося падения мировых цен на энергоносители, деятельность таможенных органов РФ должна быть направлена на пресечение случаев уклонения от уплаты вывозной таможенной пошлины, заявления недостоверных сведений о товарах, повлекших занижение таможенных платежей, также на обеспечение соблюдения таможенного законодательства при экспорте, контроль за своевременностью и полнотой перечисления таможенных платежей в бюджет [9, 10].
Интерес представляет анализ взаимосвязи между динамикой цен на нефть и курсом рубля.
Следует отметить наличие обратной связи курса рубля и цен на нефть. При низких ценах на нефть курс рубля обесценивается и, наоборот, при высоких ценах на нефть курс рубля по отношению к доллару США растет.
Кроме того, можно определить наличие прямой связи между курсом национальной валюты и уровнем инфляции в стране. При курсе 30–40 рублей за доллар США инфляция составляет 6–8 %, в свою очередь, при курсе около 60 руб. за доллар инфляция колеблется в районе 15 %.
Также при высокой ставке экспортной таможенной пошлины на нефть курс рубля укрепляется по отношению к доллару США и наоборот. То же можно сказать и о зависимости рубля от доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД): при уменьшении суммы поступающих таможенных платежей в федеральный бюджет курс национальной валюты падает.
Наконец, связь курса рубля и размера ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) прямая: по мере роста ставки НДПИ долл. США растет по отношению к рублю.
Заключение
Таким образом, Россия не имеет существенных рычагов влияния на мировую цену нефти. В существующей ценовой модели очевидно, что Российская Федерация в большей степени принимает цену, потому что добавились факторы, которые определяются не рынком физической нефти. В новой геополитической обстановке страна вступает в полосу низких темпов роста. Полностью восстановить уровень экспортных поступлений от продажи углеводородов не удастся. Конечно, ТЭК еще долго будет оставаться ведущим отраслевым комплексом России, но его потенциал постепенно иссякает.
Так, вместе со снижением мировых цен на нефть курсовая стоимость российского рубля снижается в прямой и очень высокой зависимости. Для российской экономики данный прогноз подразумевает множество рисков и проблем: рост инфляции, ослабление реальных доходов населения, еще большее падение темпов роста ВВП и т.д.
Источники:
2. Лебедев В.А., Спесивцев Б.И. Возможность прогнозирования кризисных явлений на мировом рынке цен на нефть и газ на основе корреляционного анализа // Записки Горного института. 2015. Т. 213. С. 94-99.
3. Иванюк И.А. Условия стабилизации финансовых показателей нефтегазовых компаний на фоне падения цен на нефть на мировом рынке // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 432-435.
4. Русаев В.А. Факторы, влияющие на цену нефти на мировых рынках, и методы ее прогнозирования // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2007. № 8. С. 13-16.
5. Мельников Р.М. Влияние динамики цен на нефть на макроэкономические показатели российской экономики // Прикладная эконометрика. 2010. № 1 (17). С. 20-29.
6. Ильенко И.В., Кислова Л.П. Динамика цен на нефть и ее влияние на экономику России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 3. С. 22-23.
7. Брагинский О.Б. Цены на нефть: история, прогноз, влияние на экономику // Российский химический журнал. 2008. Т. LII. № 6. С. 25-36.
8. Шаврыгин М.С. Влияние мировых цен на нефть на стоимость российских компаний // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2012. № 2. С. 97-104.
9. Новиков В.Е., Дербенева Ф. Финансово-экономические последствия выравнивания цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем и внешних рынках россии // Вестник экономической интеграции. 2012. № 3. С. 72-77.
10. Добашина И.В., Миркин Я.М. Анатомия цен на нефть как на финансовый актив // Банковские услуги. 2014. № 10. С. 9-14.
11. Парфенов А.А. Историческая и ожидаемая волатильность российского рубля. Связь курса рубля и нефтяных котировок // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. — 2016. — Том 3. — № 1. — с. 21-28. — doi: 10.18334/grfi.3.1.37063
12. Дюсенбаев С.С. Выживаемость нефтегазовых компаний РФ в условиях действия экономических санкций // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 20. — с. 3545-3552. — doi: 10.18334/rp.16.20.1991
13. Корнилов Н.И. Влияние цен на нефть на стоимость жилой недвижимости // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 10. — с. 1483-1494. — doi: 10.18334/rp.16.10.262
14. Гареева Н.А. Оценка инновационного потенциала нефтехимического предприятия // Креативная экономика. — 2015. — Том 9. — № 3. — с. 365-382. — doi: 10.18334/ce.9.3.170
15. Савина Н.П. Россия и мировой рынок нефти // Российское предпринимательство. — 2014. — № 13 (259). — с. 102-113. — URL: http://bgscience.ru/lib/8574/
16. Щербаков М.А. Прогнозные сценарии развития внешней долговой ситуации в РФ и в мире // Экономика, предпринимательство и право. — 2015. — Том 5. — № 2. — с. 79-88. — doi: 10.18334/epp.5.2.422
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:37:42