Развитие онлайн-кредитования в России: возможности и угрозы для заемщиков
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 12 (Декабрь 2024)
Введение
Одним из главных факторов, меняющих практически все аспекты нашей жизнедеятельности в последние десятилетия, является процесс цифровой трансформации социально-экономических процессов, участниками которых мы являемся.
Финансовая деятельность, благодаря своему информационному характеру, подвержена цифровизации, пожалуй, в наибольшей степени. По итогам 2022 года в организациях российского финансового сектора 15,6% всех затрат пришлось на создание, распространение и использование цифровых технологий. По этому показателю его опережает только информационно-коммуникационной сектор. На начало 2024 года 70% взрослого населения России использует мобильный банк для осуществления финансовых операций [16], а некоторые банки, например, «Т-Банк», по сути, превратились в ИТ-компании.
Естественно, внедрение цифровых коммуникационных технологий оказало большое влияние и на кредитные отношения: расширился круг их участников, усилилась конкуренция между кредиторами, доступность услуг финансовых организаций практически перестала зависеть от географического факторы и фактора времени и пр.
Влияние процесса цифровизации на кредитные отношения в России исследовались целом рядом авторов, среди которых можно отметить таких ученых, как: Кузнецова В.В. [12], Мишура А.А. [15], Барыкин С.А. [6], Одинцов В.О. [17], Изофатенко М.В. [10], Марамыгин М.С. [14], Ефимова Т.А. [9], Самаруха В.И. [21], Бубнов В.А. [7], Алабина Т.А. [1], Рубцова Н.В. [20], Луняков О.В., Лунякова Н.А. [13] и др
Тем не менее, данный процесс развивается столь стремительно, что, во-первых, любые эмпирические исследования довольно быстро устаревают и нуждаются в обновлении данных, а, во-вторых, развитие технологий и их распространение зачастую опережает публикацию результатов исследований. Поэтому актуальность исследований в этой области является весьма высокой. В особенности, на наш взгляд, важно оценить экономические последствия цифровизации кредитных отношений.
Целью данной статьи является определение социально-экономических последствия развития онлайн-кредитования, в первую очередь, для заемщиков, а также возможных угроз.
Задачи:
1.Определить направления развития онлайн-кредитования в России.
2.Выявить последствия развития данных направлений для населения.
3.Рассмотреть потенциальные угрозы снижения барьеров доступа к кредитному пространству для заемщиков.
К элементам научной новизны работы можно отнести определение потенциальных возможностей и угроз, которые несет в себе формирование виртуального кредитного пространства, с точки зрения финансового положения заемщиков.
Теоретическая значимость и практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы для разработки мер по государственному регулированию виртуального кредитного пространства, в частности, деятельности финансовых экосистем.
Основная часть
В целом, можно выделить четыре основных направления, по котором идет развитие онлайн-кредитования, в том числе и в России.
1.Дистанционное оформление и выдач кредитов и займов банками и микрофинасовыми организациями. В настоящий момент, практически все банки настроили взаимодействие со своими клиентами с помощью мобильного приложения и веб-сайта. Например, еще в 2022 году представитель компании Сбер сообщал, что более 90% потребительских кредитов его заемщики оформляют через мобильный банк [8]. Прямой статистики по онлайн-кредитованию к сожалению, в открытых источниках пока нет, но в работе Мишура А.В. предложен интересный метод определения измерения его роли [15] . Автор предположил, что появление возможности оформить кредит через мобильное приложение или сайт, доля кредитов, выдаваемых банками, не имеющих офисов в регионах должны вырасти. И, действительно, если на начало 2019 году на долю таких банков приходилось 9% от общей суммы выданных кредитов в регионах, то на конец 2023 году – уже 12,6%. Что касается микрофинансовых организаций (МФО), то, согласно данным Банка России [5], в 4 квартал 2022 года 82% всех договоров кредитования было заключено в удаленном режиме, что на 8 п.п. выше чем в предыдущем периоде.
2.POS кредитование (сокращение от «point of sales») и BNPL-сервисы (сокращение от «buy now, pay later»). POS- также показывает высокие темпы роста. В 2023 году POS-кредиты, выданные онлайн, по объему обогнали кредиты, оформленные непосредственно в торговых точках (52% против 48%) [25]. Кроме уже ставшего традиционным POS кредитования стремительно растущие маркетплейсы начали развивать продажу товаров в рассрочку с использованием, так называемых, BNPL-сервисов. Так, услуга онлайн-рассрочки появлялась на крупнейших маркетплейсах, таких как Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» и «СберМегаМаркет». По мнению аналитиков, за 1 квартал 2024 года объем рынка BNPL в России составил около 40 млрд руб. Эксперты агентства Moody's ожидают, что до конца 2024 года данный рынок может вырасти на 70% [4].
