Использование модели скоринга при оценке эффективности предпринимательской деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Солуянычев П.С., Хамидуллин Ф.Ф. Использование модели скоринга при оценке эффективности предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 79-82.
Аннотация:
Любая предпринимательская деятельность, целью которой является достижение определенного конечного результата, неразрывно связана с необходимостью оценки ее результативности. Эффективная деятельность субъектов малого предпринимательства во многом способствует обеспечению высокотехнологичного, рационального и качественного использования ресурсного потенциала экономики России. Этим она может улучшить положение отечественных товаропроизводителей на международном и внутреннем рынках, привести к росту благосостояния и качества жизни населения.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малое предпринимательство, эффективность предпринимательской деятельности, модель скоринга
Любая предпринимательская деятельность, целью которой является достижение определенного конечного результата, неразрывно связана с необходимостью оценки ее результативности. Эффективная деятельность субъектов малого предпринимательства во многом способствует обеспечению высокотехнологичного, рационального и качественного использования ресурсного потенциала экономики России. Этим она может улучшить положение отечественных товаропроизводителей на международном и внутреннем рынках, привести к росту благосостояния и качества жизни населения.
В связи с несбалансированностью и во многом противоречивостью существующих критериев оценки эффективности предпринимательской деятельности, что в результате делает невозможным формирование достоверного суждения о необходимости изменений в деятельности субъекта малого предпринимательства, ее измерение является одной из важнейших проблем в области организации бизнеса и способствующих ей научных направлениях.
Существуют два основных мнения о том, каким именно должен быть подход к оценке эффективности предпринимательской деятельности.
1. При оценке эффективности предпринимательской деятельности необходимо использовать один критерий, который бы являлся функцией многих важных организационных свойств и характеристик предпринимательской деятельности.
2. Осуществить оценку эффективности предпринимательской деятельности в полной мере можно лишь с помощью определенного набора показателей в сочетании с современным экономико-математическим аппаратом.
В связи с этим, особое значение приобретает разработка и внедрение действенных методов оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства, особенно в таком приоритетном направлении ее развития, как разработка и реализация инновационных проектов. Апробация конкретной модели на уровне действующего бизнеса, в том числе уже используемой в иных сферах финансово-хозяйственной деятельности, бесспорно может дать свой положительный эффект и послужить решением многих проблем, существующих в области оценки эффективности предпринимательской деятельности.
Именно в этой области может стать целесообразным применение модели скоринга, которая в настоящее время активно внедряется российскими банками и иными финансовыми организациями для оценки кредитоспособности и рентабельности бизнеса.
Что же представляет собой модель скоринга?
Так, в мировой практике существует два основных подхода к оценке кредитоспособности заемщика, которые можно применять как отдельно, так и в сочетании друг с другом:
- субъективное заключение экспертов или кредитных инспекторов;
- автоматизированные системы скоринга.
По своему определению скоринг ‑ это математическая или статистическая модель, с помощью которой, на основе кредитной истории предыдущих клиентов, коммерческий банк пытается определить, насколько велика вероятность того, что конкретный потенциальный заемщик вернет предоставленный кредит в оговоренный срок. Иными словами, основная задача скоринга заключается не только в том, чтобы выяснить, в состоянии ли клиент выплатить кредит или нет, но и в определении степени надежности и обязательности клиента.
В широком смысле модель скоринга представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик, которая выполняет функции интегрального показателя “score”. От его фактического значения и зависит, получит заемщик кредит или нет. Очевидно, что чем он выше, тем выше надежность конкретного заемщика. Банк же в данном случае получает возможность распределять своих клиентов по степени возрастания уровня их кредитоспособности.
Затем интегральный показатель, полученный по каждому конкретному заемщику, сравнивается с неким числовым порогом, который, по сути, является своего рода линией (точкой) безубыточности, и рассчитывается исходя из необходимого банку среднего количества надежных, дисциплинированных заемщиков, способных компенсировать убытки от одного должника.
Очевидно, что ссуда предоставляется только тем заемщикам, у которых интегральный показатель выше своего предельного значения. Особое значение в использовании модели скоринга имеет определение тех характеристик, которые следует включать в модель, и выбор тех весовых коэффициентов, которые должны им соответствовать.
К основным показателям, которые можно использовать в рамках неформального подхода к оценке эффективности предпринимательской деятельности на основе модели скоринга, можно отнести:
1. Стоимость бизнеса.
Модель скоринга позволяет определить стоимость бизнеса на основании уже имеющихся данных в разрезе аналогичных отраслей хозяйственной деятельности.
2. Длительность предпринимательской деятельности.
Зарубежные данные свидетельствуют о том, что самые тяжелые потери субъекты малого бизнеса несут в первые 18 месяцев, когда погибает половина создаваемых предприятий. Затем темпы гибели падают, а к 10 годам остается в живых около 20% из них.
Исходя из указанных статистических данных, можно сделать вывод о том, что из предприятий, зарегистрированных менее года назад, закроется 40%, а из тех, кому 7 и более лет - только 3%.
С учетом вышесказанного модель скоринга в этом направлении может определить вероятность того, насколько долго бизнес будет давать положительный результат.
3. Открытость (закрытость), прозрачность бизнеса.
4. Деловая репутация предпринимателя.
5. Инновационная составляющая/перспективность бизнеса.
6. Оценка менеджмента (структура управления, оценка руководства и собственников).
Говоря о модели скоринга в целом, можно выделить два основных ее недостатка:
1) классификация выборки производится только по тем представителям сферы малого предпринимательства, нуждающимся в финансировании за счет заемных ресурсов, которые уже получили необходимые им средства, и, соответственно, невозможно определить поведение тех, кому в них было отказано: вполне возможно, что какая-то часть из них оказалась бы весьма приемлемыми заемщиками;
2) положение заемщика с течением времени может меняться, так как трансформируются и социально-экономические условия, влияющие на него.
Основные преимущества использования модели скоринга при оценке эффективности предпринимательской деятельности для решения вопроса о целесообразности ее финансирования за счет заемных ресурсов заключаются в:
1) снижении уровня невозвратности заемных ресурсов;
2) быстром и беспристрастном принятии решений по сделкам;
3) повышении базового уровня эффективности, последовательности и качества управления;
4) упрощении и рационализации процесса финансирования предпринимательской деятельности за счет заемных ресурсов;
5) содействии управлению процессом ценообразования на рынке заемных ресурсов, предназначенных как для уже развивающихся, так и для вновь образующихся субъектов малого предпринимательства, с учетом риска;
6) снижении уровня операционных издержек (особенно по обслуживанию потребностей малого предпринимательства в заемных ресурсах);
7) расширении имеющегося набора банковских продуктов и повышении уровня эффективности их продвижения на рынке и т.д.
В России активное внедрение скоринга тормозится, в первую очередь, по причине низких объемов кредитования, а также из-за отсутствия налаженной системы кредитных бюро.
Еще одна проблема связана с нераспространенностью таких универсальных статистических пакетов, как SAS [1] и SPSS [2]. Хотя есть и другие, более доступные по цене программы, которые могут осуществлять линейную многофакторную регрессию.
Все это в целом свидетельствует о том, что внедрению скоринга в России в большей степени препятствуют не объективные, а субъективные причины, связанные с недоверием менеджеров финансовых организаций к каким-либо математическим и статистическим методам в своей работе.
[1] Новое программное обеспечение, позволяющее рационализировать процесс создания, развертывания и управления аналитическими моделями
[2] Анализ данных при помощи статистического программного обеспечения
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:42