Использование модели скоринга при оценке эффективности предпринимательской деятельности

Солуянычев П.С., Хамидуллин Ф.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Любая предпринимательская деятельность, целью которой является достижение определенного конечного результата, неразрывно связана с необходимостью оценки ее результативности. Эффективная деятельность субъектов малого предпринимательства во многом способствует обеспечению высокотехнологичного, рационального и качественного использования ресурсного потенциала экономики России. Этим она может улучшить положение отечественных товаропроизводителей на международном и внутреннем рынках, привести к росту благосостояния и качества жизни населения.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малое предпринимательство, эффективность предпринимательской деятельности, модель скоринга



Любая предпринимательская деятельность, целью которой является достижение определенного конечного результата, неразрывно связана с необходимостью оценки ее результативности. Эффективная деятельность субъектов малого предпринимательства во многом способствует обеспечению высокотехнологичного, рационального и качественного использования ресурсного потенциала экономики России. Этим она может улучшить положение отечественных товаропроизводителей на международном и внутреннем рынках, привести к росту благосостояния и качества жизни населения.

В связи с несбалансированностью и во многом противоречивостью существующих критериев оценки эффективности предпринимательской деятельности, что в результате делает невозможным формирование достоверного суждения о необходимости изменений в деятельности субъекта малого предпринимательства, ее измерение является одной из важнейших проблем в области организации бизнеса и способствующих ей научных направлениях.

Существуют два основных мнения о том, каким именно должен быть подход к оценке эффективности предпринимательской деятельности.

1. При оценке эффективности предпринимательской деятельности необходимо использовать один критерий, который бы являлся функци­ей многих важных организационных свойств и характеристик предпринимательской деятельности.

2. Осуществить оценку эффективности предпринимательской деятельности в полной мере можно лишь с помощью определенного набора показателей в сочетании с современным экономико-математическим аппаратом.

В связи с этим, особое значение приобретает разработка и внедрение действенных методов оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства, особенно в таком приоритетном направлении ее развития, как разработка и реализация инновационных проектов. Апробация конкретной модели на уровне действующего бизнеса, в том числе уже используемой в иных сферах финансово-хозяйственной деятельности, бесспорно может дать свой положительный эффект и послужить решением многих проблем, существующих в области оценки эффективности предпринимательской деятельности.

Именно в этой области может стать целесообразным применение модели скоринга, которая в настоящее время активно внедряется российскими банками и иными финансовыми организациями для оценки кредитоспособности и рентабельности бизнеса.

Что же представляет собой модель скоринга?

Так, в мировой практике существует два основных подхода к оценке кредитоспособности заемщика, которые можно применять как отдельно, так и в сочетании друг с другом:

- субъективное заключение экспертов или кредитных инспекторов;

- автоматизированные системы скоринга.

По своему определению скоринг ‑ это математическая или статистическая модель, с помощью которой, на основе кредитной истории предыдущих клиентов, коммерческий банк пытается определить, насколько велика вероятность того, что конкретный потенциальный заемщик вернет предоставленный кредит в оговоренный срок. Иными словами, основная задача скоринга заключается не только в том, чтобы выяснить, в состоянии ли клиент выплатить кредит или нет, но и в определении степени надежности и обязательности клиента.

В широком смысле модель скоринга представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик, которая выполняет функции интегрального показателя “score”. От его фактического значения и зависит, получит заемщик кредит или нет. Очевидно, что чем он выше, тем выше надежность конкретного заемщика. Банк же в данном случае получает возможность распределять своих клиентов по степени возрастания уровня их кредитоспособности.

Затем интегральный показатель, полученный по каждому конкретному заемщику, сравнивается с неким числовым порогом, который, по сути, является своего рода линией (точкой) безубыточности, и рассчитывается исходя из необходимого банку среднего количества надежных, дисциплинированных заемщиков, способных компенсировать убытки от одного должника.

Очевидно, что ссуда предоставляется только тем заемщикам, у которых интегральный показатель выше своего предельного значения. Особое значение в использовании модели скоринга имеет определение тех характеристик, которые следует включать в модель, и выбор тех весовых коэффициентов, которые должны им соответствовать.

К основным показателям, которые можно использовать в рамках неформального подхода к оценке эффективности предпринимательской деятельности на основе модели скоринга, можно отнести:

1. Стоимость бизнеса.

Модель скоринга позволяет определить стоимость бизнеса на основании уже имеющихся данных в разрезе аналогичных отраслей хозяйственной деятельности.

2. Длительность предпринимательской деятельности.

Зарубежные данные свидетельствуют о том, что самые тяжелые потери субъекты малого бизнеса несут в первые 18 месяцев, когда погибает половина создаваемых предприятий. Затем темпы гибели падают, а к 10 годам остается в живых около 20% из них.

Исходя из указанных статистических данных, можно сделать вывод о том, что из предприятий, зарегистрированных менее года назад, закроется 40%, а из тех, кому 7 и более лет - только 3%.

С учетом вышесказанного модель скоринга в этом направлении может определить вероятность того, насколько долго бизнес будет давать положительный результат.

3. Открытость (закрытость), прозрачность бизнеса.

4. Деловая репутация предпринимателя.

5. Инновационная составляющая/перспективность бизнеса.

6. Оценка менеджмента (структура управления, оценка руководства и собственников).

Говоря о модели скоринга в целом, можно выделить два основных ее недостатка:

1) классификация выборки производится только по тем представителям сферы малого предпринимательства, нуждающимся в финансировании за счет заемных ресурсов, которые уже получили необходимые им средства, и, соответственно, невозможно определить поведение тех, кому в них было отказано: вполне возможно, что какая-то часть из них оказалась бы весьма приемлемыми заемщиками;

2) положение заемщика с течением времени может меняться, так как трансформируются и социально-экономические условия, влияющие на него.

Основные преимущества использования модели скоринга при оценке эффективности предпринимательской деятельности для решения вопроса о целесообразности ее финансирования за счет заемных ресурсов заключаются в:

1) снижении уровня невозвратности заемных ресурсов;

2) быстром и беспристрастном принятии решений по сделкам;

3) повышении базового уровня эффективности, последовательности и качества управления;

4) упрощении и рационализации процесса финансирования предпринимательской деятельности за счет заемных ресурсов;

5) содействии управлению процессом ценообразования на рынке заемных ресурсов, предназначенных как для уже развивающихся, так и для вновь образующихся субъектов малого предпринимательства, с учетом риска;

6) снижении уровня операционных издержек (особенно по обслуживанию потребностей малого предпринимательства в заемных ресурсах);

7) расширении имеющегося набора банковских продуктов и повышении уровня эффективности их продвижения на рынке и т.д.

В России активное внедрение скоринга тормозится, в первую очередь, по причине низких объемов кредитования, а также из-за отсутствия налаженной системы кредитных бюро.

Еще одна проблема связана с нераспространенностью таких универсальных статистических пакетов, как SAS [1] и SPSS [2]. Хотя есть и другие, более доступные по цене программы, которые могут осуществлять линейную многофакторную регрессию.

Все это в целом свидетельствует о том, что внедрению скоринга в России в большей степени препятствуют не объективные, а субъективные причины, связанные с недоверием менеджеров финансовых организаций к каким-либо математическим и статистическим методам в своей работе.

[1] Новое программное обеспечение, позволяющее рационализировать процесс создания, развертывания и управления аналитическими моделями

[2] Анализ данных при помощи статистического программного обеспечения


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:42