3.Альтернативное кредитование. Развитие платформенной экономики, основанной на взаимодействии людей при помощи онлайн-сервиса, снижающего их трансакционные издержки, коснулось и рынка кредитования. Выразилось это в появлении краудлендинга или p2p кредитования и краудфандинга (p2b кредитование). Отметим, что Банк России рассматривает краудлендинг, как часть краудфандинга. Развитие краудфандинга является примером того, что цифровые коммуникационные технологии не просто повышают эффективность существующего бизнеса, но и вызывают появление новых его моделей. В России, по информации Центрального банка, действуют 64 оператора цифровых платформ, на которых реализуются вышеуказанные модели кредитования 139 тыс. субъектами. В целом объем кредитования посредством краудфандинга в 2023 году составил 33,4 млрд руб. (+62% по отношению к 2022 году). Большая часть рынка краудфандинга в России приходится на краудлендинг. В 2023 году объем рынка краудлендинга в нашей стране достиг 27,5 млрд рублей или более 82% от всего рынка краудфандинга. Объем же привлеченных средств через инвестиционные платформы в 2023 г. составил 5,9 млрд рублей. (18% от объема рынка краудфандинга в 2023 г.) [18].
4.Появление новых продавцов услуг кредитования. Поскольку главными условиями для успешного предоставления услуг кредитования коммерческой организацией, помимо формального разрешения со стороны государства, являются наличие достаточной большой аудитории и возможности получения и обработки информации о каждом из клиентов для построения доверительных отношений, данный рынок является весьма привлекательных для компаний, представляющих собой цифровые экосистемы.
Если рассмотреть мировой опыт, то мы увидим, что услуги кредитования начинают предоставлять такие технологические гиганты, такие как американские Google, Amazon, Apple и eBay и китайские Alibaba, Baidu, JD и Tencent. В России это МТС, Яндекс, Озон, Вайлдберриз, ВКонтакте. В период пандемии, связанной COVID19 (2020–2021 гг.) спрос на дистанционные финансовые услуги резко вырос. Объем кредитов, выданных бигтех-компаниями в 2020 году, увеличился на 40% и составил более 700 млрд долл. США, что, правда, составляет менее 1% от всего рынка [11]. Объем кредитования у банков, принадлежащих российским нефинансовых экосистемам пока также невелик относительно показателей традиционных финансовых институтов, но тенденция к ускорению роста здесь очевидна. Так, например, прибыль МТС-банка за первые 5 месяцев 2024 года по отношению к предыдущему периоду выросла на 43,1%, а объем выданных розничных кредитов вырос на 9,5% (до 371,5 млрд руб.) [23].
О положительном влияние развития кредитных отношений на экономику писали многие известные ученые и государственные деятели, в частности И. Шумпетер отмечал, что банки играют ключевую роль в экономическом развитии, посколько именно они отвечают за передачу сбережений на финансирование наиболее эффективных проектов [24]. Представители направления «информационная экономика» видели положительную роль финансовых институтов в снижения асимметрии информации и трансакционны издержек, а кейнсианцы – в появлении дополнительных инструментах стимулирования спроса [22]. Мы же рассмотрим, что нового в социально-экономические процессы вносит развитие онлайн-кредитования в различных его проявлениях.
1.Появление единого виртуального кредитного пространства. Поскольку точками доступа к услугам кредитования становятся веб-сайты и мобильные приложения, то эффективность взаимодействия между участниками данного рынка практически перестала зависеть от физического местоположение заемщиков, а часть финансовых институтов полностью отказалось от традиционных офисов полностью перейдя в виртуальное пространство. Теоретически, виртуализация рынка кредитования должна снизить уровень неравенства между субъектами, находящимися в разных регионах как с точки зрения качества обслуживания и продуктовой линейки, так и в величине процентной ставки, по который они могут получить финансовые ресурсы. Кроме того, цифровые активы, имеющие ценность только в соответствующей среде, могут играть роль залога, при получении кредита, а также роль товара, на покупку которого этот кредит оформляется.
2.Повышение эффективности рынка кредитования. Согласно гипотезе эффективного рынка, рынок эффективным в отношении какой-либо информации, если она сразу и полностью отражается в цене актива, а в нашем случае – в величине ставки процента. Появление онлайн-кредитования, во-первых, приводит к усилению конкурентной борьбы между кредиторами, а, во-вторых, резко снижает издержки получения информации о ситуации на рынке. Этому также способствует появление финансовых маркетплейсов, таких как «Выберу.ру», «Банки.ру», «Сравни.ру» и пр., сделавших выбор кредитных предложений максимально дешевым для потенциального заемщика и снизивших актуальность модели поиска Даймонда [26] для данной ситуации. Отметим, тем не менее, что, несмотря на положительный вклад в развитие конкурентного рынка, маркетплейсы создают потенциальную угрозу его монополизации. Дело в том, что подобного рода цифровые платформы накапливают большое количество информации о заемщиках, что дает им конкурентное преимущество и теоретически позволяет выйти на рынок со своим продуктом и, в силу своего положения, создать ему более выгодные условия реализации.
3.Повышение значения косвенных поведенческих факторов формирования кредитного рейтинга потенциальных заемщиков. Переход к дистанционной выдаче кредитов привело к тому, что у кредитных организаций возникла потребность адаптации механизмов обеспечения доверительных отношений с заемщиков в виртуальной среде. Для этого необходимо внедрить такой способ проверки платежеспособности заемщика, который позволял бы сделать это за относительно короткий период времени, с минимальными издержками и без личного взаимодействия с ним. В результате кредитные организации стали совершенствовать алгоритмы скоринга, использовать технологии работы с большими данными и искусственного интеллекта, подключать новые источники информации о клиентах. Помимо кредитной истории и данных о доходе, социальном статусе и имуществе заемщика, банки начали изучать информационный след, оставляемый последним в социальных сетях, особенности его поведения и пр. Следовательно, действия субъекта, на первый взгляд не связанные с кредитованием, например, несоблюдение правил дорожного движения, злоупотребление алкоголем и даже характер его поисковых запросов могут в скором будущем негативно сказываться на его кредитном рейтинге. Поскольку доступ к услугам кредитования играет важную роль для населения, то естественно предположить, что часть людей будут стремиться к корректировке своих действий.
4.Выход на рынок новых потенциальных заемщиков. Появление возможности получить кредит дистанционно резко снижает барьеры и издержки доступа к финансированию, как уже было упомянуто ранее, и порождают виртуальное кредитное пространство. Кроме того, новые механизмы скоринга, использующие данные из различных цифровых источников, позволяют определить уровень платежеспособности потенциального заемщика используя косвенные данные о его надежности. Также стоит отметить, что на p2p и p2b площадках разброс условий, на которые готовы пойти кредиторы, гораздо шире, чем в обычных банках, по причине их большего разнообразия и, зачастую, наличие некоммерческих стимулов. В результате, доступ к услугам получают следующие субъекты:
¾ интернет-пользователи, приобретающие товары в онлайн-магазинах; лица, в силу различных причин, не имеющие доступа к физическому офису (люди с ограниченными возможностями здоровья, лица, с неудобным графиком работы, жители отдаленных территорий и пр.);
¾ физические и юридические лица, которые в силу определенных причин, не могли получит кредит в традиционных кредитных организациях на устраивающих их условиях, поскольку их платежеспособность трудно проверить за счет традиционных способов (отсутствие официального оформленного имущества, официальной занятости, хорошей кредитной истории, принадлежность к дискриминируемым группам и пр.),
¾ лица, которые не могут получить кредит по формальным причинам (например, несовершеннолетние).
¾ искусственный интеллект (в обозримом будущем), благодаря развитию интернета вещей, может стать субъектом кредитных отношений и принимать решение о получении кредита.
Помимо вышеуказанных тенденций, скорее положительно сказывающихся на развитии рынка кредитования, виртуальное кредитное пространство порождает и определенного рода угрозу. Снижение издержек доступа к получению кредита, а также появление новых маркетинговых и рекламных инструментов, использующих возможности цифровой среды и искусственного интеллекта в условиях «общества потребления» приводят к тому, что кредитная нагрузка на домашние хозяйства увеличивается, делая их финансовое положение менее устойчивым. Эта проблема усугубляется тем, что финансовые институты получили доступ к людям, обладающим низким уровнем финансовой и правовой грамотности, не говоря уже о проблеме мошенничества. Проведем анализ задолженности россиян, чтобы проверить насколько актуальная данная угроза. Динамика количества заемщиков – физических лиц показана в таблице 1.
Таблица 1
Количество розничных заемщиков по категориям, млн чел.
Показатель
|
01.01.2022
|
01.07.2022
|
01.01.2023
|
01.07.2023
|
01.01.2024
|
01.07.2024
|
Прирост,%
|
Количество
розничных заемщиков
|
42,4
|
42,8
|
44,2
|
46,7
|
49
|
50,2
|
18,4
|
Количество
розничных заемщиков, имеющих займ в МФО
|
3,9
|
4
|
4
|
4,6
|
4,6
|
4,9
|
25,6
|
Количество розничных заемщиков, имеющих
3 и более кредитов
|
8,4
|
8,7
|
9,7
|
11
|
12,2
|
13,2
|
57,1
|
Количество
заемщиков, имеющих кредитную карту
|
17,5
|
19,4
|
20,7
|
23,4
|
26,5
|
28,,6
|
63,4
|
Из таблицы 1 можно увидеть, что общее количество розничных заемщиков выросло на 18,4%. При этом рост количества заемщиков, имеющих микрокредиты, составил 25,6%, заемщиков с 3 и более кредитами – 57,1%, заемщиков с кредитной картой – 63,4%. То есть, рост числа заемщиков с относительно высоким риском дефолта, склонных к высокому уровню финансового риска, и заемщиков, склонных брать кредит на небольшие повседневные покупки (это отличительная черта пользователей кредитных карт), существенно опережает прирост общего числе заемщиков. Это косвенно подтверждает гипотезу о том, что цифровые технологии, снижая издержки, связанные с получением услуг кредитования, способствуют росту «необязательной» кредитной нагрузки.
Таблица 2
Динамика объема задолженности физических лиц в России, трлн руб.
Показатель
|
01.01.2022
|
01.07.2022
|
01.01.2023
|
01.07.2023
|
01.01.2024
|
01.07.2024
|
Прирост,%
|
Задолженность
домашних хозяйств
|
24,5
|
24,8
|
27,4
|
29,9
|
34,5
|
37,6
|
53,4
|
Задолженность
заемщиков, имеющих 3 и более кредита
|
9,4
|
9,8
|
11,6
|
13,6
|
16,6
|
19
|
102,1
|
Объем просроченной задолженности у
физлиц
|
0,945
|
1,015
|
0,108
|
1,138
|
1,125
|
1,202
|
27,2
|
Средний
объем задолженности на 1 заемщика, млн руб.
|
0,578
|
0,579
|
0,619
|
0,640
|
0,704
|
0,749
|
29,8
|
Данные таблицы 2 показывают, что общий объем задолженности домашних хозяйств в абсолютном выражении в анализируемом периоде вырос на 53,4%. Это значительно опережает рост потребительский цен за этот же период (30,3% по данным Банка России [3]), а также рост номинальных доходов населения (45,7% по данным Росстата [19]). Рост объема просроченной задолженности и рост среднего объема задолженности, приходящегося на одного заемщики оказался меньше роста доходов населения, что, на первый взгляд говорит о повышении финансовой устойчивости российских домашних хозяйств. Но рост задолженности заемщиков с 3 и более кредитами, составивший 102,1%, говорит о том, что при некотором снижении реальной долговой нагрузки россиян, положение лиц, обладающих низким уровнем финансовой дисциплины, довольно сильно ухудшилось, что, как и данные из таблицы 1, косвенно подтверждает негативное влияние развития онлайн-кредитования на их закредитованность.
Выводы
1.Выделены четыре основных направления развития онлайн-кредитования: дистанционное оформление и выдача банковских кредитов и займов микрофинансовых организаций; POS-кредитование и BNPL-сервисы в интернет-торговле; цифровые p2p и p2b платформы; выход на рынок кредитования крупных технологических компаний и экосистем, обладающих большими аудиториями пользователей и информацией об их действиях.
2.Определены последствия развития онлайн-кредитования для населения: появление единого виртуального кредитного пространства, доступ к которому не зависит от физического местоположения заемщика; повышение эффективности рынка кредитования и снижение ставки процента; повышение значения поведенческих факторов формирования кредитного рейтинга потенциальных заемщиков; выход на рынок кредитования новых групп потенциальных заемщиков.
3.Выявлена угроза, вызванная низкими барьерами доступа к виртуальному кредитному пространству: увеличение кредитной нагрузки заемщиков с низким уровнем финансовой дисциплины и грамотности. Это подтверждается ростом как числа заемщиков с 3 и более кредитами, так и объема их задолженности.
Страница обновлена: 11.12.2024 в 18:42:01